Александр Мотыль
Американский историк украинского происхождения, политолог, профессор
25.08.2022

Россияне оказали нам большую услугу

В результате войны мир открыл для себя украинскую культуру, историю и язык

Русские, американцы и европейцы редко бывают единодушны в чем-либо, но в одном они все согласились в начале 2022 года: украинцы не будут воевать, а российские вооруженные силы будут контролировать Украину через несколько дней или недель. Все знали, что украинская армия была смешной, а российская – превосходной, – пишет Александр Мотиль для The Hill.

То, что военные и разведывательные учреждения стольких высокоразвитых стран ошибались, безусловно, примечательно. Не прецедент, конечно. Все думали, что Первая мировая война закончится через несколько месяцев. Почти все считали, что российское вторжение в Афганистан и американское в Ирак увенчаются успехом. В этих случаях, как и во многих других, когда одна сторона грубо просчитывает свои шансы на успех, действует некоторая форма невежества – обычно в сочетании с высокомерием.

Недавно опубликованный в Washington Post материал о прелюдии к российско-украинской войне показывает, что Вашингтон располагал подробными разведданными о планах агрессии России за несколько месяцев до нападения. Кремль потратил миллиарды долларов на попытки создать в Украине "пятую колонну" и регулярно проникал в украинские военные и разведывательные учреждения с 1991 года.

Никто не предвидел украинскую стойкость и компетентность, и русскую тупоголовость и некомпетентность

Британцы, французы и немцы обладают серьезными разведывательными службами, имеющими большой опыт наблюдения за русскими. Несмотря на весь этот талант, никто не предвидел украинскую стойкость и компетентность, и русскую тупоголовость и некомпетентность.

Ясно, что неспособность русских, американцев и европейцев представить себе успешное и, что еще хуже, устойчивое украинское сопротивление свидетельствует о поразительном незнании Украины и России. После трех десятилетий независимости, после трех десятилетий украинского энтузиазма, сменявшегося украинской усталостью, ни Запад, ни русские не знали Украину.

И после более чем двух десятилетий правления Владимира Путина и его бешеной гонки за империей и фашизмом ни США, ни Европа не знали Россию. Только украинцы знали, что они будут сражаться, хотя многие, включая президента Владимира Зеленского, считали, что война маловероятна.

Такое системное невежество нельзя объяснить чьими-то статистическими просчетами или фактическими ошибками. Тот факт, что все, кто интересовался российско-украинскими отношениями, не могли себе представить, что у русских дела идут так плохо, а у украинцев так хорошо, указывает на более глубокий источник невежества, который выходит за рамки фактов и обращается к их интерпретации. Другими словами, проблема касается нашей ментальной карты, предположений, ценностей и пристрастий, которые сформировали наше понимание Украины и России.

Карты – не только академическая проблема. Они важны, потому что говорят нам, как смотреть на вещи и как оценивать их важность. Если думаем о Путине как о гроссмейстере по шахматам, а он на самом деле может быть плохим игроком, то неизбежно неправильно толкуем его ходы и принимаем неверные решения. Если будем думать о Зеленском как о комике, попадем в ту же ловушку.

Эти два примера прекрасно иллюстрируют большую и глубокую проблему. До своего доблестного сопротивления путинской геноцидной войне, украинцев, как и самого Зеленского, не воспринимали всерьез ни Америка, ни Россия, ни Европа. Напротив, к России, как и к Путину, относились очень серьезно. Отчасти это связано с размерами и ресурсами – РФ огромна и могущественная по любым меркам, а Украина в лучшем случае – средняя держава. Но это еще не все.

Только сейчас, как прямой результат войны, мир открывает для себя украинскую культуру, историю и язык. Удивительно, но они существуют

Только сейчас, как прямой результат войны, мир открывает для себя украинскую культуру, историю и язык. Удивительно, они действительно существуют. Культура – богатая и динамичная, история насчитывает не менее тысячелетия, а язык отличается от русского. Ведь украинцы на самом деле не русские.

Две вещи, которые мы все знали об Украине, заключались в том, что страна безнадежно коррумпирована и поэтому не могла провести правильные реформы. И что она безвозвратно разделена между проукраинским западом и пророссийским востоком. Как убедительно показала война, украинская элита – нечто большее, чем коррупция. Они могут сделать и делают многое. Например, остановить вторую по величине армию в мире. И вопрос идентичности гораздо сложнее, чем можно было бы предположить в упрощенных представлениях о воюющих востоке и западе. На самом деле, большинство солдат, воюющих на украинских фронтах, обычно говорят друг с другом по-русски.

Стоит ли удивляться, что коррумпированная нация без особой культуры, истории или языка должна была исчезнуть через несколько дней?

Точно так же мы относимся к России и всему, что с ней связано, с предельной серьезностью. Ее лидер может быть головорезом, но он якобы гроссмейстер по шахматам, способный перехитрить любого играющего американца, европейца или украинца. Русская культура, история и язык, естественно, стали легендой, а русская идентичность – непоколебима, несмотря на то, что русские не уверены в том, что делать со своими меньшинствами, и являются ли они европейской нацией, евразийской империей или ни то, ни другое.

Путинская агрессия должна считаться одной из величайших ошибок в истории и эквивалентом принесения в жертву королевы за пешку после пяти ходов в шахматы

Рабочий термин для России в западном и русском воображении – "великая". Стоит ли удивляться, что такую ​​великую страну нельзя представить проигравшей войну? Или даже битву смешливым украинцам, когда на самом деле путинская агрессия должна считаться одной из величайших стратегических ошибок в истории и эквивалентом принесения в жертву королевы за пешку после пяти ходов?

Хорошая новость в том, что теперь мы знаем, что эти ментальные карты неточны. Даже несмотря на то, что для подтверждения этой точки зрения потребовались тысячи мертвых украинцев и десятки разрушенных городов. Плохая новость в том, что эти изображения пережили 30 лет независимости России и Украины. Потребуется время, чтобы эти стереотипы окончательно и полностью развеялись.

Лучшая новость в том, что ничто так не разрушит эти бредовые взгляды, как решающая победа Украины и унизительное поражение России – результаты, которые выглядят все более вероятными, поскольку Путин продолжает показывать, что он паршивый шахматист.

Перевод Gazeta.ua

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі