Какие реформы реально изменят Украину

Реформы только обеспечивают фон для устойчивого экономического роста

Нередко от рядовых граждан можно услышать, что реформ никаких нет. Что это, мол, за реформы, которые не обеспечивают рост доходов. Если мы слышим подобную аргументацию от простых людей, то это, по крайней мере, понятно. Их интересует не процесс, а результат. Значительно хуже, когда подобные сентенции начинают провозглашать политики и чиновники. Как не печально, но с подобными утверждениями приходится сталкиваться в общении с целыми кандидатами и докторами экономических наук, которых сейчас в Украине, похоже, больше на душу населения, чем где-либо в мире.

Реформы сами по себе вообще не приводят к росту экономики и доходов населения

Проблематична профессиональная подготовленность не дает всем этим уважаемым людям осознать, что реформы сами по себе вообще не приводят к росту экономики и доходов населения. Если реформы реализуются последовательно и с правильным алгоритмом и есть осознание, чего хотят достичь, на самом деле лишь создают предпосылки для устойчивого экономического роста. И если они не доведены до логического завершения, тогда ситуация может только ухудшиться. К сожалению, отсутствие этой самой осознанности, чего же хотят достичь, часто густо приводит к тому, что мы находимся "между здесь и там". Не то что рядовые граждане, а нередко и сами чиновники не понимают, или по крайней мере не могут это правильно публично объяснить, куда же мы идем, какие цели и задачи ставим перед собой.

Проблема нашей сырьевой экономики заключается в том, что отсутствие реформ по обеспечению прозрачности, конкурентности, демонополизации и преодоления тотальной коррупции, особенно в правоохранительных и судебных органах, примитивизирует экономику. Она ориентирована преимущественно на экспорт сырья и, в лучшем случае, полуфабрикатов. А для такого типа экономики характерна чрезвычайная зависимость от цен на мировых сырьевых рынках и низкий уровень зарплат.

Когда упали цены на мировых сырьевых рынках, грохнулась и украинская экономика

Показательно, что без всяких реформ в Украине в нулевые годы, с 2000-го по 2008-й, стремительно росла экономика и доходы населения. Но этого достигали только за счет роста цен на сырьевые товары и привлечения иностранных кредитов. Когда же упали цены на мировых сырьевых рынках, грохнулась и украинская экономика, к тому же крайне отягощена внешней кредитной задолженностью.

Очевидно, чтобы изменить сырьевую модель экономики нужно проводить кардинальные реформы в экономической и правовой системе. Это должно обеспечить условия для развития и увеличения доли перерабатывающей промышленности в ВВП.

Но при этом стоит понимать, что устойчивый рост ориентированной на перерабатывающую промышленность экономики со значительной долей наукоемкой продукции с высоким уровнем добавленной стоимости, требует активного целенаправленного содействия со стороны правительства и центрального банка. От их текущей экономической политики в значительной степени будет зависеть, сможет ли произойти смена парадигмы экономического развития страны.

Именно на текущей экономической политике правительства и Нацбанка, направленной на рост экономики, хотелось бы немного остановиться. Эту текущую деятельность можно разделить на четыре группы – бюджетная, налоговая, таможенная и денежно-кредитная политика.

Начнем с бюджетной политики. Сюда стоит добавить также расходную политику государственных предприятий.

Основным императивом государственных расходов должна быть ориентация на закупку товаров и услуг у национальных производителей. Не может быть никаких оправданий и объяснений, когда за средства из бюджета и госпредприятий закупают иностранные товары и услуги. Нельзя покупать иностранные автобусы, трамваи, троллейбусы, вагоны и другие виды транспортных средств, хотя их изготавливают в Украине. Например, нет никакого логического объяснения, кроме, разумеется, коррупционной составляющей, какого черта нужно бегать по китайским кредитам и компаниями, которые должны строить в Украине "воздушный экспресс" - железнодорожное сообщение между аэропортом Борисполь и Киевом. Поскольку все необходимое для такого строительства изготовляют в Украине.

Даже если отечественная продукция окажется немного дороже, все равно приоритетом правительства и менеджмента госпредприятий должно быть стремление купить именно их товары. Для этого надо задействовать все возможные инструменты денежно-кредитной и налоговой политики, которые бы не приводили к нарушению норм ВТО и других международных торговых соглашений Украины.

В случае закупки иностранной продукции, мы даем работать перерабатывающим предприятиям и создаем рабочие места в других странах, выводим свои деньги из страны. Если же покупать продукцию, изготовленную в Украине, то именно у нас будут развиваться перерабатывающие предприятия, соответственно появляется потребность в разработках отечественных ученых, создают рабочие места, платят налоги в государственный и местные бюджеты Украины, а не других стран.

Второй составляющей бюджетной политики должна быть ее эффективность. Неумение или даже нежелание, эффективно использовать бюджетные средства приводит к тому, что значительная их часть в конце года уходит со значительно меньшей пользой для развития экономики, или просто остаются неиспользованными. Вместо того, чтобы за счет госзакупок стимулировать деловую активность, производство товаров и услуг, средства оставляют на счетах в Госказначействе или на срочных депозитах в коммерческих банках.

Формальной причиной этого является то, что больше налогов в бюджет собирается во второй половине года. А для эффективного использования государственных средств должны ритмично распределять в течение года. Для того, чтобы справиться с этой объективной сложностью, необходимо, с одной стороны, запустить среднесрочное (до трех лет) бюджетное планирование, с другой – внедрить краткосрочные (до 6 месяцев) казначейские векселя. Выпуская их в пределах, например, 10-15 процентов прогнозных доходов госбюджета на текущий год. Правительство за счет краткосрочных заимствований, которые должны погасить до конца бюджетного года, будет получать возможность ритмично финансировать государственные капитальные расходы. При благоприятной денежно-кредитной политики Нацбанка, такие ценные бумаги будут интересны для коммерческих банков и других финансовых институтов.

Государство должно активнее поддерживать предприятия, которые производят продукты с высокой добавленной стоимостью

Налоговая и таможенная политика

Как и бюджетная, так налоговая и таможенная политика, должны быть направлены на содействие развитию перерабатывающей промышленности. За счет инструментов налоговой и таможенной политики, с одной стороны, имеет дорожать импорт готовой продукции, с другой – уменьшаться налоговое давление на отечественного производителя и стимулироваться закупка сырья и полуфабрикатов с последующим изготовлением готовой продукции.

Не детализируя, могу отметить, что, например, переход от налога на прибыль до распределенной прибыли будет способствовать уменьшению налогового и административного давления на отечественные компании, которые существенно сократят свои расходы, как на администрирование уплаты налогов, так и их уплату. Компенсировать потери госбюджета от такого шага можно было бы за счет временного (на 3-5 лет) поднятия на 1,5-2% ставки НДС. В результате этого мы, не нарушая норм ВТО, повысим стоимость импортных товаров, но при этом сократим налоговое давление на отечественных товаропроизводителей. Такой налоговый маневр сделает продукцию украинских компаний более конкурентоспособной по отношению к импорту.

Еще одним шагом, направленным на поддержку перерабатывающей промышленности, является полный отказ от таможенных ставок на сырье и значительную часть полуфабрикатов. Понятно, что в некоторых случаях может возникать конфликт интересов между отечественными предприятиями, которые производят сырьевую продукцию и полуфабрикаты, и предприятиями, которые используют их для дальнейшей переработки и изготовления готовой продукции. В каждом подобном случае на уровне правительства и ассоциаций производителей необходимо проводить дискуссию и находить компромисс. Но приоритетом должен быть тот же принцип – государство должно активнее поддерживать те отечественные предприятия, где создается большая добавленная стоимость, где больший уровень переработки.

Опять же, оказывая поддержку перерабатывающим предприятием, целесообразно было бы ввести систему электронных налоговых векселей по уплате НДС. Они бы позволяли им получать отсрочку уплаты налогового обязательства при приобретении по импорту или в пределах страны сырья и полуфабрикатов.

Нужно ввести систему электронных налоговых векселей по уплате НДС

Такие электронные векселя должны функционировать только в пределах электронного учета налоговых кредитов и налоговых обязательств. В зависимости от сложности продукции (например, в легкой и мебельной промышленности – до 90 дней, в машиностроении, в зависимости от сложности – до 1,5 лет) они могут существенно уменьшить потребность в оборотных средствах, а значит снизить затраты и способствовать повышению конкурентоспособности отечественных перерабатывающих предприятий. Понятно, что запуск системы электронных векселей потребует подготовительной деятельности со стороны правительства, чтобы исключить любые возможности для налогового мошенничества. Очевидно, что фискальная служба, должна позволять выпускать подобные электронные векселя только перерабатывающим предприятиям и лишь в определенных пределах части их годового оборота.

И напоследок о денежно-кредитной политике Нацбанка.

Обеспечить инфляционную стабильность национальной валюты можно лишь при условии развития эффективной экономики, ориентированной на производство товаров и услуг с высоким уровнем добавленной стоимости. Если в стране сырьевая экономика, то обеспечить стабильность национальной валюты в принципе невозможно. Это в долгосрочном измерении не удавалось нигде и никому.

Поэтому вся политика правительства и центробанка должна быть подчинена перестройке экономики, в которой ВВП формируется в основном за счет обрабатывающей промышленности и наукоемких видов деятельности.

В стране с сырьевой экономикой обеспечить стабильность национальной валюты невозможно

Политика высоких процентных ставок, ориентация на уровень инфляции, которую не всегда могут методологически корректно посчитать и которая имеет преимущественно немонетарный характер, только ухудшает условия ведения бизнеса, делает недоступными кредиты, удорожает продукцию отечественных товаропроизводителей, делает ее неконкурентоспособной по сравнению с иностранными аналогами.

Гибкая процентная политика Нацбанка с ориентацией на поддержку отечественных товаропроизводителей может существенно способствовать их деятельности и обеспечить устойчивый рост национальной экономики. Как это будет действовать в контексте бюджетных закупок и закупок госпредприятий товаров и услуг у отечественных товаропроизводителей, видно на примере "Укрзалізниці". Эта государственная компания требует значительного обновления подвижного парка. Физическая и моральная устарелость, просто его банальная нехватка приводит к значительному недополучению доходов. Кроме того в 2016 году миллиарда гривен недополучили товаропроизводители, которые не смогли вовремя отправить свою продукцию по железной дороге. Это при том, что большую часть необходимого подвижного парка дороги можно производить в Украине. Причина почему этого не делают заключается лишь в том, что "Укрзалізниця" не имеет доступа к дешевому (3-5 процентов годовых в гривнах), долгосрочного (на 5-7 лет) финансирования. Если бы, например, с помощью финансового лизинга через "Ощадбанк" можно было разместить заказ на приобретение такого подвижного парка, то значительная часть отечественных предприятий имела бы гарантированные заказы на следующие несколько лет.

Что для этого нужно? Только соответствующее долгосрочное рефинансирование Нацбанка, ясно с процентными ставками 2-3 годовых. Кстати, учитывая, что никто кроме "Ощадбанка" не мог бы предоставить такие условия по финансовому лизингу, ни одно иностранное предприятие не смогло бы предложить такие же выгодные условия "УкрзалІзниці". А потому заказ был бы размещен исключительно в Украине.

В 2016 году миллиарды гривен недополучили товаропроизводители, которые не смогли вовремя отправить свою продукцию по железной дороге

Нацбанк вполне может, как и любой центральный банк мира, иметь несколько процентных ставок. Где основная учетная ставка – на уровне 2-3% годовых – может использоваться для финансирования проектов, направленных на содействие закупок у отечественных перерабатывающих предприятий.

Итак, в Украине есть все необходимое для проведения политики, направленной на кардинальное изменение парадигмы развития отечественной экономики. Но для этого нужно чтобы управленческая элита осознавала задачи, которые стоят перед страной и имела политическую волю и достаточную профессиональную подготовку, чтобы их решать.

Оригинал

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі