вторник, 18 октября 2022 20:03

Спецтема: Война России против Украины

Ядерный заряд, ракеты Х-22 и самолеты Blackjack: какие секреты скрывает оружие, которым РФ атакует Украину
12

Война в Украине стала первой после Второй мировой, в которой применяются все имеющиеся вооружения, заявил 15 октября руководитель Главного управления разведки Министерства обороны Кирилл Буданов. В частности, россияне наносят удары по Украине ракетами с подлодок, кораблей и самолетов.

Для ударов с воздуха враг использует тяжелые стратегические бомбардировщики типа Ту-23М, Ту-95, Ту-160. Эти суда и их модифицированные варианты способны выпускать по целям крылатые ракеты большой дальности. Поэтому агрессор может наносить удары со своей территории и не залетать туда, где самолеты станут уязвимыми для украинских систем противовоздушной обороны.

Наиболее активно ракетный террор Россия начинает применять, когда вооруженные силы Украины достигают значительных успехов на фронте. Так, 10 октября наша страна пережила, едва ли не самую массированную ракетную атаку. Тогда враг выпустил 84 крылатые ракеты, 56 из которых сбила наша ПВО. Но были и попадания по инфраструктуре населённых пунктов 15 областей.

Многие ракеты, которые сейчас запускает РФ с самолетов, когда-то были у нас на вооружении. Однако в начале XXI века Украина добровольно отдала это оружие Кремлю.

Корреспондент Gazeta.ua встретилась в Полтаве с летчиками стратегических бомбардировщиков, чтобы узнать основные свойства и количество таких ракет в РФ. И чтобы выяснить, способны ли они переносить ядерный заряд. Также поговорила о типах самолетов, которые сейчас выпускают эти ракеты.

НА СВОЕМ МЕСТЕ

С бывшим пилотом тяжелой бомбардировочной авиации 60-летним Виктором Савченко встречаемся в Полтаве. В сквере одного из спальных районов, когда-то являвшегося очень секретным местом – авиагородком "Полтава-4". Здесь с 1946-го по 2000 год базировалась 13-я гвардейская Днепропетровско-Будапештская тяжелая бомбардировочная авиационная дивизия и 185-й гвардейский тяжелый бомбардировочный авиационный полк.

Среди прохожих Виктор Николаевич отличается белой курткой-ветровкой. Она ярко выделяется среди более темной верхней одежды, в которой мимо проходят горожане. У мужчины статная осанка, выработанная десятилетиями военной службы.

Садимся на ярко-желтую скамью с солнечной стороны парковой аллеи, засаженной невысокими и аккуратно остриженными кленами.

Автор: Ольга Стенько
  Виктор Савченко, подполковник в отставке. Окончил Тамбовское высшее авиационное училище летчиков в 1984 году, по распределению попал в Полтаву. С 1984 по 2002 год служил на летных должностях в 185 гвардейского ТБАП. Пилотировал Ту-22М3, участвовал в военных операциях в Афганистане. Уволился в запас с должности заместителя командира полка по летной подготовке в 2002 году, в котором авиаполк ликвидировали, а самолеты уничтожили
Виктор Савченко, подполковник в отставке. Окончил Тамбовское высшее авиационное училище летчиков в 1984 году, по распределению попал в Полтаву. С 1984 по 2002 год служил на летных должностях в 185 гвардейского ТБАП. Пилотировал Ту-22М3, участвовал в военных операциях в Афганистане. Уволился в запас с должности заместителя командира полка по летной подготовке в 2002 году, в котором авиаполк ликвидировали, а самолеты уничтожили

– В 2002 году стало ясно, что полка не будет, потому что отношение государства к нашему типу самолетов было однозначно: деньги на горючее и боевую подготовку пилотов не выделяли. А не летающий летчик – не лётчик. Техник, не готовящий боевую технику – не техник, – вспоминает последний период существования 185-го авиационного полка Савченко. – Уволился по состоянию здоровья. Сначала в запас, а с нынешнего года – в отставку по возрасту.

Виктор Николаевич выполнял полеты на дальних сверхзвуковых бомбардировщиках-ракетоносцах, самолетах Ту-22М3. Выполнял боевые задания во времена военной кампании СССР в Афганистане: в 1988-1989 годах с экипажем обеспечивали прикрытие советских войск во время их вывода. Участвовали в боевых действиях – применяли авиабомбы.

Должен понимать, что в какой-то момент тебе придется убивать врага – человека

– Что чувствовали, когда ваш борт сбрасывал бомбы на территорию другой страны? – спрашиваю.

– Здесь выбора нет. Если ты связываешь жизнь с защитой своего отечества, то должен понимать, что в какой-то момент тебе придется убивать врага – человека. Только уже на законных основаниях. Что, в принципе, украинцы сейчас и делают.

Собеседник достает из кармана темно-серую пачку сигарет и желтую зажигалку. Закуривает, затягивается с удовольствием.

– Каждый на своем месте делает то, что должно делать. Не может отдельно пехота или авиация выиграть войну, – продолжает военный. – А вот как ты убиваешь или относишься к выполнению своих обязанностей во время войны – это совсем другое дело. Многие, узнав, что я воевал в Афганистане, относятся к этому негативно. Но я хочу подтвердить: ни одной бомбы по населенным пунктам мы не сбросили. Мы отрабатывали по перемещению из Пакистана караванов душманов. Или если где-то в горах наши не могли выбить блокпосты или засады, мы наносили туда бомбовые удары. Плюс отрабатывали удары непосредственно вблизи наших войск, чтобы они могли безопасно покинуть Афганистан.

Пилот не вдается в подробности афганской военной кампании СССР. Но отмечает: то, что сейчас делает РФ – нарушает все законы и правила ведения войны.

У украинцев выбора нет: либо они нас, либо мы их

– У России нет никаких оснований для начала и ведения войны в Украине. Кроме того, что они настолько нас ненавидят, что хотят уничтожить не только страну, но и каждого из нас, – говорит Савченко. – Поэтому у украинцев выбора нет: либо они нас, либо мы их. И думаю, что мы их. Потому что тоже хотим жить. И не так, как они.

Виктор Савченко соглашается рассказать о ракетах, с которыми ему приходилось иметь дело во время военной службы. Именно ими Россия сейчас обстреливает мирные города. Речь о Х-22 – сверхзвуковой крылатой противокорабельной ракете большой дальности. Ее название читается, как "Ха-22". В СССР этот тип ракет получил название "Буря", а по классификации НАТО они называются Kitchen – кухня.

СМЕРТОНОСНЫЕ И НЕТОЧНЫЕ

По состоянию на начало полномасштабной войны в России было по меньшей мере 3 тыс. ракет Х-22, по разным данным. Обидно, но ракеты, которыми РФ обстреливает нашу территорию, – мы отдали врагу сами, говорит Савченко.

Х-22 россияне выпускают по многолюдным гражданским объектам в Украине. В частности, 9 мая эти ракеты прилетели по торговому центру "Ривьера" в Одессе, 27 июня - по ТЦ "Амстор" в Кременчуге, в ночь на 1 июля – по базе отдыха и жилых домах в Белгород-Днестровском районе Одесской области. В результате этих террористических действий РФ погиб не менее 41 человек, пострадали более 200 человек.

Всего с мая по начало сентября Россия осуществила не менее 20 пусков Х-22 различных модификаций, в ходе которых по Украине вылетело более 50 ракет.

Еще в 2000 году сотни таких ракет были на вооружении в Украине. Но тогда наше государство передало 386 Х-22 России – в качестве оплаты долгов за разные услуги и газ. Еще 423 ракеты этого типа были уничтожены на полигоне в Житомирской области. Под ликвидацию в тот период попали и 60 самолетов, являвшихся носителями Х-22. С боевых воздушных судов тогда сняли всю электронику и двигатели. Большую часть самолетов порезали на куски в течение 2002-2006 годов.

Автор: flickr.com
  Уничтожение самолета Ту-22М3 на аэродроме в Полтаве 12 ноября 2002 года
Уничтожение самолета Ту-22М3 на аэродроме в Полтаве 12 ноября 2002 года

Инициатором ликвидации судов и вооружения были США, говорит Савченко.

– Я тогда не понимал (зачем это делали. – Gazeta.ua). Осознание пришло позже: Америка была инициатором не потому, что выступала против Украины. Это стало вопросом безопасности в мире. Ведь тяжелое стратегическое оружие, распыленное по разным странам, было тяжело контролировать. Поэтому Америка и профинансировала уничтожение самолетов, – говорит пилот.

В Полтаве суда начали резать 12 ноября 2002 года. Виктор Савченко сознательно не пришел тогда на аэродром.

– Я знал, что будет и уволился в 2002-м, чтобы этого не видеть. Морально был готов, но находился в глубокой скорби. Это огромный отрезок моей жизни, связанный с самолетом, который я знал буквально до шурупчика и с которого я осуществил три пуска ракет.

Человеческий фактор может стать причиной промаха

Во времена моей службы ракеты называли "изделие 97" в модификации М/МА и "изделие 107" в модификации Н/НА, говорит Савченко. Первые предназначались для поражения точечных целей. Как правило, морских – авианосцев и авианосных ударных групп. Такая ракета более точная, более подвижная. Применялась в неядерном снаряжении.

– Ракеты Х-22Н/НА были предназначены для поражения площадных целей, как и Х-22ПСИ. Они могут нести ядерное оружие, – продолжает Виктор Николаевич. – В ракетах был либо боезаряд в обычном снаряжении в тротиловом эквиваленте до 950 килограммов, либо ядерный. Такая ракета попадала по площади – примерно в зону 100 квадратных километров. Когда мы проводили обучающие стрельбы, то зачет нам ставили, если попадали в точку в пределах такого квадрата.

РФ и сейчас используют такие ракеты – вероятно, что именно в модификации Н/НА, продолжает летчик. Из открытых источников он получил информацию, что ракеты Х-22ПСИ были в России усовершенствованы, что сузило квадрат возможного попадания на площадь в 400 кв.м. Хотя об идеальной точности до сих пор речь не идет.

Предпусковые манипуляции выполняет штурман, когда самолет выходит на линию боевого пути

– Есть очень много нюансов, куда ракета падает. Зависит еще от того, насколько точно заданы координаты цели, есть ли рядом какой-либо радиолокационно более мощный объект, – объясняет Савченко. – Ракета Х-22ПСИ – самонаводящаяся. Имеет доплеровский измеритель скорости и может на последнем этапе перенаправиться. На самом самолете как носителе вооружения прошивают в электронном виде координаты всех точек полета: точки пуска ракет, цели. Если очень точно прошиты координаты и штурман точно захватит точку и наведет ракету, она может попасть в цель. Или не попасть – человеческий фактор может стать причиной промаха.

На носителях вышеупомянутых ракет, самолетах Ту-22М3, пуски происходят с помощью радиолокационной станции – РЛС. Все предпусковые манипуляции выполняет штурман, когда самолет выходит на линию боевого пути – к рубежу пуска. Штурман захватывает в перекресток РЛС цель, подключает аппаратуру, запускает ракету. В момент ее вылета включается индикатор "радиосопровождение" – это означает, что из самолета в ракету полностью переданы координаты цели.

Автор: Ольга Стенько
  Тяжелый бомбардировщик Ту-22М3 с макетом ракеты Х-22 размещен в музее тяжелой бомбардировочной авиации в Полтаве
Тяжелый бомбардировщик Ту-22М3 с макетом ракеты Х-22 размещен в музее тяжелой бомбардировочной авиации в Полтаве

Ракеты Х-22 могут запускаться по разным траекториям. Нижняя – это когда самолет-носитель находится на высоте до 8 км. Тогда ракета после запуска может подниматься до 11,5 км. В верхней точке носитель летит на высоте 8-14 км, а ракета может взлетать вверх до 22 км. На этой высоте летит пока до цели не остается 50 км по вертикали. Далее она переходит в режим пикирования. Скорость с которой ракета при этом летит, превышает 4 тыс. км/ч.

Ракеты Х-22 предназначены для поражения целей на расстоянии 300–600 км. Этот путь преодолевают примерно через 10 мин.

ОТПУСТИТЬ И ЗАБЫТЬ

После запуска с самолета ракета теряет связь с носителем и ее уже невозможно перепрограммировать. Единственная возможность уничтожить Х-22 – отработать по ней средствами противоракетной или противовоздушной обороны.

Еще один вариант нейтрализации – с помощью средств радиоэлектронной борьбы "обнулить" программирование ракеты, объясняет военный. Тогда Х-22 буквально "забудет" данные цели и будет лететь, пока не закончится горючее. Упав на землю – взорвется.

– После пуска ракеты ее, что называется, отпустили и забыли. Дальше она живет своей жизнью, пока не выполнит программу, – отмечает Савченко.

Это наносит больше вреда, чем наземный подрыв

Если же ракета несет ядерный боезаряд, то обезвредить ее вообще без взрыва невозможно, отмечает пилот. Однако можно уменьшить ущерб от поражения, если ликвидировать ракету над малообитаемой территорией до того, как сдетонирует ядерный заряд.

– Ракеты с ядерным зарядом обычно программируются на взрыв на высоте. Это наносит больше вреда, чем наземный подрыв, – объясняет Савченко. – Взрыв программируется по определенному алгоритму. Ранее запрограммированного времени ядерный заряд не сработает.

Единственный способ узнать, переносит ли какая-либо конкретная ракета ядерный боезаряд – это получить качественную разведывательную информацию, отмечает военный. И добавляет, что потенциально в каждой ракете может оказаться не просто фугасно-кумулятивный заряд. Хотя и он может причинить много бед.

Автор: Ольга Стенько
  Виктор Савченко, подполковник в отставке. Окончил Тамбовское высшее авиационное училище летчиков в 1984 году, по распределению попал в Полтаву. С 1984 по 2002 год служил на летных должностях в 185 гвардейского авиационного тяжелого полка. Пилотировал Ту-22М3, участвовал в военных операциях в Афганистане. Уволился в запас с должности заместителя командира полка по летной подготовке в 2002 году, в котором авиаполк ликвидировали, а самолеты уничтожили
Виктор Савченко, подполковник в отставке. Окончил Тамбовское высшее авиационное училище летчиков в 1984 году, по распределению попал в Полтаву. С 1984 по 2002 год служил на летных должностях в 185 гвардейского авиационного тяжелого полка. Пилотировал Ту-22М3, участвовал в военных операциях в Афганистане. Уволился в запас с должности заместителя командира полка по летной подготовке в 2002 году, в котором авиаполк ликвидировали, а самолеты уничтожили

– Это почти тонна в тротиловом эквиваленте (количество килограммов взрывчатки, переносимой ракетами Х-22. – Gazeta.ua). Очень мощный взрыв, – говорит Виктор Николаевич. – Если ракета попадет перед зданием, это будет разрыв взрывного устройства. Полетят по сторонам обломки самой ракеты и обломки от сооружений и коммуникаций. Люди, которые при этом скрывались в подвале этого здания, будут иметь шансы не просто выжить, но и остаться невредимыми. Если ракета попадет в дом, то есть опасность, что люди пострадают не только от самой ракеты, но и от обломков конструкции дома.

Из Х-22 после "прилета" могут еще разлетаться химические элементы – окислители горючего

Летчик советует не пренебрегать воздушными тревогами и спускаться в подвал или укрытие.

– Если нет подвала, то соблюдаем правила двух стен. Это реально может спасти жизнь, говорит.

Кроме угрозы от взрывчатки ракета несет еще одну опасность: она может стать причиной серьезного или даже смертельного отравления, отмечает пилот. Потому что из Х-22 после "прилета" могут еще разлетаться химические элементы – окислители горючего. Это смесь концентрированной азотной кислоты, которая при попадании в воду выделяет оксид азота – очень ядовитое вещество.

– Мне как-то позвонили из ГСЧС. Тогда 10 человек отравились – спасатели на месте падения ракеты работали без костюмов химической защиты. А окислитель остался, – говорит военный. – Спасателям нужно обращать на это внимание: если видят, что это ракеты Х-22 разных модификаций, то нужно работать в химкомплектах.

Какую модификацию ракеты запускают – определить невозможно, добавляет летчик. Так же нереально знать наверняка – россияне намеренно атакуют гражданскую инфраструктуру или ракеты "мажут".

Они там "наглухо отбитые"

– В российской армии также имеет место саботаж. Это видно, когда ракеты прилетают в поля и никому не вредят, – считает Савченко. – Я склонен в это верить, потому что там не совсем все обдолбаные. Кто-то должен иметь разум.

У Виктора Савченко есть знакомые в России. Но он не поддерживает с ними связь после начала войны: "Они там "наглухо отбитые".

– Если человек называет меня фашистом и бандеровцем, а до этого мы ездили и общались, потому что у меня жена из России и у меня какие-то корни были – то как и зачем с таким общаться? – говорит летчик. – Есть человек пять сознательных. Они уже в старшем возрасте и не служат. Кто-то просто молчит. А было и такое: один наш бывший сослуживец Игорь жил ​​здесь. Его сын Олег ходил в Полтаве в школу, вырос у нас. Затем Олег уволился, уехал с семьей в Россию. Его сын там поступил на учебу и сейчас – командир полка самолетов Ту-160 (речь об Олеге Скитском, командире 121-го тяжелого бомбардировочного авиаполка, базирующегося в городе Энгельс Саратовской области РФ. – Gazeta.ua).

Монумент памяти летчиков 13-й гвардейской тяжелой бомбардировочной дивизии в Полтаве – знаковое место для бывших пилотов
Фото: Ольга Стенько
Виктор Савченко, подполковник в отставке. Окончил Тамбовское высшее авиационное училище летчиков в 1984 году, по распределению попал в Полтаву. С 1984 по 2002 год служил на летных должностях в 185 гвардейского авиационного тяжелого полка. Пилотировал Ту-22М3, участвовал в военных операциях в Афганистане. Уволился в запас с должности заместителя командира полка по летной подготовке в 2002 году, в котором авиаполк ликвидировали, а самолеты уничтожили
Виктор Савченко, подполковник в отставке. Окончил Тамбовское высшее авиационное училище летчиков в 1984 году, по распределению попал в Полтаву. С 1984 по 2002 год служил на летных должностях в 185 гвардейского ТБАП. Пилотировал Ту-22М3, участвовал в военных операциях в Афганистане. Уволился в запас с должности заместителя командира полка по летной подготовке в 2002 году, в котором авиаполк ликвидировали, а самолеты уничтожили
Мемориал памяти пилотов 13-й гвардейской дивизии тяжелой бомбардировочной авиации в Полтаве – священное место для бывшего пилота Ту-160 Александра Сливенко
Александр Сливенко, подполковник в отставке. Уроженец Молдовы с детства мечтал стать летчиком. После окончания высшего летного училища в 1974 году по распределению направлен в Полтаву в 185-й гвардейский ТБАП, пилотировал различные виды военных самолетов. В 1987-м переведен в 184-й гвардейский ТБАП в Прилуки, где переучился на Ту-160. Завершил карьеру в должности командира эскадрильи

САМОЛЕТЫ ТОЖЕ УСТАЮТ

Ближайший к Украине российский аэродром, на котором базируется Ту-22М3 –Шайковка. Он расположен в 225 км от российско-украинской границы на границе Калужской и Смоленской областей РФ. Аэродром был атакован 7 октября неизвестным дроном, в результате чего могли быть уничтожены два самолета, по неподтвержденным данным.

– Он когда-то был частью нашей дивизии (аэродром Шайковка. – Gazeta.ua), – рассказывает Виктор Савченко. – В Полтаве был штаб дивизии, в которую входили три авиаполка: Полтавский, Прилуцкий и Шайковский. Там тоже базировались еще истребители. Слышал информацию, что дронами два Ту-22М3 уничтожили, а еще шесть вывели из строя. Это фактически выходит небоеспособная эскадрилья. А другие самолеты передислоцировали в Рязань – в 43-й Центр боевой подготовки и переподготовки летного состава. По сути – это боевой аэродром.

За год до полномасштабного вторжения в Украину военно-воздушных сил РФ было 66 самолетов Ту-22М. Если действительно в Шайковке удалось вывести из строя 6-8 самолетов, это означает потерю 10% машин.

Может быть и такое, что они развалятся на куски через два года

Помимо повреждения в результате боевых действий, самолеты могут потерять боеспособность из-за долгого времени использования и ненадлежащей эксплуатации. Есть такое понятие, как цельная усталость металла, объясняет Савченко.

– Есть так называемые регламентные работы по двигателю, фюзеляжу и различным системам. Если они соблюдаются, то можно продлить срок эксплуатации, – говорит. – Например, наши самолеты, которые здесь у нас порезали на металлолом – были новейшей модификации. Были предусмотрены штатные ракеты Х-22 и модернизированные под Х-15 (ракеты класса воздух-земля на твердотопливных двигателях. – Gazeta.ua) – висящие на барабанах кассетные ракеты. Так у них срок эксплуатации был до 2025 года. Это при том, что наши самолеты при должной эксплуатации могли быть на вооружении до 2017 года. Что касается российских самолетов, скажу так: я не знаю как их эксплуатировали и обслуживали. Может быть и такое, что они развалятся на куски через два года.

Автор: Ольга Стенько
  Турбовинтовый стратегический ракетоносец-бомбардировщик Ту-95 может быть носителем крылатых ракет разных типов: Х-22, Х-555 и Х-101. По данным из открытых источников, в России есть 42 таких самолета
Турбовинтовый стратегический ракетоносец-бомбардировщик Ту-95 может быть носителем крылатых ракет разных типов: Х-22, Х-555 и Х-101. По данным из открытых источников, в России есть 42 таких самолета

Российские пропагандистские каналы распространяют мнение, что у них хватит ресурсов для массированных обстрелов Украины в течение 2-5 недель. Виктор Савченко считает, что это невозможно. Хотя и уверен: обстрелы еще будут, но их интенсивность может утихать.

Что они будут делать, например, на Дальнем Востоке?

– Территория у них большая и ее нужно защищать. Не могут они выпустить все ракеты по нам сейчас. Иначе что они будут делать, например, на Дальнем Востоке? – говорит.

Раздается сигнал воздушной тревоги. Мой собеседник, прищурившись, бросает короткий взгляд в небо. Беспокойство не выражает – это, скорее, привычная реакция. Предлагаю пилоту завершить разговор и искать укрытие.

– Вдруг что, будем падать на землю и искать изгибы рельефа, за которыми можно прятаться, – отшучивается Савченко, широко улыбаясь.

КРАЙНИЙ ЛЕТЧИК

Несмотря на сирену, горожане продолжают идти по делам, по аллеям гуляют женщины и мужчины с детскими колясками. Чуть дальше две девочки и мальчик младшего школьного возраста, с веселым визгом носятся вокруг стелы, которая имитирует поднимающийся в небо самолет – высокую бетонную основу увенчивает уменьшенная модель самолета Ту-22.

– Это святое место для нас всех, бывших пилотов, – военный пенсионер 67-летний Александр Сливенко, поставив руку козырьком над глазами, смотрит снизу наверх на серебристый самолет, навеки застывший в вираже.

Сливенко – бывший пилот, командир авиационной эскадрильи 185-го гвардейского тяжелого бомбардировочного авиационного полка.

Он пришел в авиацию в 1974 году, а уволился в запас за 40 лет – в 2004-м, когда в Украине уничтожили последний тяжелый бомбардировщик. О себе неохотно говорит, что он крайний летчик, летавший в своем полку: "Закрыл историю тяжелой бомбардировочной авиации в Украине".

Автор: Ольга Стенько
  Александр Сливенко, подполковник в отставке. Уроженец Молдовы с детства мечтал стать летчиком. После окончания высшего летного училища в 1974 году по распределению направлен в Полтаву в 185-й гвардейский ТБАП, пилотировал различные виды военных самолетов. В 1987-м переведен в 184-й гвардейский ТБАП в Прилуки, где переучился на Ту-160. Завершил карьеру в должности командира эскадрильи
Александр Сливенко, подполковник в отставке. Уроженец Молдовы с детства мечтал стать летчиком. После окончания высшего летного училища в 1974 году по распределению направлен в Полтаву в 185-й гвардейский ТБАП, пилотировал различные виды военных самолетов. В 1987-м переведен в 184-й гвардейский ТБАП в Прилуки, где переучился на Ту-160. Завершил карьеру в должности командира эскадрильи

Летную карьеру командира судна завершил на самолете Ту-22М3. До того пилотировал военные самолеты различных моделей: сначала учебно-военный Л-29, затем первый советский реактивный бомбардировщик Ил-28, первый в СССР дальний скоростной ракетоносец Ту-16, военную модификацию турбовинтового самолета Ан-24, а затем Ту-134УБЛ, который используют как тренировочный для подготовки пилотов самолетов Ту-22М3 и Ту-160. Последний – это сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоноситель с переменной стреловидностью крыла.

Именно Ту-160 стал венцом летной карьеры Сливенко. Пилотировать такое судно было мечтой всех военных лётчиков СССР. За внешний вид самолет получил среди пилотов прозвище Белый лебедь. А по международной классификации НАТО получил название Blackjack – "черный валет".

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Людоед и Белый лебедь, который "ударил" министра обороны США: где в Украине стоят самолеты, наводившие ужас на мир

– Боевых полетов мы на этом самолете не выполняли. Только учебные и учебно-боевые. Летал, когда переучился на этот самолет. Когда я пришел в часть (184-й гвардейский тяжелый бомбардировочный авиаполк, базировавшийся в Прилуках. – Gazeta.ua), там было всего четыре таких самолета. При том, что в СССР их было всего семь. Потом постепенно количество Ту-160 в нашей части увеличили до 19, – рассказывает военный.

Как ракетоносец применяется Россией сейчас в войне против Украины

Когда пилоты только начинали осваивать Ту-160, часто возникали технические неполадки разной сложности – недостатки оперативно устраняли технические службы. Фактически, Сливенко и его сослуживцы были лётчиками-испытателями одного из самых сложных самолетов того времени.

– Считается, что это дальний стратегический ракетоносец-бомбардировщик. В качестве последнего Ту-160 никогда не использовался, – говорит пилот. – Как ракетоносец применяется Россией сейчас в войне против Украины

Ту-160 участвовали и в войне в Сирии – в 2015-2017 годах россияне запускали из них Х-555 и Х-101 по сирийским городам в провинциях Алеппо и Идлиб.

Несколько лет назад русские Ту-160 выполняли учебные полеты в Южную Америку. Это были полеты не только с целью научить новых лётчиков, а скорее испытательные – экипажи обкатывали новое оборудование. К примеру, навигационный комплекс, говорит Сливенко. Упоминает о таком опыте и по собственной практике.

– Летали мы на Северный полюс, на точку. Дальше куда-то лететь – это только на юг. Но к югу может быть сюда или туда, – Александр Сливенко жестикулирует, показывая на условные четыре стороны направления полета самолета. – Сугубо географически, мы летим к югу в любом случае. Надо знать, куда именно – это будет Москва, Осло или Иркутск – здесь должно правильно работать навигационное оборудование. Я лично выполнял такие полеты – на Северный полюс и еще 500 километров за ним, в сторону Канады.

Автор: Ольга Стенько
  Единственный в мире музейный экспонат самолет Ту-160 находится в музее тяжелой бомбардировочной авиации в Полтаве
Единственный в мире музейный экспонат самолет Ту-160 находится в музее тяжелой бомбардировочной авиации в Полтаве

К тому времени Ту-160 летал на расстояние 14 тыс. км, при необходимости проводили дозаправку – это значительно увеличивало время нахождения в воздухе и дальность полета.

В настоящее время в России Ту-160 базируется на аэродроме в Саратовской области – в городе Энгельс. Это один из двух стратегических аэродромов РФ. Второй расположен в Амурской области.

– В принципе, Ту-160 могут базироваться и на других авиабазах. Но для них требуются особые условия. Так, взлетная полоса должна быть не короче 3 тысяч метров и с толщиной бетона, способной выдержать 300 тонн веса.

ДОЗУКОВАЯ СКОРОСТЬ

Белый лебедь способен нести 12 ракет типа Х-55, которые создавали специально для этого самолета. Эти ракеты могут быть с разными типами боезарядов. В том числе, способны переносить ядерные разной мощности.

В настоящее время в РФ наравне со старыми боеприпасами используются модернизированные Х-555 и Х-101, Х-102.

По состоянию на 1991 год у Украины было около 1 тыс. Х-55, в том числе – с ядерными боезарядами. Их наша страна передала России в рамках программы ядерного разоружения. Всего отдали в виде оплаты за газовые долги 575 реактивных снарядов Х-55. Остальные утилизировали.

Могла изменять направление движения куда угодно, все согласно заданной программе

– Мы запускали ракеты. После отсека от самолета они летали сначала полтора часа в скорости 700-1000 километров в час. Потом запускали на полторы тысячи километров, дальше – на три тысячи, – вспоминает летный опыт командир. – Где и как она летает (ракета. – Gazeta.ua) – я не знал. Программу составляли на земле. Затем вносили данные в самолет, мы только блок вставляли. Затем кнопочку нажимали и программа закачивалась в ракету. Задавалась точка, куда она должна была прилететь, и пункты маршрута. К примеру, пустили над Полтавой, она долетела до Киева, повернула в сторону Умани, оттуда повернула на Кременчуг. Дальше – снова на Полтаву, а оттуда – еще куда-то. Могла изменять направление движения куда угодно, все согласно заданной программе. И сейчас так ракеты программируют. Могут проложить маршрут, например, с учетом разведданных по размещению средств ПВО, рельефа.

Автор: Avaness, wikipedia.org
  Ракета Х-55 в музее Харьковского авиационного завода, 2011 год
Ракета Х-55 в музее Харьковского авиационного завода, 2011 год

Но сложные маршруты в боевых условиях редко кто применяет. Ракеты программируют так, чтобы в цель она летела самым оптимальным способом – это уменьшает шансы ПВО их сбить. Летят на дозвуковой скорости в 750-800 км/ч, на высоте 40-110 м над землей, огибая рельеф.

– К тому времени ракета пролетала 3 тысячи километров и прилетала в цель с точностью 150-200 метров. А это погрешность значительная, – продолжает Сливенко. – Для ядерного заряда это, может, и не столь важно, а вот для обычного – совсем неприемлемо. Более современные Х-555 были модернизированы, их точность повысили, попадают с погрешностью 5-7 метров.

На выпущенные ракеты не влияет погода и направление ветра

В отличие от Х-22, где при наведении может произойти ошибка штурмана-оператора, Х-55 лишены такого элемента. Проблема может произойти разве что из-за программного сбоя или заводского брака, добавляет командир.

На выпущенные ракеты не влияет погода и направление ветра, отмечает Сливенко. Но добавляет, что после запуска снаряды Х-55 и Х-555 становятся неуправляемыми – изменить траекторию полета невозможно. Однако такие свойства могут обладать Х-101 и Х-102. Их, возможно, можно перепрограммировать после запуска.

ЗАВЕРШЕНИЕ ЭПОХИ

Ту-160 до сих пор считается самым мощным стратегическим ракетоносцем и бомбардировщиком в мире. Однако и эти самолеты не вечны, потому что подвергаются серьезным нагрузкам, отмечает командир.

– Если брать авиационные нормативы, то самолет проектируется на 25 лет. После этого нужен ремонт. Капремонт продлевает ресурс еще на десять лет. Если считать чисто арифметически, то у произведенных в 1990 году самолетов максимальный срок эксплуатации истекает в 2025-м, – рассказывает Сливенко. – Россияне сейчас запустили программу производства новых Ту-160. Они модернизировали самолет, и эти технологии актуальны. Не стоит их недооценивать.

Первый изготовленный с нуля в современной РФ стратегический ракетоносец в обновленной модификации Ту-160М2 совершил первый полет в начале нынешнего года – 12 января с аэродрома Казанского авиазавода. Летал полчаса на высоте 600 м.

Самолет все время простоял на земле. Налетал всего 18 часов

Несмотря на это, в мире и даже в России признают, что Ту-160М – морально устаревшее судно. Он дорог в изготовлении, стоит более $250 млн, а обслуживание одного жизненного цикла машины обойдется по меньшей мере в три раза дороже. Кроме того, этот самолет слишком заметен и уязвим для ПВО и истребителей.

Когда Ту-160 на военном аэродроме в Прилуках резали на куски, Александр Сливенко видел это собственными глазами.

Автор: hdpic.club
  Знищення українського літака Ту-160 на авіабазі в Прилуках
Знищення українського літака Ту-160 на авіабазі в Прилуках

– Я проплакал, честное пионерское. Когда резали Ту-160, мне было очень жалко, как летчику. Самолет сделали на военном заводе, пригнали в воинскую часть, приняли. И тут пошло одно, второе, третье... А самолет все время простоял на земле. Налетал всего 18 часов. Приехала комиссия и сказала: этот самолет порезать первым. Потому что он был новейший с завода, имел новейшее оборудование.

Разрезка самолетов проходила торжественно, с помпой и оркестром. Приезжали американцы, англичане, немцы – представители НАТО. Так уничтожили первые два самолета. Потом все происходило скромнее – процесс утилизации судов был поставлен на конвейер. В буквальном смысле железным птицам обрезали крылья. Это делала специальная машина с большими пневматическими ножницами, которые "перекусывали" крепкий металл.

Сейчас вы читаете новость «Ядерный заряд, ракеты Х-22 и самолеты Blackjack: какие секреты скрывает оружие, которым РФ атакует Украину». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі