Российская незаконная оккупация украинского Крыма в начале 2014 стала не только началом нового гибридного этапа российско-украинского противостояния. Это событие является знаковым для всей системы европейской и евроатлантической безопасности.
Ее последствия начали стратегические трансформации НАТО, эволюционные изменения политики безопасности большинства европейских стран и единой супердержавы современного мира – США.
Милитаризация оккупированного украинского Крыма РФ изменила баланс сил в Черноморском регионе на глобальном и стратегическом уровнях. Именно поэтому грядущая неотвратимая деоккупация полуострова Украиной станет одним из ключевых факторов не только разрушения российской неоимперской военной машины, но и залогом стабилизации ситуации в сфере безопасности в регионе и мире.
Последние события на южном направлении российско-украинской войны дают все основания для сдержанного оптимизма.
Ядерный шантаж Кремля
С начала российской вооруженной агрессии против Украины Запад был поражен обсуждением Москвой использования ядерного оружия. В России об этом регулярно говорят не только кадровые военные. Там и президент, и его ближайшее окружение, и придворные пропагандисты время от времени с радостью прибегают к подобной риторике. То требуют от ядерных сил страны "немедленного выполнения поставленных перед ними задач", то прямо угрожают "судным днем" или превращением Запада в "радиоактивный пепел".
Однако на практике не все так просто. "Ядерные силы" – это не только боеприпасы, но и средства доставки. Недостаточно иметь многочисленный ядерный арсенал (в РФ по состоянию на сентябрь 2018 насчитывалось 1420 снаряженных ядерных боезарядов, развернутых на 517 носителях. - Gazeta.ua) – нужно еще доставить его "адресату" - ближнему или дальнему. И с этим у Кремля очевидные и хронические проблемы.
Все, чем может похвастаться Россия на стратегическом уровне – это технологии средины ХХ века
Из стратегических авиационных средств доставки ядерного оружия в РФ основным считается ракетоносец Ту-95 – разработка еще в начале 50-х годов ХХ века. Это турбовинтовая машина, которая в мире реактивной бомбардировочной авиации и технологий "Стелс" вряд ли кого-то всерьез испугает. Разве что тем, что может где-то нечаянно упасть по техническим причинам. Более современные Ту-160 используются крайне редко, поскольку их эксплуатация и обслуживание очень усложнены ограниченным доступом к западным технологиям и некоторым украинским стратегическим предприятиям.
На стратегическом уровне Москве нечего противопоставлять Вашингтону
Стратегические ракетные средства доставки тоже не дают Кремлю поводов для оптимизма. Распиаренный "Сармат" – единственная относительно современная, твердотопливная межконтинентальная ракета (МБР) только начинает поступать на вооружение ракетных войск стратегического назначения РФ, до сих пор пользующихся старыми и крайне ненадежными жидкотопливными носителями. Аналогичные по технологии МБР стоят на вооружении тех же США еще с примерно 70-х годов прошлого века.
Следовательно, на стратегическом уровне Москве нечего противопоставлять Вашингтону – в отличие от уровня тактического, где Кремлю еще есть чем кичиться.
Новый "Карибский кризис" в Европе и милитаризация Крыма
Технологическая отсталость РФ от развитых стран западного мира и США в измерении геополитического противостояния состоит в почти полном отсутствии стратегических средств воздействия на противника. Проще говоря, Кремлю практически нечем напрямую угрожать Соединенным Штатам.
Именно эта технологическая отсталость СССР провоцировала хронический кризис стратегического планирования, стала основой для формулирования союзом стратегии нанесения первого удара ядерным оружием в потенциальном конфликте с НАТО. Ее отработали на практике во время известных учений на Тоцком полигоне в сентябре 1954 под командованием Жукова.
Именно эта отсталость и порожденные ею хронические проблемы военно-стратегического планирования повлекли за собой Карибский кризис.
Нынешнее руководство России идет по проторенным путям – компенсируя стратегический уровень тактическим
Решение советского руководства разместить на Кубе тактические боевые ракеты было не совсем логичным. Ведь в СССР якобы были мощные стратегические средства доставки, способные поразить любую точку территории США. Официальная версия – Вашингтон разместил свои ракеты в Италии и Турции, поэтому Москва была вынуждена сделать "ответный ход". Однако более логично другое объяснение – Советскому Союзу было необходимо развернуть ракеты географически близко от территории США, чтобы компенсировать относительно небольшую дальность полета тактических носителей.
Похоже, нынешнее руководство России идет по проторенным путям – компенсируя стратегический уровень тактическим.
Альянс серьезно обеспокоен милитаризацией Крыма
По словам генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга, Альянс серьезно обеспокоен милитаризацией Крыма. Само по себе увеличение численности военного контингента РФ на полуострове не несет какой-либо стратегической угрозы – в отличие от, например, модернизации военных аэродромов для базирования тактической авиации, способной нести ядерное оружие.
Тем более что российское руководство в лице директора департамента нераспространения и контроля над вооружениями и руководства самого российского МИД еще с 2015 года регулярно намекало на возможность размещения в Крыму ядерного оружия.
Этим объясняется поспешная милитаризация Крыма – географически приближенные к Европе, тактические средства доставки ядерного оружия делают шантаж Кремля вполне реалистичным.
"Ядерный" Крым изменяет конфигурацию и баланс сил в регионе и может стать для Европы тем, чем в свое время Карибский кризис стал для Соединенных Штатов.
Крым: изоляция, демилитаризация, деоккупация
Крым для Москвы стал центральным элементом стратегии – и против Украины, и против "коллективного Запада".
Полуостров для Путина стал тем же, чем в свое время стала для Хрущева Куба: минимальной гарантией того, что США действительно будут всерьез воспринимать ядерный шантаж. Только если из Кубы Никита Сергеевич имел хоть какие-то шансы нанести хотя бы минимально точные удары по континентальным США, то Крым позволяет Путину шантажировать Вашингтон ядерным ударом по европейским союзникам.
В современных реалиях это единственный аргумент, потенциально способный заставить президента США пойти на переговоры с кремлевским террористом.
Именно поэтому Крым почти сразу включили в состав РФ – в отличие от так называемых республик, которые никакой хотя бы приблизительно подобной ценности для Кремля не составляли и не составляют.
Следовательно, наиболее выигрышной деоккупационной стратегией по Крыму является максимальное нивелирование всех военно-стратегических преимуществ от полуострова для России: морских, воздушных, сухопутных.
На херсонском направлении активно реализуется стратегия обескровливания сил агрессора
Собственно, именно над этим сейчас и работают наши ВСУ – на херсонском направлении активно реализуется стратегия обескровливания сил агрессора.
Учитывая количественное преимущество врага, оно абсолютно разумно и рационально. Направлена не столько на количественное уничтожение русских оккупационных войск, сколько на нивелирование этого количественного превосходства.
Войска оккупанта, не снабженные боекомплектом, горючим, запчастями, другой критически необходимой логистикой, быстро теряют боеспособность и предстают перед простым выбором: по возможности совершить "шаг доброй воли", сдаваться в плен или просто бессмысленно погибнуть.
Более того, такие отрезанные от логистики подразделения теряют для российского командования и военно-политического руководства любую ценность как на тактическом, так и на оперативном и стратегическом уровнях.
Собственно, эта самая логика напрямую касается и российских сил в Крыму.
Замкнуть ЧФ РФ в портах базирования, сковать/уничтожить их авиацию на аэродромах базирования и развертывания, уничтожить склады, узлы связи и командные пункты, отрезать логистические маршруты и с полуострова – именно это позволит полностью нивелировать российский военный потенциал Крыма.
И именно это заставит кремль задуматься над тем, нужен ли будет этот "чемодан без ручки" в случае потери всех преимуществ стратегического ядерного шантажа цивилизованного мира.
Комментарии