Есть ли в России защита от дурака?
Размышления по поводу судьбы российского законопроекта о противодействии санкциям США
Над названием законопроекта № 441399-7 можно думать вечность. Можно сидеть перед ним и рассматривать его как "Черный квадрат" Малевича, втягиваясь незаметно в его космическую тьму. Прочитайте, пожалуйста, это название, вслушиваясь в каждое слово в отдельности, после чего оцените гармоническую связь между соседними словами, а также симфонию смыслов, порождаемую названием, прочитанным полностью. Вот оно: "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и (или) иных иностранных государств".
Насладились? Стало интересно, кто автор этого шедевра русской прозы? Извольте. В качестве "субъекта права законодательной инициативы" (извините, это так называется) указаны практически все депутаты Госдумы. Начиная от спикера Вячеслава Володина, лидеров всех фракций и далее весь списочный состав нижней палаты российского парламента.
Насладившись названием, перейдем к тексту. Там столько прекрасного, что глаза разбегаются. Вот, например, один из моих любимых фрагментов этого шедевра законотворчества. Став законом этот документ сделает в России нормой "исчерпание исключительного права на товарные знаки в отношении товаров… правообладателями которых являются граждане и юридические лица США и (или) иных иностранных государств".
Приняв этот закон, Россия заявляет о своем "праве" воровать чужую интеллектуальную собственность по всему миру
То есть, приняв этот закон, Россия заявляет о своем "праве" воровать чужую интеллектуальную собственность по всему миру. Не будем вспоминать о таких пустяках как четвертая часть российского Гражданского Кодекса, а, тем более о таких глупостях, как Бернская конвенция и другие международные соглашения о защите интеллектуальной собственности, участником которых является Россия. Все эти бумажки можно сжечь, а пепел развеять.
Не буду говорить и о такой ерунде как международная репутация, о том, что в этом случае Россия сама ставит себя в один ряд с сомалийскими пиратами, ИГИЛ и КНДР, то есть с теми, кто публично плюет на международное право. Снявши голову по волосам не плачут – Россия давно уже в этом ряду.
Поговорим о серьезных вещах – о практической пользе права воровать товарные знаки, то есть присваивать чужую интеллектуальную собственность. И тут я вынужден задать Володину и его безумным думцам вопрос, который Остап Бендер задал Кисе Воробьянинову, когда тот предложил выкрасть очередной стул: "А технику этого дела вы знаете?".
Это же главный вопрос. Вы умеете воровать технологии, господин Володин? В том, что вы и вся ваша компания умеет воровать, сомнений нет. Тырить из казны, пилить бюджет, получать откаты, отжимать чужой бизнес – технику всех этих занятий российская власть освоила. Но чтобы украсть технологию, нужны принципиально иные знания, умения и навыки. Вот китайцы это делать умеют. Просто потому, что сначала они с помощью американцев создали у себя сборочный цех по производству американских торговых знаков, а потом уже стали красть сами торговые знаки. Лет 10 назад они перестали красть, поскольку пришли к выводу, что выгоднее покупать патенты и стали вполне законопослушной страной. Естественно, в этом смысле.
Тырить из казны, пилить бюджет, получать откаты, отжимать чужой бизнес – технику всех этих занятий российская власть освоила. Но чтобы украсть технологию, нужны принципиально иные знания, умения и навыки
Другой дивный фрагмент этого думского шедевра – запрет поставок зарубежных медикаментов в Россию, замена их дженериками, то есть местными лекарствами, имеющими похожую на оригинал химическую формулу, но отличающимися по вспомогательным веществам и не прошедшими клинических испытаний. По поводу этой думской идеи случился показательный диалог между либералом по вызову Борисом Надеждиным и депутатом Госдумы Петром Толстым в эфире программы "60 минут".
Либерал Надеждин пожаловался на здоровье и сообщил, что ему необходимы импортные лекарства, которые ему помогают, в отличие от отечественных, которые, по выражению Жванецкого, не убивают микробы, а с ними сотрудничают. Если либерал Надеждин надеялся вызвать сочувствие у своих оппонентов, то он жестоко ошибся. Страдания либерала – радость для патриота. Патриотический депутат Толстой очень развеселился узнав, что либерал Надеждин болеет и принялся настойчиво требовать, чтобы тот выплюнул американские таблетки и стал немедленно жевать кору отечественного дуба, запивая его боярышником. Либерал Надеждин есть дуб и пить боярышник отказался, но убедить депутата Толстого в необходимости импортных лекарств не смог.
Этот изумительный законопроект от имени МИДа горячо поддержал зам. министра иностранных дел РФ Сергей Рябков, который потребовал его ускоренного принятия. "Я думаю, что график рассмотрения этого важного законопроекта будет выстроен так, чтобы не затягивать – ситуация просто сама по себе диктует необходимость достаточно энергичных усилий", - объяснил высокопоставленный мидовец.
Законопроект № 441399-7 был внесен в Госдуму в 13 апреля. Сначала было ощущение, что этот мрак идиотизма неминуемо накроет страну, проект станет законом, и все будет зависеть только от того, насколько правительство захочет и сможет его бойкотировать. Потом что-то пошло не так и рассмотрение закона перенесли на период после майских праздников.
Японский инженер Сигэо Синго разработал производственную технологию, которая получила название "защита от дурака". Конечно, разные приспособления для защиты от разрушительных действий людей не вполне адекватных, рассеянных и забывчивых существовали давно. Взять хотя бы отверстия у верхнего края ванны, не позволяющие любителям поспать во время купания затопить соседей снизу. Но Сигэо Синго оформил "защиту от дурака" как целостную производственную технологию и внедрил ее в частности в концерне "Тойота". Защита от дурака предусмотрена в конструкции большинства стран мира. И она работает, достаточно посмотреть, на политическую ситуацию в США сегодня.
Вопрос, есть ли в системе российской власти защита от дурака, крайне актуален
Вопрос, есть ли в системе российской власти защита от дурака, крайне актуален. А в условиях ядерной державы может в какой-то оказаться и самым главным не только для России. Иногда, как в случаях с аннексией Крыма, войны с Украиной и Сирией, возникает убеждение, что никакой защиты от дурака нет.
Иногда, как в случае явного притормаживания проекта закона о противодействии американским санкциям, возникает надежда, что такая защита, существует, правда действует она в условиях глубокой конспирации.
Комментарии