Украинские власти призвали мировое сообщество закрыть небо над Украиной с начала полномасштабного вторжения России. Это касается и передачи нам современных истребителей.
Известно, что Дания, Нидерланды, Норвегия и Бельгия согласились предоставить Украине американские истребители четвертого поколения F-16 Fighting Falcon из своего авиационного парка. По последним данным The New York Times, первые шесть истребителей Украина получит летом этого года. Сколько всего самолетов должны передать союзники, точно неизвестно, но речь идет об около 60 истребителях. Такое количество самолетов полностью не удовлетворит потребность воздушных сил ВСУ. В августе прошлого года Президент Украины Владимир Зеленский заявлял, что государство нуждается в около 160 современных истребителях. Похожее мнение озвучивал и экс-командующий Объединенными вооруженными силами НАТО в Европе. Американский генерал в отставке Уэсли Кларк считает, что украинское небо должны защищать не десятки, а сотни современных истребителей, чтобы иметь преимущество над РФ в воздухе.
Дополнительные F-16 для Украины.
Есть несколько вариантов пополнения авиационного парка необходимым количеством истребителей. Один из них – это дополнительные американские самолеты F-16 от партнеров. В этой парадигме снова следует вернуться в Данию. Официально страна пообещала нашему государству 19 истребителей F-16. В распоряжении у Дании есть около 45 таких самолетов. Что интересно, есть вероятность передачи страной определенного количества F-16 Аргентине, но Буэнос-Айрос до сих пор не решил, будет ли покупать самолеты при посредничестве США, когда-то принадлежавших ВВС Дании. Как сообщала Defense Express, представители из США предлагали аргентинцам купить до 38 таких самолетов, аргентинские же ВВС заявляли о готовности взять 24 таких истребителя. Сейчас из-за нехватки средств государство все еще не приняло решение по F-16.
На аргентинский рынок хотят зайти Индия и Китай. Первая предлагает 18 своих самолетов Tejas. Китай в свою очередь предлагает на выгодных условиях истребители собственного производства Chengdu JF-17, а Вашингтон заинтересован не допустить на рынок Латинской Америки Пекин. Такая "геополитическая гонка" может создать благоприятные условия для Киева. Можно предположить, что если Аргентина все же не приобретет F-16 в Дании, то на дополнительные самолеты может рассчитывать Украина.
Шведские истребители JAS 39 Gripen
Второй тип самолета, который могли бы взять на вооружение ПС ВСУ, это шведский многоцелевой истребитель четвертого поколения JAS 39 Gripen, производимый компанией Saab.
Кстати, об этих самолетах говорилось и в "Визии Воздушных Сил Вооруженных Сил Украины 2035", обнародованной командованием ВС ВСУ еще в 2020 году. Тогда расчеты командования показали, что закупка JAS 39 Gripen наиболее оптимальна ввиду соотношения цены и боевого потенциала.
После вступления Швеции в НАТО 7 марта 2024 г., передача этих машин стала еще более вероятной.
В стране уже рассматривали такой сценарий, а министр обороны Швеции Пол Йонсон называл присоединение к Североатлантическому альянсу одним из ключевых факторов, который позволил бы передать JAS 39 Gripen Украине.
Речь шла о 16-18 машинах для нужд украинской армии. Директор по маркетингу компании Saab Микаэль Франзен отмечал, что если бы решение о передаче JAS 39 Gripen Украине было принято шведским правительством, то отправка бы не заставила себя ждать.
Этот самолет высоко оценивают и украинские пилоты. Военный летчик ВС ВСУ с позывным Фантом рассказал, что у JAS 39 Gripen большой потенциал, в том числе и против российских самолетов Су-35 и Су-30.
Пилот убежден, что этот самолет очень современный, он прошел многие этапы модернизации и в настоящее время тот официальный парк, имеющий в своем составе шведские ВВС, может выполнять как подавление сил ПВО противника, так и нанесение огневых поражений. Самолет может переносить "standoff weapon" - ракеты или бомбы, которые могут быть запущены с расстояния, достаточного для того, чтобы уклониться от ответного огня.
Американские истребители F/A-18 Hornet
Еще одним самолетом, который может пополнить украинский парк, является американский палубный многоцелевой истребитель F/A-18 Hornet.
Его вероятное появление в Украине связывают с Финляндией и Австралией. Первая уже начала закупать на их замену более современные истребители пятого поколения F-35А, а вывод из эксплуатации истребителей F/A-18 Hornet, которых на вооружении около 60, рассчитан на 2028-2030 годы. Впрочем, многие другие страны также пытаются пересесть на более современные машины. Поэтому Владимир Зеленский в прошлом году заявлял, что Украина все еще заинтересована в таких самолетах, ведь во время войны нужно пользоваться любой возможностью.
Около 40 таких самолетов есть и в Австралии. Они сейчас на хранении, потому что страна перешла на более современные истребители. В сети даже появлялась информация о предоставлении разрешения от США на реэкспорт самолетов F/A-18 Hornet Украине, но впоследствии спикер ВС ВСУ Юрий Игнат опроверг существование любого соглашения между Украиной и Австралией.
Самолеты F/A-18 Hornet способны нести до 12 ракет "воздух-воздух" AIM-120. Поражать корабли оппонента ракетами AGM-158C LRASM, а также сбрасывать на противника высокоточные бомбы.
Турецкий истребитель KAAN
В более долгосрочной перспективе Украина рассматривает вооружение турецким истребителем 5-го поколения KAAN. В прошлом году он прошел наземные испытания, а в феврале этого года самолет совершил первый полет. Тогда Чрезвычайный и Полномочный посол Украины в Турции Василий Боднарь заявил, что Украина намерена закупить эти машины. KAAN способен применять ракеты класса "воздух-воздух", ракеты класса "воздух-поверхность" и различные авиабомбы, в том числе управляемые. Ожидается, что Турция примет KAAN на вооружение в 2028-2030 году.
Такой истребитель мог бы быть особенно важным для Украины, учитывая сотрудничество Киева и Анкары в оборонной сфере. Интересно, что в тендере на разработку реактивного двигателя для турецкого истребителя 5-го поколения принимала участие и украинская компания Ивченко-Прогресс, а Турция заявила, что ищет партнеров для программы разработки истребителя из-за финансовых трудностей. В связи с этим участие украинских предприятий в программе разработки KAAN вполне реально.
О каком бы самолете для ПС ВСУ ни шла речь, решение вопроса упирается в политическую волю, временный ресурс на подготовку пилотов, подготовку инфраструктуры и логистики, наработкой навыков быстрого и правильного обслуживания самолетов. Это уже показал пример с F-16. Несомненно, что у государства есть четкая позиция по перевооружению парка истребителей. И, скорее всего, есть публичная, а также не публичная версии развития событий. И, как говорил спикер ПС ВСУ Юрий Игнат, страна движется к западным истребителям, несмотря на внешних и внутренних врагов.
Комментарии