четверг, 17 августа 2023 21:46

Свадьба без молодоженов или незаконная торговля: как в Украине прошел скандальный фестиваль борща
40

В поселке Опошня на Полтавщине в минувшие выходные состоялся IX этнофестиваль-квест "Борщик в глиняном горшке". Это традиционное действо, которое проходит во вторые выходные августа, обычно собирает тысячи посетителей. Люди едут за сотни километров, чтобы попробовать борщ по необычным рецептам, погрузиться в атмосферу этно-усадьбы и получить положительные эмоции.

В прошлом году фестиваля не было, а в начале нынешнего лета организатор праздника, владелица этно-усадьбы Елена Щербань начала рекламу своего авторского фестиваля.

Обещала большой праздник, 90 рецептов борща и сбор пожертвований на нужды ВСУ.

Но на мероприятии не обошлось без стражей порядка, а фестиваль в последний момент хозяйка объявила свадьбой. Без молодоженов.

О том, как фестивалили в Опошне и чем все закончилось, узнавала корреспондентка Gazeta.ua

ЗАБЛУЖДЕНИЕ

Утром субботы в Опошне по улице Партизанской довольно многолюдно. Три десятка машин припаркованы по обочинам, прямо под заборами и воротами частных домов. Среди них – два автомобиля полиции.

Правоохранители – пять мужчин и одна женщина в черной форме – стоят на обочине, наблюдая, как к деревянным воротам с надписью "Свадьба. Свадьба" походят люди. Кто-то в одиночку, кто и группами по 5-10 человек. Еще двое полицейских в ярко желтых жилетах замечаю в нескольких сотнях метров выше по дороге, на повороте улицы.
Спрашиваю у правоохранителей, что здесь происходит.

– Она (владелица этно-усадьбы. – Gazeta.ua) приезжала в Полтавское районное управление и писала заявление. Мы не на мероприятии, а на прилегающей территории обеспечиваем охрану общественного порядка. Глава общества направил нам решение исполкома о запрете проведения этого мероприятия. Но это решение нарушает статью 39 Конституции Украины, гарантирующую право граждан на мирные собрания. Исполком не может запретить, это может быть только решение суда. Мероприятие продолжается, вызовов на 102 от председателя громады пока не было, – говорит один из полицейских, не представляется. – Когда мы сюда приехали, заявительница сказала, что это ее частный двор, на котором сегодня проводят свадьбу. И все прибывающие люди это все ее гости.

Полиция! Ко мне здесь журналисты идут, я не желаю их видеть!

Как только мы с коллегами, встав в очередь за другими посетителями, приближаемся ко входу, к нам выбегает владелица этно-усадьбы "Лялина горница". Невысокая стройная женщина, одетая в народном стиле. На ногах – широкие красные сапожки из тонкой кожи, горчичного цвета широкая юбка миди, красный пояс с кистями выглядывает из-под темно-красной корсетки. Такого же цвета розы на винтажных рукавах белой льняной рубашки. На шее краснеют многорядные бусы. Голова повязана темно-красным платком с бахромой.

Автор: Ольга Стенько
  Этнологиня Елена Щербань провела в своей усадьбе открытый этнофестиваль борща, несмотря на запрет местных властей. Поскольку нет регистрации предпринимателя, ей инкриминируют нелегальный бизнес и незаконне проведение массового мероприятия
Этнологиня Елена Щербань провела в своей усадьбе открытый этнофестиваль борща, несмотря на запрет местных властей. Поскольку нет регистрации предпринимателя, ей инкриминируют нелегальный бизнес и незаконне проведение массового мероприятия

– У нас сегодня частная свадьба. Молодожены не желают вас видеть. Полиция! Ко мне здесь журналисты идут, я не желаю их видеть! Нельзя ко мне сегодня. Фестиваля нет. Будет когда будет победа. Тогда мы проведем 10-й фестиваль борща со всеми рецептами и атрибутами. А сейчас я не имею права нарушать частное спокойствие людей – это все гости свадьбы, – немного нервно улыбаясь, громко выкрикивает этнолог Елена Щербань.

За ее спиной у загородки из досок несколько человек стоят в очереди на вход. Коротко стриженый загорелый мужчина в светлой льняной вышиванке берет с них плату за вход – 100 гривен. Во дворе усадьбы гуляют несколько человек. Это похоже на экскурсию или фестиваль, но не на свадьбу.

– Частная сва-адьба? – растягивая буквы, разочарованно переспрашивает рядом со мной невысокая женщина средних лет в розовой трикотажной блузке и цветастых брюках, представляется Леной. – Я думала… В интернете был "праздник борща". Мы из города Ромны Сумской области приехали. Вычитали в интернете о фестивале борща в Опошне. О входном билете 100 гривен никто не писал, мы бы не ехали.

Официальный благотворительный фонд приехал, будет собирать донаты

Женщина выглядит так, словно сейчас расплачется. Жалуется, что они с мужем потратились на неблизкую дорогу (в одну сторону около 170 км. – Gazeta.ua). Отходит в сторону, вместе с ней идет ее коренастый загорелый муж. Коротко совещаются, разворачиваются и идут в конец улицы – очевидно, к машине.

Тем временем к воротам приближается целая делегация – две женщины в ярких брючных костюмах в стиле пижамы и несколько подростков. Одна из женщин держит в руках прозрачный ящик с логотипом общественной организации БО "Благодар жизни". Увидев их, Елена Щербань открывает объятия для встречи и приглашает гостей на территорию.

– Вот, смотрите все! Это официальный благотворительный фонд приехал, будет собирать донаты, – выкрикивает хозяйка праздника и быстро заходит во двор.

Из-за высокого забора не очень видно, что происходит в усадьбе. Замечаю над ним большой плакат, извещающий, что 12.08. 2023 года в этноусадьбе "Лялина горница" проходит IX этнофестиваль-квест "Борщик в глиняном горшке". Замечаю об этом владелице, которая снова выглядывает на улицу.

Сюрприз для молодоженов, у которых здесь сегодня свадьба

– Вы же в рекламе в соцсетях писали, что будет этнофестиваль. Выходит, ввели в заблуждение? – спрашиваю.

– Это сюрприз! Сюрприз для молодоженов, у которых здесь сегодня свадьба! Они попросили меня не пускать журналистов, я выполняю.

– У вас вот плакат висит, на котором написано об этнофестивале, – указываю рукой на баннер.

– Да, а вы посмотрите на дату! Он старый! – восклицает пани Елена.

Автор: Ольга Стенько
  Этнологиня Елена Щербань провела в своей усадьбе открытый этнофестиваль борща, несмотря на запрет местных властей. Поскольку нет регистрации предпринимателя, ей инкриминируют нелегальный бизнес и незаконне проведение массового мероприятия
Этнологиня Елена Щербань провела в своей усадьбе открытый этнофестиваль борща, несмотря на запрет местных властей. Поскольку нет регистрации предпринимателя, ей инкриминируют нелегальный бизнес и незаконне проведение массового мероприятия

– Как же старый, если дата сегодняшняя? – удивляюсь.

– Где?! Да? Ну плакат старый – мы хотели проводить и передумали. Проведем после Победы, – парирует организатор мероприятия и поворачивается спиной.

ЗА ЗАБОРОМ

О том, как живется рядом с местом громких гуляний, решаю спросить у соседей. Во дворе рядом с Елениным двое детей школьного возраста прыгают на батуте. На мой голос из дома выходит невысокая женщина в черной футболке и джинсах.

Спрашиваю ее, радуется ли она, что через забор расположено известное на всю Украину место, которое популяризируют как музеи пищи.

Такие вещи не в таких местах проводятся

– Ну да соседство, скажем честно, не очень. Во-первых, один год у нас тут ни "скорая" не могла проехать нормально, никто. И пройти никак очень было – машина на машине, это сегодня еще не много машин. К ней часто люди приезжают – ну обычно экскурсии не очень шумные, а как фестивали, то… Что там у нее делается – я не знаю, я не захожу туда. Но такие вещи не в таких местах проводятся, – говорит Марина, соседка Елены Щербань через забор.

Любезно позволяет пройти на свою территорию, чтобы дать возможность через забор посмотреть, что происходит во дворе "Лялиной горницы".

А там на кострах, сложенных из кирпича небольших печках, электроплитах и в кабицах готовят блюда: жарят пирожки и колбасу, варят клецки, тушат овощи. Но основное блюдо – борщ. Он кипит в котлах и кастрюлях.

За огородом обнаруживаю открытое пространство – грунтовую дорогу совместного пользования, проходящую вдоль невысокого забора из сетки рабицы. Здесь также есть проход – даже без калитки, ее роль исполняет самодельный турникет, сваренный из труб. Никаких табличек, которые извещали бы о запрете прохода на частную территорию, нет.

Автор: Ольга Стенько
  Этнологиня Елена Щербань провела в своей усадьбе открытый этнофестиваль борща, несмотря на запрет местных властей. Поскольку нет регистрации предпринимателя, ей обвиняют в нелегальном позднее и незаконном проведении массового мероприятия.
Этнологиня Елена Щербань провела в своей усадьбе открытый этнофестиваль борща, несмотря на запрет местных властей. Поскольку нет регистрации предпринимателя, ей обвиняют в нелегальном позднее и незаконном проведении массового мероприятия.

За забором на мангале, сваренном с большого колесного диска, кипит бульон в огромном котле. На столике рядом две женщины нарезают овощи, в котелке на другом костре тушится борщевая заправка, которую помешивает мужчина в вышиванке. Спрашиваю, что за мероприятие происходит.

– У нас фестиваль борща, – говорит пышная блондинка, представляется Инной. – А мы варим 80 литров. Наш рецепт особенный, а борщ – самый вкусный. Секрет состоит в том, что борщ приготовлен с любовью. Вот доварим, и приглашаем попробовать.

Женщина рассказывает, что они с друзьями приехали из поселка Старый Салтов в Харьковской области, чтобы приобщиться к действу и помощи ВСУ. Многие слышали о борщовых действиях, которые проводит Елена Щербань в Опошне, но присоединились впервые. Увидели рекламу в соцсетях, написали организаторы и получили приглашение.

Выполняем обещание сварить борщ. Средства, которые соберем, все пойдут на донаты

– Варим борщ украинский с ребрышками. Все ингредиенты домашние, разве паста не домашняя, и приправы. Картошечку, капусточку и все овощи вырастили на огороде. Мы приезжали на экскурсию сюда зимой и во время экскурсии пообещали, что сварим борщ. Приезжали коллективом ООО "Биобаланс Полтава". Мы здесь сборные – из Полтавы и Старого Салтова, – приобщается к разговору ее подруга, представляется по имени Любовь.

Спрашиваю, на каких условиях коллектив приобщился к действу.

Автор: Ольга Стенько
  Этнолог Елена Щербань провела в своей усадьбе открытый этнофестиваль борща, несмотря на запрет местных властей. Поскольку нет регистрации предпринимателя, ей инкриминируют нелегальный бизнес и незаконне проведение массового мероприятия
Этнолог Елена Щербань провела в своей усадьбе открытый этнофестиваль борща, несмотря на запрет местных властей. Поскольку нет регистрации предпринимателя, ей инкриминируют нелегальный бизнес и незаконне проведение массового мероприятия

– Мы как участники платили по 100 гривен с человека. Нам за это ничего не будет – мы выполняем обещание сварить борщ. Средства, которые соберем, все пойдут на донаты, – объясняет Любовь.

С территории выходит мужчина лет 60 и идет в сторону улицы. Через несколько минут по дороге проходит женщина в джинсах и черной футболке с вышивкой, заходит через калитку на территорию фестиваля. Не сдерживаю любопытство, за ним захожу и я.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Зеленый, белый, японский - на уникальном гастрофестивале удивили рецептам борщей

КОММЕРЦИЯ

На территории все выглядит традиционно, как для фестивалей борща, уже не раз проводившихся в этой усадьбе-музее. В дальнем углу, рядом со входом, по которому я зашла, продают сувениры народные мастера.

В этом году с ассортиментом негусто. Предлагают сумки, брелоки, мелкие сувениры, украшения ручной работы, чеканные памятные монеты, куклы мотанки, мед. В общей сложности торгуют с десяток лотков на весь фестиваль.

Не могу так сказать, в чем там изюминка, но очень вкусно

Рядом на траве разместились две женщины и мужчина – едят борщ из пластиковых мисок.

– Попробовал уже три борща. Рыбный – со щукой, не знаю какая там рыба, но вкусно, с ветчиной – он имеет интересный копченый вкус, и опошнянский. Не могу так сказать, в чем там изюминка, но очень вкусно. Этот, пожалуй, самый вкусный, – полтавчанин Владислав с аппетитом доедает последние ложки борща со сметаной.

Люди, которые едят борщи, ищут места, где только можно. Едят стоя, низко наклоняясь к длинным столам, покрытым прозрачным полиэтиленом, сидя на скамейках, досках и балках, держа миски на коленях, а то просто стоя в стороне от тропы.

Невысокая блондинка в коротких джинсовых шортах, обнажающих стройные загорелые ноги, ест, сидя на бревне.

Автор: Ольга Стенько
  Харьковчане Елена и Антон приятно удивлены вкусом опошнянских борщей
Харьковчане Елена и Антон приятно удивлены вкусом опошнянских борщей

– Приехали первый раз на фестиваль борща. Посмотреть, – говорит харьковчанка Елена, которая живет год в Полтаве как ВПО. – Очень понравилось. Уже попробовали на входе первый – "полтавский". Я так поняла, что это прямо местный-местный. Не знаю, в чем секрет, но он прямо очень вкусен. А сейчас буду есть харьковский борщ – из Лозовского района. Хочу сравнить, потому что у нас тоже родственники в Лозовском районе.

Рядом сидит молодой человек в очках, одетый в зеленую футболку и трикотажную куртку с коронами.

Никогда такого не ел. Внешне – обычный, но вкус

– Я вам так скажу. Я здесь уже в четвертый раз. Но не на фестивале борща, а был здесь на экскурсиях. Здесь же, когда нет фестиваля, проводит экскурсии, потому что это музей. Я ел здесь три раза борщ. Причем они не готовят борщ, когда нет фестиваля. То есть, я пытался здесь позавтракать, а мне сказали: "Для туристов ничего не готовим. Но если вы уже приехали издалека, то давайте уже". Сделали то, что сами едят. Очень вкусный борщ, никогда такого не ел. Внешне – обычный, но вкус... Думаю, суть в методике приготовления. Какой-то он такой хрупкий и нежный. Да еще с их продуктами – подавали домашнюю сметану и сало с зеленью. Этот микс очень органичен и нет ничего лишнего. А еще это единственное в Украине место, где готовят борщ с клубникой, насколько я знаю. Хотел попробовать, но как-то в другой раз, – рассказывает харьковчанин Антон.

Рядом в каркасный павильон с подписью "Оржицкий борщ" выстраивается очередь. Люди заказывают колбасу, которую жарит на сковороде мужчина в футболке-вышиванке и светлой летней шляпе с прямыми полями.

Здесь посетители берут алкоголь – прозрачную жидкость в рюмках и пол-литровые бутылочки, его разливает высокая стройная женщина с короткой стрижкой. Она же насыпает и продает борщ. Это постоянная участница фестивалей "Борщик в глиняном горшке" харьковчанка Оксана Буряк.

– У меня традиционный холодный борщ с рыбкой, – не отрываясь от работы, говорит Оксана. – Простите, не могу говорить, у меня покупатели.

Мужчина, который помогает Оксане в приготовлении блюд, добавляет, что сегодня готовят два борща: горячий "оржицкий" - мясной с ребрышками, и холодный постный – с карпом.

Автор: Ольга Стенько
  Харків'янка Олена Буряк - багаторазова учасниця етнофестивалів "Борщик у глиняному горщику". Її оржицький борщ користується попитом у відвідувачів. Оксана готується презентувати свою страву на дегустації
Харків'янка Олена Буряк - багаторазова учасниця етнофестивалів "Борщик у глиняному горщику". Її оржицький борщ користується попитом у відвідувачів. Оксана готується презентувати свою страву на дегустації

Продают борщ по 50 гривен за 300 мл. Это стандартная цена – такую же правят большинство участников. Стоит отметить, что стоимость порции не изменилась с предыдущего раза – в 2021 году фестиваль был очень многолюдным. В прошлом году мероприятие не проводилось.

Участники фестиваля торгуют себе на пользу. За вход заплатили 100 грн с человека. На каждом "торговом месте" стоит горшок, заклеенный скотчем, с надписью "Донаты на ВСУ". Туда, по желанию, посетители могут бросить сдачу или любую сумму.

За одним из столов, поставленных вдоль центральной дорожки, едят стоя три женщины. Они – экскурсантки, которым пришлось встать на рассвете, чтобы попасть на фестиваль.

– Мы приехали из Киевской области. Нас целая экскурсия. У нас есть гид, который занимается поездками, организует экскурсии и выезды на всякие фестивали. Она узнала о фестивале борща, написала и создала тур. Нас приехало около 50 человек. Из Яготина, Березани, Переяслава и других населённых пунктов. За экскурсию заплатили тысячу гривен. Сюда включен входной билет. А борщи уже пробуют каждый, кто хочет – это за деньги. Успели пробовать борщ с грибами, и вкуснейший борщ с карпом, – говорит невысокая блондинка в розовой футболке и джинсовом пиджаке.

У меня было кулинарное открытие сегодня

С сожалением констатирует, что, хотя имели талоны на дегустацию, включенную в стоимость входа, воспользоваться ими не смогли – уже нечего было дегустировать. Хотя по времени на заявленную дегустацию успели – в 10:00 были на месте. Но не очень грустят по этому поводу, потому что смогли получить яркие впечатления.

– У меня было кулинарное открытие сегодня. Впервые ела пироги со шкварками. Никогда и не могла подумать, что может быть такая начинка – у нас так не готовят. А здесь, говорят, это традиционное блюдо – радостно делится впечатлениями брюнетка в белой блузке и короткой розовой куртке.

Автор: Ольга Стенько
  Женщины приехали в Опошню на фестиваль борща из Киевской области в составе большой экскурсионной группы. Заплатили по 1 тыс. грн. каждая
Женщины приехали в Опошню на фестиваль борща из Киевской области в составе большой экскурсионной группы. Заплатили по 1 тыс. грн. каждая

– А вот мне здесь чего-то не хватает. Мы ехали на Полтавщину. Рассчитывала поесть полтавских галушек. Их обещали в рекламе. А их здесь нет, – добавляет третья подруга, коротко стриженая блондинка в спортивном костюме.

НЕ ХЛЕБОМ ЕДИНЫМ

У дорожки замечаю черную информационную доску, на которой розовым мелом выведено: "Свадьба. Борщ груша, угорь, щука – 100, узвар – 10". Стол плотно заставлен котлами и кастрюлями с блюдами, есть банка квашеных огурцов и большая бутыль с желтоватой жидкостью.

У длинного стола рядом выстроилось с десяток человек. Здесь предлагают также свадебный капустник, кочанную кашу и шулики – коржики с маком и сладкой заливкой, традиционное сладкое блюдо, которое готовят на Спаса. Здесь тоже продают алкоголь, это называется дегустация.

По сути, алкоголь можно приобрести на половине торговых точек. Некоторые наливают, в других предлагают уже фасованные в бутылки с этикетками. Информации о производителе на них нет, только рекламное название. Бутылки 0,25 л с этикеткой "Настоящая калгановка" замечаю в пластиковом тазу под столом, где продают борщ, пирожки и творожно-картофельные клецки с малиново-йогуртовым соусом.

Сегодня готовим четыре вида, вы такого нигде не ели

– Приглашаем к нам на борщ. Сегодня готовим четыре вида, вы такого нигде не ели! – широко улыбается мне женщина в ярком стилизованном украинском наряде, которая проходит по дорожке рядом. За ней следуют еще несколько коллег в таких же костюмах, поэтому я понимаю, что это художественный коллектив.

Приехали не фестиваль борща по приглашению его организатора, рассказывают женщины, дополняя друг друга. Радуются возможности презентовать традиции приготовления борщей из их села – традиционные уплатновские блюда имеют свои изюминки и уникальную рецептуру, и приобщиться к доброму делу помощи ВСУ. А еще – показать свое творчество. Пели две песни – народную о лободе, и авторскую об Опошнянском фестивале борща. Написала ее художественный руководитель коллектива.

Автор: Ольга Стенько
  Руководитель центра предоставления культурных услуг села Уплатное Близнюковской общины Лозовского района Харьковщины Людмила Каменева приехала на фестиваль во главе любительского коллектива "Забава". Женщины сварили 4 вида борща по аутентичным рецептам своего села, а также выступили с номерами художественной самодеятельности.
Руководитель центра предоставления культурных услуг села Уплатное Близнюковской общины Лозовского района Харьковщины Людмила Каменева приехала на фестиваль во главе любительского коллектива "Забава". Женщины сварили 4 вида борща по аутентичным рецептам своего села, а также выступили с номерами художественной самодеятельности.

– Мы – аматорский женский коллектив "Забава". Варим четыре необычных борща. Зеленый с кольцом, красный с яйцами, красный с мохнатым горохом и красный с пузаниной. Есть свои секреты. Один из них – с любистком, так в нашем селе бабушки варили, – говорит художественный руководитель центра предоставления культурных услуг села Уплатное Близнюковской общины Лозовского района Харьковщины Людмила Каменева.

Пока говорим, с площадки раздается пение – выступление очередного творческого коллектива. "Навари, ми-илая, навари, ми-илая, навари, у-ха-ха! – моя чернобривая", – вместе с артистами подпевают и посетители праздника.

Считаю, что это удивительное действо, не искусственное, настоящее

На фестиваль борща ехали за сотни километров – чтобы погрузиться в теплую атмосферу детства и украинских традиций. И люди смогли получить свой фан.

– Мы с самого Днепра приехали. Здесь во второй раз – впервые были еще до ковида. С тех пор многое изменилось к лучшему. К примеру, то, что появились донаты. Видим, что люди радуются возможности помочь, – говорит Светлана, одетая в белую футболку, вышитую яркими маками. – Считаю, что это удивительное действо, не искусственное, настоящее – здесь нет шароварщины, как говорится. Здесь все натуральное, подлинное, этническое. Когда это увидишь – ну, какая может быть денацификация. Мы – такие. Надеемся, что Елена это мероприятие будет проводить ежегодно и ей ничего не будет мешать.

Между тем, на концертной площадке у входа проводят очередную дегустацию борщей. Презентуют борщ с грушками, со щукой, грибной с лисичками и оржицкий с ребрами.

Несколько участников выставили на стол небольшие горшки с борщом и рассказывают по очереди об особенностях рецептов своих блюд. После презентации те, кто успел, а это пару десятков человек, смогут продегустировать небольшие порции – по половнику – борщей.

Считается, что эта дегустация входит в стоимость входного билета. Но не все пользуются этой возможностью – борщей очевидно меньше, чем нужно порций для всех посетителей.

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ

Так как в этом году людей почти в пять раз меньше, чем на предыдущем фестивале, места, где поесть, хватает. Несколько длинных столов с лавками под крышей между домом и сараем плотно заполнены людьми. Здесь едят, пьют, общаются около трех десятков посетителей.

Очень атмосферное место, щедро украшенное керамическими изделиями, свисающими на веревках с балок крыши и закрепленными на столбах. Также отсюда можно наблюдать за приготовлением еды – здесь есть кабица, где готовит борщи родственница Елены Щербань Оксана Манько. Женщина в украинском костюме – старой аутентичной вышитой рубашке и клетчатой сине-зеленой юбке – умело использует рогач, чтобы доставать глиняные горшки из печи. Охотно позирует мне для фото.

Посмотрите, сколько здесь всего – такие красивые рушники

Еще одну яркую хозяйку застаю за приготовлением борща чуть вдали от главной тропы – на чердаках старого дома, который недавно стал частью этно-усадьбы "Лялина светлица". Ее и еще один участок рядом выкупили, отселив жителей, чтобы расширить территорию для проведения фестиваля борща.

Автор: Ольга Стенько
  Полтавская пенсионерка Людмила Бутко приехала варить "борщи без воды" по персональному приглашению владелицы этноусадьбы
Полтавская пенсионерка Людмила Бутко приехала варить "борщи без воды" по персональному приглашению владелицы этноусадьбы

– Эти дома недавно они выкупили. Зайдите, посмотрите, сколько здесь всего – такие красивые рушники. И в дальнюю тоже сходите, там открыто, можно посмотреть. Пока не упорядочено, но только посмотрите, сколько еще у них есть экспонатов для музея! – восторженно советует Людмила Бутко, которая присоединилась к фестивалю борща впервые – по личному приглашению Елены Щербань.

Территория еще не благоустроена, но достаточно просторна. Мне чем-то неуловимо напоминает о селе Великие Сорочинцы и знаменитой Сорочинской ярмарке. То ли прудом-копанкой, то ли вербами над ручейком, протекающим через участок под забором.

Здесь, по всей видимости, планируют в будущем устроить зону детских развлечений. По крайней мере, уже сейчас есть полусобранная самодельная детская горка, которая заканчивается кучей песка, словно для песочницы. Чуть дальше в тени раскидистого дерева на качелях колышутся две женщины, которых я видела раньше на входе.

Волонтер Юлия Гречнева и Дарья Гермаш приехали из Лубен. Взяли с собой ящик, чтобы собрать немного благотворительных средств. Используют их для хороших дел. Среди прочего помогают военным, говорят женщины.

Ездим на самый "ноль". Ездим насколько опасно, что нас обстреливали очень часто

– У нас есть фонд "Благодар жизни". Мы работаем с детьми – малообеспеченными, из многодетных семей. Мы с Юлей держим фонд, ездим на самый "ноль". Ездим насколько опасно, что нас обстреливали очень часто. В 500 метрах от орков были, – рассказывает Дарья. – Решили от этого всего отвлечься. Нашли людей, задонативших нам горючее. Привезли сюда 18 детей из многодетных и малообеспеченных семей, которые не могут себе позволить увезти детей на отдых.

Хорошо знакомы с Еленой Щербань – написали ей, что хотят приехать. А она предложила поставить ящик для пожертвований. Потому что знает, что учредители фонда постоянно собирают деньги для воинов – на ремонт авто, запчасти, тепловизор.

Автор: Ольга Стенько
  Лубенские волонтеры Юлия Гречнева (слева) и Дарья Гермаш приехали на фестиваль, чтобы отдохнуть от поездок на линию фронта
Лубенские волонтеры Юлия Гречнева (слева) и Дарья Гермаш приехали на фестиваль, чтобы отдохнуть от поездок на линию фронта

Но, кроме добрых дел, пользуются возможностью немного отдохнуть и поесть вкусных блюд. Успели попробовать несколько видов борщей, и ждут изюм – черный и с раками.

Чуть дальше, под забором, низко склонились над столом трое мужчин в кожаных жилетах с логотипом байкерского клуба.

Друзья решили устроить себе активный отдых – поездку на железных конях – и гастротуризм. Приехали из Днепропетровщины – из Каменского. Впервые посетили фестиваль борща в Опошне, увидев рекламу в соцсетях. Но не в восторге от этого решения.

– Впечатления не очень пока что. Мы как-то иначе себя все это представляли. Я понимаю, дожди прошли, земля мокрая, но тут могло быть и чище. Скажем так: я ожидал, что здесь большая территория, более благоустроенная, что люди могут здесь спокойненько сесть, все попробовать, – говорит мотолюбитель Денис.

Посмотрели здесь все. Поедем есть полтавские галушки

Признается, что успели попробовать пока единственный борщ – "оржицкий". "Вкусный, но – обычный", — резюмируют. Пока не то, за чем бы стоило проехать более ста километров в одну сторону. До другого пока не смогли добраться.

– Мы не смогли подойти никуда, чтобы хоть узнать, где что. Очередь кругом. Единственный, который был без большой очереди. Хотели с уткой – он закончился, в большом котле еще кипит, – добавляет еще один байкер, не представляется.

– Мы посмотрели здесь все. Поедем есть полтавские галушки – фаршированные. Любим это блюдо. Заказываем в Диканьке, – добавляет Денис.

Через 10 минут на улице перед усадьбой замечаю, что байкеры уезжают – в усадьбе они провели менее часа.

Собственно, в этом году посетители проводили на фестивале в среднем 40-60 минут, по моим наблюдениям. Причина – в отсутствии удобных мест для сидения, минимуме развлечений, очень скромном ассортименте ярмарки.

Автор: Ольга Стенько
  Этнолог Елена Щербань провела в своей усадьбе открытый этнофестиваль борща, несмотря на запрет местных властей. Поскольку нет регистрации предпринимателя, ей инкриминируют нелегальный бизнес и незаконне проведение массового мероприятия
Этнолог Елена Щербань провела в своей усадьбе открытый этнофестиваль борща, несмотря на запрет местных властей. Поскольку нет регистрации предпринимателя, ей инкриминируют нелегальный бизнес и незаконне проведение массового мероприятия

На дороге встречаю семью, только что вышедшую с территории фестиваля. Пока мужчина пошел на гору за машиной, женщина соглашается поделиться впечатлениями.

– Что больше всего понравилось на фестивале? – спрашиваю.

– Медальоны, – подросток радостно показывает монетку-медальон на цепочке. - Борщ. Пирожки очень вкусные с картошечкой. И квас.

Семья из Селидово Донецкой области, последний год живет в Полтаве, куда бежала от войны. Фестиваль борща посетили впервые, прочли рекламу в соцсетях. Приятно удивлены разнообразием блюд и полтавским сельским колоритом.

Почему власти не замечают и не поддерживают инициативу? Хороший фестиваль

– Люди сами, по своей инициативе это делают. Может, нужно как-то помочь им? Почему власти не замечают и не поддерживают инициативу? Хороший фестиваль. Немного, конечно грязно – ребенок маленький упал в грязь. Ну, это дождь был. А вообще очень интересно. У наших родителей была хата – очень похожа, как эта (в усадьбе "Лялина светлица". -Gazeta.ua). Мне очень понравилось, – делится впечатлениями дончанка Елена.

ОБРАТИТЬСЯ К ПЕРВОИСТОЧНИКАМ

Действо, проходившее 12 августа в Опошне на территории усадьбы "Лялина светлица", Елена Щербань рекламировала, как IX этнофестиваль "Борщик в глиняном горшочке". Мы решили разобраться, откуда он происходит, и каково было первое мероприятие.

Для этого пришли в гости к людям, которые стояли у его истоков. Одна из соорганизаторов и идейная вдохновительница фестиваля – Марина Куденец. Вместе с мужем Александром основали и развивают в Опошне этнопоселение "Старый хутор". Являются соучредителями ОО "Креативный туризм" – вместе с Еленой Щербань и ее бывшим мужем Анатолием Щербанем.

Придумали такую идею, чтобы организовать гастрофестиваль

Говорим с Мариной на веранде дома 1914 года, одного из зданий этнопоселения "Старый хутор" в Опошне. Замечаю, как подходит изумрудный рабочий передник женщины к ее зеленым глазам. Марина сидит на аутентичной скамье со спинкой, крытой тканой дерюгой. Держит в руках глазурованный горшок с традиционным опошнянским орнаментом и надписью "2014. Фест-квест Борщик в глиняном горшке".

Автор: Ольга Стенько
  Соавтор и организатор первого фестиваля-квеста "Борщик в глиняном горшке" Марина Куденец рассказывает, с чего начинался фестиваль
Соавтор и организатор первого фестиваля-квеста "Борщик в глиняном горшке" Марина Куденец рассказывает, с чего начинался фестиваль

– Первый фестиваль провели в августе 2014 года. Мы тогда дружили с Анатолием и Еленой Щербань. Анатолий впоследствии у нас крестил дочь, мы с ним кумовья, – рассказывает Марина Куденец. – Мы обсуждали, что нужно развивать зеленый туризм, делать веломаршруты, привлекать туристов в Опошню. И придумали такую идею, чтобы организовать гастрофестиваль. В то время у Елены была усадьба "Лялина светлица", где она проводила мастер-классы по кукле-мотанке. И к нам в усадьбу тоже приходила с этими мастер-классами. У нас была печь, у Елены в усадьбе тоже была. Еще с нами должна была участвовать третья усадьба, но они печь не успели достроить, поэтому мы провели мероприятие без них.

Идея была устроить борщевой квест. На обеих усадьбах местные жительницы старшего возраста, имеющие семейные рецепты, варили борщи. Гости фестиваля-квеста имели возможность исследовать процесс приготовления блюд на разных усадьбах, сравнить рецепты и технологические процессы. Параллельно – осмотреть сами усадьбы. Итог квеста – дегустацию – проводили в кемпинг-зоне "Старого хутора" под горой. По итогам голосования выбрали блюда, которые больше всего понравились посетителям и наградили их авторов.

Так что на этом пути разошлись

– Мы больше занимались вопросами комфортного размещения гостей, обеспечением приготовления блюд, организационными вопросами. Елена была более занята вопросами пиара. Так что на этом пути разошлись, – довольно сдержанно говорит Марина. – Не то чтобы мы прямо побили горшки. Но все знают амбиции Елены – сплошное "я, я, я". Ну если ты – то бери и проводи. Нам лучше проводить в своем формате, в своем видении. Конечно, идея была "борщик в горшке из бабушкиной печи" - теплая и вкусная, это приятные воспоминания. Но потом в 2016 мы проводили свой фестиваль.

Первый фестиваль борща организовала и провела общественная организация "Туристическое село Полтавщины", главой которой был Александр Куденец, а среди членов и супруги Щербань. Но впоследствии организацию закрыли – не хватало времени и усилий ее развивать – после проведения "Опошнянского фестиваля натуральной пищи" на территории этнопоселения. К его проведению присоединились волонтеры не только украинские, но и иностранцы – из Турции, Польши, Португалии, Испании.

Автор: Ольга Стенько
  Территорию этноусадьбы "Лялина светлица" недавно расширили на два дома, которые выкупил и передал Елене Щербань благотворитель, чье имя не называют
Территорию этноусадьбы "Лялина светлица" недавно расширили на два дома, которые выкупил и передал Елене Щербань благотворитель, чье имя не называют

– С Еленой было сложно. Ее единственная деятельность – прийти покрасоваться перед гостями и журналистами, рассказать, как она все знает и умеет. Так же вела себя на "Слива Фесте", который мы здесь у себя на территории проводили – пришла и возмущалась, что мы ее не позвали. У людей потом создается впечатление, что кроме нее никто ничего не делает. И потому с ней не хотят работать. И в поселковом совете ее за это не любят. Просто вот такой она человек, – добавляет Марина.

Елена – отказалась. Конечно, потому что она же денег не заработает

С грустью констатирует, что люди, недовольными уходящие с фестиваля борща, потом жалуются на поселковую власть – мол, как можно не организовать нормальные условия для такого мероприятия и не провести его на высоком уровне. А местная власть и рада бы помочь, но ее помощь не принимают.

– Действительно, идея суперовая. И все можно было сделать. Ей голова наш Николай Резник предложил провести этот фестиваль на общей территории. А Елена – отказалась. Конечно, потому что она же денег не заработает. Это же, вероятно, ей важно не качество, а денежная компенсация за количество людей. А она еще и на всех пишет кучу гадостей, – добавляет моя собеседница.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Гуляли, квасили и заливали сливы: как на Полтавщине провели оригинальный гастрофестиваль

ОБІЦЯНКИ ЦЯЦЯНКИ

Фестиваль частный, нигде не зарегистрирован. Так что просто так выделить на него деньги громады закон не позволяет. А навстречу его организатор не идет, говорит председатель Опошнянской территориальной громады Николай Резник.

– Громада просто частнику помогать не может. Об этом и шла речь: чтобы она оформилась как ФЛП или открыла какую-то общественную организацию. И потом мы могли бы сотрудничать. Два года назад было много негатива – людям туалетов не хватало, места было мало, нигде не только сесть, но и стать. И этот хейт пошел на общину, что мы могли бы все организовать. Я ее позвал и говорю: "Елена, давай как-то выходить на другой уровень. Возможно, где-то на стадионе или другой большей территории, потому что эта уже не вмещает такую толпу". Поэтому ей было приобретено два дома. Людей оттуда переселили. Но ее условие было, чтобы все ей передали в частную собственность. Мы нашли мецената, который это выкупил и подарил ей, – рассказывает Николай Резник.

Фамилию мецената не называет. Говорит, человек намеренно хочет сохранить свою конфиденциальность. Тогда якобы Елена Щербань пообещала зарегистрировать ФЛП, и согласилась привести территорию в порядок, обустроить должным образом, и там проводить мероприятия, чтобы больше не было жалоб у посетителей и местных жителей. Но прошло два года, а пока этого не сделала.

Я финансово ее поддерживал. А потом с ней что-то произошло

Резник утверждает, что имел договоренность со Щербанем о том, что в этом году фестиваль борща проводиться не будет. Из соображений безопасности – в общине есть укрытие, но не на территории "Лялиной светлицы". Да и собирать много людей из разных регионов в одном месте, по тем же соображениям безопасности, не целесообразно.

Автор: Ольга Стенько
  Этнолог Елена Щербань провела в своей усадьбе открытый этнофестиваль борща, несмотря на запрет местных властей. Поскольку нет регистрации предпринимателя, ей инкриминируют нелегальный бизнес и незаконне проведение массового мероприятия
Этнолог Елена Щербань провела в своей усадьбе открытый этнофестиваль борща, несмотря на запрет местных властей. Поскольку нет регистрации предпринимателя, ей инкриминируют нелегальный бизнес и незаконне проведение массового мероприятия

– Мы сообщили всем службам о решении по запрету, но мероприятие все равно состоялось, – говорит глава громады. – Она согласилась тогда, два года назад. К тому же, я лично давал ей деньги, когда она ко мне обращалась, просила помочь на грамоты, подарки участникам. Я просто доставал деньги из кармана и давал ей. Официально мы не могли ей помогать, а неофициально – помогали. Даже до того, как стал председателем, я финансово ее поддерживал. А потом с ней что-то произошло, – говорит Резник.

Сейчас в поселке отношения между жителями и хозяйкой "Лялиной светлицы" сложные. Резник утверждает, что соседи собирались перекрывать дорогу, чтобы не допустить приезда гостей на нелегальный фестиваль. Но главе удалось убедить граждан, что это не лучший план действий – на той же улице расположены объекты Национального музея-заповедника украинского гончарства, в который в выходные дни едут многие посетители и большие экскурсионные туры со всей Украины и иностранные туристы.

Привлекли достаточное количество личного состава из числа Полтавского районного управления полиции

Вероятно, сама Елена Щербань тоже знала о планах односельчан. Поэтому написала заявление в полицию с требованием обеспечить охрану общественного порядка у ее усадьбы.

– 12 августа в селе Опошня осуществлялась охрана публичной безопасности и порядка во время того, как местная жительница по своему месту жительства, как она сообщила, проводит свадьбу. На мероприятие привлекли достаточное количество личного состава из числа Полтавского районного управления полиции. Также обеспечивали безопасность движения, потому что было большее количество, чем обычно, транспортных средств на улицах, – говорит в комментарии для Gazeta.ua представитель Полтавского районного управления полиции Василий Зуб.

По словам официального представителя полиции, правоохранители осуществляли патрулирование с целью "недопущения какого-либо резонанса и правонарушений". Полиция прибыла на место потому, что "организатор данного мероприятия предварительно сообщала о проведении других мероприятий по своему месту жительства, но именно в тот день это было анонсировано как проведение свадьбы".

Органы местного самоуправления не давали разрешения на проведение этого мероприятия

– Предварительно она обращалась в органы местного самоуправления о проведении этих мероприятий, на что получила отказ. Насколько нам известно, органы местного самоуправления не давали разрешения на проведение этого мероприятия, – уточняет Зуб.

На патрулирование в Опошню, расположенную в 50 км от Полтавы, выезжали восемь работников Полтавского РУП на двух служебных автомобилях.

Этнолог Елена Щербань провела в своей усадьбе открытый этнофестиваль борща, несмотря на запрет местных властей. Поскольку нет регистрации предпринимателя, ей инкриминируют нелегальный бизнес и незаконне проведение массового мероприятия
Фото: Ольга Стенько
Этнологиня Елена Щербань провела в своей усадьбе открытый этнофестиваль борща, несмотря на запрет местных властей. Поскольку нет регистрации предпринимателя, ей инкриминируют нелегальный бизнес и незаконне проведение массового мероприятия
На фестиваль борща приехали волонтеры из Лубнов. Организатор мероприятия Елена Щербань пригласилаь их в качестве официального фонда для собра благотворительных пожертвований на нужды ЗСУ
Этнологиня Елена Щербань провела в своей усадьбе открытый этнофестиваль борща, несмотря на запрет местных властей. Поскольку нет регистрации предпринимателя, ей инкриминируют нелегальный бизнес и незаконне проведение массового мероприятия
Этнологиня Елена Щербань провела в своей усадьбе открытый этнофестиваль борща, несмотря на запрет местных властей. Поскольку нет регистрации предпринимателя, ей инкриминируют нелегальный бизнес и незаконне проведение массового мероприятия

НЕЛЕГАЛЫ

Представители поселкового совета вызвали полицию. Написали заявления, в которых выдвинули конкретные претензии к владелице этноусадьбы. Об этом Gazeta.ua рассказала начальник юридического отдела Опошнянского поселкового совета Ирина Гармаш.

– Около 12 часов 12 августа я лично позвонила по телефону на линию 102. Сообщила о двойном правонарушении. Первое – "нарушение установленного порядка организации или проведения собрания, митингов, уличных походов и демонстраций". То есть проведение мероприятия было запрещено, но она, вопреки запрету, мероприятие таки провела, чем нарушила порядок организации массовых мероприятий.

Еще одна статья Кодекса Украины об административных правонарушениях инкриминирует осуществление предпринимательской деятельности без регистрации предприятия. Ирина Гармаш считает, что действия Елены Щербань подпадают под действие этой статьи, поскольку владелица "Лялиной светлицы" не зарегистрирована как предпринимательница, а хозяйственную деятельность проводит нелегально.

Поскольку она не зарегистрирована как субъект предпринимательской деятельности, ее проверить не могут

– С 2014 года она систематически осуществляет предпринимательскую деятельность с целью получения прибыли. Она сдает в аренду помещение, проводит платные мастер-классы, два фестиваля – борща и живого хлеба, готовит к продаже галушки и прочее. И совершенно не зарегистрирована как предприятие. Также я сообщила, что она совершает стихийную торговлю, – говорит юрист.

Автор: Ольга Стенько
  На стенах построек в этноусадьбе "Лялина светлица" висят плакаты, рассказывающие о деятельности владелицы. Среди прочего сообщают, что Елена Щербань готовит на продажу традиционные блюда украинской кухни
На стенах построек в этноусадьбе "Лялина светлица" висят плакаты, рассказывающие о деятельности владелицы. Среди прочего сообщают, что Елена Щербань готовит на продажу традиционные блюда украинской кухни

Полиция на вызов прибыла, но зайти на территорию, где проходило массовое мероприятие, отказалась. Мотивируя это тем, что это частная территория. От объяснений Елена Щербань отказалась, документы также не предоставила. Полиция не применила свои полномочия – правоохранители имели полное право требовать документы, удостоверяющие личность, или задержать человека до выяснения его личности. Но почему-то не воспользовались этим правом.

– Для меня была важна идентификация ее личности для налоговой. Потому что налоговая предварительно отказалась ехать на проверку, опираясь на то, что у них нет данных этого лица, ни паспорта, ни идентификационного кода. Сказали, что им нужен админпротокол, в котором сотрудники полиции укажут информацию о личности. Только тогда налоговая проведет проверку. Госпродпотребслужба также отказалась проводить проверку. Все знают, какая там антисанитария, как моется посуда, убирается и все остальное. Но в Госпродпотребслужбе мне ответили, что поскольку она не зарегистрирована как субъект предпринимательской деятельности, ее проверить не могут, – рассказывает Гармаш.

Как позже сообщил спикер Полтавского РУП Василий Зуб, полиция проводит проверку приведенных фактов.

Будет принято соответствующее правовое решение, уведомлены все необходимые компетентные органы

– По данному факту проводится соответствующая проверка. Событие официально зарегистрировано. После завершения проверки будет принято соответствующее правовое решение, уведомлены все необходимые компетентные органы, – резюмировал представитель районной полиции.

Максимальный срок, который закон отводит на рассмотрению обстоятельств дела, составляет 30 дней. Но Василий Зуб заверил, что сбор и рассмотрение доказательств проведут в кратчайшие сроки.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Информация о том, что цель фестиваля борща – сбор средств на поддержку ВСУ, информация на страницах Елены Щербань в соцсетях появилась за несколько дней до мероприятия.

Организатор записала несколько видео, в которых сообщала, как важно провести фестиваль, делала заявления, что она давно и мощно поддерживает ВСУ, и обещала перечислить значительную сумму.

На мероприятии постоянно звучало слово "донаты" – об этом говорили участники, гости. Да и сама Елена повторяла о благотворительности, обещала сразу отчитаться.

Из реальных результатов этой благотворительности пока есть только чек из банкомата о зачислении наличных, осуществленный 13 августа Людмилой Бутко в адрес харьковского предпринимателя и волонтера Артема Фисуна на сумму 614,91 грн. Об этом организатор мероприятия написала на своей странице в понедельник.

Автор: Ольга Стенько
  Организатор фестиваля борща Елена Щербань отчиталась на своей странице о помощи ВСУ, собранной на ее мероприятии, чеком о перечислении средств, осуществленном пенсионеркой Людмилой Бутко
Организатор фестиваля борща Елена Щербань отчиталась на своей странице о помощи ВСУ, собранной на ее мероприятии, чеком о перечислении средств, осуществленном пенсионеркой Людмилой Бутко

Лично Елена Щербань бросила в ящик благотворительной организации "Благотворительный фонд "Благодар жизни" 200 грн. Об этом в комментарии Gazeta.ua сказала соучредительница и директор благотворительной организации Дарья Гермаш.

– Мы об этом даже пост нигде не выставляли, потому что там не о чем отчитываться, – по телефону сказала руководитель фонда.

Вместо отчета о результатах сбора средств на поддержку украинских защитников во вторник, 15 августа, Елена Щербань опубликовала сообщение, в котором возмущенно заявила, что опошнянская полиция проводит опрос свидетелей - "гостей свадьбы".

Сейчас вы читаете новость «Свадьба без молодоженов или незаконная торговля: как в Украине прошел скандальный фестиваль борща». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі