пятница, 12 апреля 2024 21:18

Как в мире восприняли украинский закон о мобилизации

Как в мире восприняли украинский закон о мобилизации
Новый закон не предусматривает демобилизацию тех, кто на фронте уже более двух лет. Фото: eastnews.ua

За границей уже тщательно изучают документ, который приняла Верховная Рада . Gazeta.ua собрала первые отзывы.

Что останется актуальным

Верховная Рада ради усиления военной мощи отказалась от демобилизации, - пишет CNN. Хотя в принятом 11 апреля 2024 года законе есть поручение правительству представить отдельный законопроект о ротации военнослужащих, автор СNN считает, что "вопрос демобилизации, вероятно, останется актуальным".
Командующий Объединенными силами Украины Юрий Содол на пленарном заседании заявил: "У нас нехватка кадров". В то же время под Верховной Радой в четверг, 11 апреля, протестовали родственники военнослужащих. СNN приводит мнение супруги защитника Украины Анастасии Бульбы: "Мы все понимаем, что не удалась мобилизация, без которой нет и демобилизации. И в этом вина власти, а не наших мужчин… Они (защитники) понятия не имеют, когда смогут вернуться в свои семьи". Боец Артем отмечает, что "это просто демотивирует", однако другой солдат, пожелавший не называть себя, обращает внимание, что "демобилизация станет возможной, когда новобранцы пройдут подготовку". Волонтер Нацгвардии Дмитрий резюмирует: "Дембель необходим… Иначе как вход есть, а выхода нет, кроме как стать инвалидом или погибнуть". А Politico отмечает - дискуссия на фоне неудовлетворения военных постановлением такого закона только усилилась.

Нехватка силы

Но и у власти нет другого выхода, кроме как усиливать контроль за уклоняющимися. Агентство Reuters обращает внимание на то, что решение, принятое президентом на прошлой неделе о снижении возраста призыва с 27 до 25 лет, увеличило мобилизационный ресурс. Однако не закрыло "кадровый голод" в ВСУ.
Именно поэтому, - цитирует агентство слова Юрия Содола, - "примите этот закон и ВСУ не подведут ни вас, ни украинский народ". Заместитель командира Третьей штурмовой бригады Максим Жорин заявил, что это не приведет к чудесам на поле боя, хотя, "безусловно, будет больше порядка и систематизирует в целом вопрос мобилизации". Reuters намекает на то, что апрельское мобилизационное решение не последнее. "Лично я поставил задачу жестче и продолжал снижать призывной возраст", - приводит агентство мнение Жорина. Тем более, у киевских экспертов тоже есть определенный скепсис относительно принятого с такими сложностями закона. Новый документ способен решить вопрос мобилизации частично, да и то при условии, как именно он будет выполняться. "Наш опыт показывает, что есть законы - и есть практика, то есть как закон будет работать", - предостерегает политолог Владимир Фесенко.

Прозрачность для уклоняющихся и тесты для власти

Принятый закон на самом деле делает сам процесс мобилизации более прозрачным и усложняет возможность уклониться от него, но недостаточно жесткий, поэтому нет уверенности, что он решат проблему, - пишет Time со ссылкой на письмо главы Украинского фонда исследований безопасности. И приводит мнение западного эксперта, преподавателя политики в Оксфордском университете Марни Хоулетт: После многих лет беспощадной борьбы люди истощены. Демобилизация дала бы надежду… особенно некоторым, кто не имеет военного опыта и психологической защиты… Думаю, это скорее означает, что Украина готовится и осознает, что это (боевые действия) будет не так быстро, как думали ранее". Постановление закона продемонстрировало единство политических сил, - обратила внимание Time профессор сравнительной и украинской политики в Манчестерском университете Ольга Онуч: "Закон станет для президента и лидеров политической оппозиции тестом, насколько хорошо они могут работать вместе над чем-то, что не пользуется мгновенной поддержкой общественности", Результаты этой своеобразной проверки, - убеждена она, - "многое расскажет нам о способности различных политических групп руководить в условиях войны".

Закон под помощь

Однако The Washington Post напрямую связывает появление закона о мобилизации с задержкой выделения американской помощи Украине. Поэтому ВСУ столкнулись с острой нехваткой бойцов, боеприпасов и оружия, - пишут авторы издания, а это позволяет РФ продвигаться на поле боя. The Washington Post обращает внимание на слова президента Владимира Зеленского в интервью украинскому телевидению о том, что западные чиновники спрашивают украинских, "если вы не хотите мобилизации, парламент не голосует (закон), зачем тогда вам помощь?".

Соразмерность под взрывами

Сигналом для западных партнеров назвал принятый закон один из депутатов, кто голосовал "за", - Александр Федиенко. Если говорить о результатах проверки на возможность украинских политиков с помощью этого противоречивого закона, то они его составили. По крайней мере, так считают The New York Times. Закон о мобилизации - тщательно продуманная попытка увеличить численность ВСУ и избежать негативной реакции общества за счет финансовых поощрений и бонусов для желающих служить в армии, а также помощь родственникам в случае их гибели, - пишут авторы издания. Но, опять же, не менее важно в этом документе оказалось то, что в его финальную версию не вошло. The NYT приводит мнение главы украинского аналитического центра "Демократические инициативы" Петра Бурковского, о том, что новый закон приняли поздно и он не решает проблем, которые стали гораздо глубже, как "разрыв между политическим руководством и обществом".
Поскольку, по мнению Globeecho, способность России широко (в глобальном масштабе) вербовать новых бойцов подчеркивает истощение ВС Украины. Поэтому принятый закон является вынужденным шагом, но он не улучшит ситуацию на фронте потому, что "потребность в свежих войсках является срочной, осторожный подход власти к решению проблемы лишь подчеркивает сложность ситуации". Хотя закон и принимался буквально во взрывах (массированная атака РФ на объекты энергетической инфраструктуры), он не учитывает всего драматизма текущей ситуации.

"Признак отчаяния" или "вынужденный урок"?

Но именно этот баланс между острой необходимостью и рационализмом свидетельствует о том, что Украина, возможно, вызубрила урок и готовится отвечать на вызов. Так считает доцент истории Корнельского университета Дэвид Силби. Окончательная версия закона о мобилизации является одновременно сигналом отчаяния и рационализации. Проявление отчаяния - в попытке мобилизовать как можно большее количество людей, учитывая, что население в России в пять раз больше украинского и потери на поле боя Украине компенсировать все труднее в этой "войне мясорубок". Проявление рационализации - в четких критериях: теперь украинцы точно будут знать, кто именно подпадает под призыв. Это позволит более рационально использовать рабочую силу, потому что специалист железной дороги более полезен на своем рабочем месте, чем как плюс один солдат на фронте, - рассуждает эксперт.
Но непонятно, как новый закон о мобилизации усилит ВСУ, если там острый дефицит не только людей, но оружия и обмундирования. В тексте документа отсутствуют четкие механизмы обеспечения регистрации всех военнообязанных мужчин, приводит сомнения экспертов из Украины Associated Press. Отсутствие количественного ориентира, сколько нужно новобранцев, еще больше дезориентирует общество. Тем более, история с законом не завершена: неизвестно, когда именно его подпишет президент Украины (с понижением призывного возраста он медлил долго), когда и как заработает документ. Всего в армии находится 1 миллион украинцев, в том числе около 300 тысяч – на передовом, напоминает информагентство.

Наблюдаем с сочувствием

В общем, реакцию иностранных СМИ можно назвать участливой: о определении закона написали многие издания. Но глубже "копнули" преимущественно западные информресурсы и отдельные исследователи политических процессов. Почему?
Закон о мобилизации и обстоятельствах его определения подводят черту под самым драматичным периодом в новейшей истории независимой Украины. Верховной Раде и раньше приходилось с 2014 года принимать быстрые и непопулярные решения. Но если тогда ограничения, которые они вводили, касались преимущественно имущественного положения или гражданских прав, то сейчас вопрос стоит критически - о жизни каждого конкретного гражданина. Нельзя сказать, что проект готовился торопливо, - западные СМИ отметили и это. Тем не менее обратили внимание и на внешнее давление на парламент: присутствующих в сессионном зале военного командования и боевых командиров. Почти все западные источники отмечают - закон о мобилизации компромиссный. Что касается западных экспертов, то они делают выводы о способности власти в условиях войны. Публикации о постановлении закона о мобилизации заостряют внимание на том, что есть разрыв между стремлением украинцев победить и растущим нежеланием отправлять на передовую своих родных и близких или идти воевать самим. Однозначное заключение как критиков, так и сторонников закона: даже если он и нужен, то опоздал, проблемы в обществе ушли вглубь. И западная помощь на самом деле не является ключевым фактором их решения.

Сейчас вы читаете новость «Как в мире восприняли украинский закон о мобилизации». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі