Александр Мотыль
Американский историк украинского происхождения, политолог, профессор
31.05.2023

Россияне верят в победу Украины больше, чем партнеры на Западе?

Запад может спасти Украину и себя от России. Но он не может спасти Россию от самой себя. Россия, по всей видимости, тоже

Вот загадка - некоторые из самых суровых критиков Кремля – россияне. А некоторые из его наименее суровых критиков - жители Запада. Первые обычно оптимистично оценивают способность Украины выиграть войну и негативно оценивают общие перспективы нынешнего российского режима. Напротив, вторые обычно считают, что украинцы не смогут выиграть войну, а среднесрочная стабильность Кремля обеспечена. Примечательно, что россияне представляют весь политический спектр - от сторонников жесткой линии до либералов-демократов.

Безусловно, это деление на бинарные противоположности в действительности не так точно, как кажется на бумаге. И все же различия достаточно значительны, чтобы их исследовать.

Два наиболее откровенные критики путинского режима - военный преступник Гиркин и организатор военных преступлений Пригожин

Двумя наиболее откровенными критиками российского правого режима являются Игорь Гиркин - осужденный военный преступник и организатор крушения рейса МH-17 малайзийских авиалиний в июле 2014 года. А также Евгений Пригожин - глава печально известной ЧВК "Вагнера", которая подозревается в совершении военных преступлений в Африке, на Ближнем Востоке и в Украине. Оба раскритиковали режим Владимира Путина за его ужасное ведение войны. Оба фактически призвали к замене режима на более динамичное руководство. И то, и другое объяснения, как правило, отражает настроение в секторе справа от нынешнего путинизма.

Пригожин, например, недавно дал такой точечный анализ итогов войны: "Мы ворвались внутрь и топтались повсюду в поисках нацистов. Пока искали фашистов, избили всех, кого могли, потом поехали под Киев, потом облажались и пошли дальше. Потом в Херсон. Обосрались и пошли дальше… Итак, что касается денацификации, мы сделали Украину страной, известной всему миру… Мы узаконили Украину. Теперь, что касается демилитаризации… У них было, скажем, 500 танков на начало спецоперации, а сейчас их 5000. Тогда было 20 тыс. солдат, которые могли воевать. Сейчас 400 тыс. может. Каким образом мы ее демилитаризовали? Получается, мы сделали наоборот - мы ее, бл..ть, милитаризировали".

Гиркин мог бы сказать то же самое, но без мата. Как, по иронии судьбы, мог бы и московский декан либеральной аналитики России, профессор Валерий Соловей, который регулярно предсказывает бесславный конец путинскому режиму, в результате его полного неправильного ведения войны. И другие демократические комментаторы, такие как эмигранты Юлия Латынина, Андрей Пионтковский, Гарри Каспаров, Михаил Ходорковский и Марк Фейгин.

Ни Москва, ни Киев не в состоянии в полной мере достичь заявленных военных целей

Многие американские и европейские аналитики согласились бы с Пригожиным, но, что примечательно, многие - нет.

Вот недавнее заявление исполнительного редактора журнала World Policy Journal Бенджамина Шварца, и ученого из Техасского университета A&M Кристофера Лейна. Там хорошо отражено последнее настроение: "Ни Москва, ни Киев не в состоянии в полной мере достичь заявленных военных целей. Несмотря на провозглашенную аннексию Луганской, Донецкой, Запорожской и Херсонской областей, Москва вряд ли установит над ними полный контроль. Точно так же маловероятно, что Украина вернет себе всю территорию, оккупированную Москвой до 2014 года. За исключением полного краха любой из сторон, война может закончиться только компромиссом… Не заблуждайтесь, такое соглашение должно было бы учитывать интересы безопасности России в том, что она давно называет своим "ближним зарубежьем". То есть в сфере ее влияния. И, таким образом, это потребовало бы введения ограничения свободы действий Киева в его внешней и оборонной политике. То есть его суверенитета".

Их медвежье отношение к перспективам Киева в войне очевидны. Менее очевидно, хотя и не менее важно, предположение, которые россияне открыто ставят под сомнение, что Россия останется достаточно стабильной, чтобы иметь сферу влияния в ближнем зарубежье.

Обвинить россиян в предвзятости невозможно, поскольку их взгляды справа и слева идентичны. Кроме того, если они предвзято относятся к своей культуре и истории, то и жители Запада тоже. Мы вернулись к тому, с чего начали.

Так чей анализ убедительнее – россиян или западников?

Дело для россиян простое и убедительное. Соловей на местах, его коллеги-эмигранты хорошо связаны с россиянами в России. Все они знают свою страну, и понимают, как она работает и не работает. Не на основе теории или дальних наблюдений, а на личном опыте.

Случай для жителей Запада столь же прост. Будучи посторонними, они могут видеть теоретическую общую картину лучше, чем россияне, которые находятся в окопах или рядом с ними.

Россияне правы, ставя под сомнение способность России выйти из тупика войны, а путинского режима - выжить

Обе стороны хотят сказать что-то важное. Россияне правы, ставя под сомнение способность России выйти из тупика войны, а путинского режима - выжить. Они могут видеть, как система рушится у них на глазах, чего не могут аналитики со всего мира.

В то же время западники напоминают нам, что существует общая картина, и что поражение России и возможный ее конец будут иметь огромные глобальные последствия.

Украина должна победить в якобы "невыигрышной" войне

Примечательно, что ни одна из точек зрения не ставит под сомнение, что Украина и Запад делают и должны продолжать делать. Украина должна победить в якобы "невыигрышной" войне и создать безопасное, демократическое и процветающее послевоенное государство, иначе ей грозит вымирание. Запад должен помнить, что масштабные последствия победы России были бы катастрофическими для глобальной стабильности, что тупиковая ситуация равносильна победе путинского режима, и что единственный способ предотвратить его победу - обеспечить победу Украины.

Фактически обе точки зрения возлагают бремя изменения курса на Россию.

Если россияне правы, России нужно быстро измениться, чтобы выжить как режиму и государству. Если западники правы, России нужно будет адаптироваться к новой геополитической реальности, если она хочет сохранить хоть какую-то часть своей "сферы влияния".

Проблема в том, что россияне понимают, а жители Запада нет, что путинская Россия не способна измениться. Чрезмерно централизованный и окостеневший режим будет продолжать разлагаться до тех пор, пока его нынешний лидер и его клика остаются у власти. А если он уйдет, режим может рухнуть.

В конечном счете, урок таков - Запад может спасти Украину и себя от России. Но он не может спасти Россию от самой себя. Россия, по всей видимости, тоже.

Перевод Gazeta.ua

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі