Как привлечь инвесторов в Украину

Остановив падение экономики, правительство должно заняться обеспечением ее устойчивого роста. А это возможно лишь при условии привлечения в украинскую экономику внутренних и внешних инвестиций

Перед правительством встает чрезвычайно амбициозная задача – не просто обеспечить привлечение того или иного иностранного инвестора в Украину. А создать максимально привлекательные условия ведения бизнеса, которые являются залогом инвестиционной привлекательности экономики. Причем эти инвестиции не должны консервировать технологическую отсталость и сырьевой характер экономики, а дать Украине превратиться в современную технологически развитую державу.

Источники и составляющие инвестиционной привлекательности

І. Среда

В целом решение задачи по привлечению инвестиций состоит из трех частей.

Первая – формирование среды – охватывает целый ряд "пунктов". Это, в частности, системная и всеобъемлющая дерегуляция, демонополизация, максимально широкая, прозрачная приватизация, справедливая судебная и эффективная правоохранительная система, защита прав инвесторов и кредиторов, быстрое и качественное исполнение судебных решений, максимальная прозрачность использования бюджетных средств, благоприятная для инвестиций налоговая система, снижение фискального процента ВВП (уменьшение налоговой нагрузки на экономику с одновременным сокращением бюджетных и квазибюджетных расходов), соответствующая денежно-кредитная политика Нацбанка.

Никто не будет инвестировать в страну, где нормой остается силовой, рейдерский захват собственности, где суды безнаказанно принимают коррупционные решения

Никто не будет инвестировать в страну, где нормой остается силовой, рейдерский захват собственности, где суды безнаказанно принимают коррупционные решения, нарушая права инвесторов и кредиторов, где налоговая система заставляет бизнес уводить деньги в "тень" и в оффшоры.

Понятно, что нельзя решить все эти вопросы одновременно. Особенно принимая во внимание то, как глубоко метастазы коррупции укоренились в систему функционирования органов власти, в отношениях граждан между собой и с чиновниками.

Это не одномоментный процесс. Нужно обеспечить такую совокупность реформ, количество которых приведет к переходу в качественно иную систему отношений в государстве. Чем быстрее и радикальнее будут проходить изменения, тем быстрее мы почувствуем положительные результаты. Это все само собой будет стимулировать инвестиции – как внешние, так и внутренние.

Решить эту часть задачи традиционно сложно через чрезвычайную коррумпированность нашего госаппарата и политической элиты. Но не справившись с этим, строить планы о чем-то большем – гиблое дело.

II. Куда инвестировать и зачем

Вторая часть задания касается нашей способности использовать имеющийся потенциал, то есть мыслить стратегически.

Мы должны понимать, как, исходя из географического расположения, административно-территориальных, природно-климатических реалий, ментальных особенностей, уровня образования и науки, сделать прыжок с третьего и четвертого технологического укладов (из эпох стали и нефти, в которых мы все еще находимся) в пятый и шестой (эпохи искусственного интеллекта, телекоммуникаций и нанотехнологий).

Призывы о необходимости привлечения инвестиций не имеют смысла, если мы не дадим ответа на вопрос, какую экономику хотим построить.

В общем любые частные инвестиции – это, бесспорно, позитив. Они способствуют развитию экономики, решению проблемы занятости, росту доходов граждан, государственного и местных бюджетов.

С этой точки зрения, интерес крупных иностранных инвесторов к энергетическому и аграрному секторам Украины, инфраструктуры можно только приветствовать. Однако такой интерес свидетельствуют об их намерениях, развивая сырьевые отрасли украинской экономики, оставлять нас в тех самых инновационных эпохах ХІХ – ХХ веков, с преимущественно сырьевым характером экономики.

Разумеется, возможностями развития сырьевых отраслей, выгодного транзитного потенциала нужно пользоваться.

Аграрный сектор и металлургия сейчас и еще достаточно долго будут формировать у нас большую часть выручки от экспорта. Поступления иностранной валюты от продажи сельскохозяйственной и металлургической продукции обеспечивает стабильность национальной валюты и является ресурсом для приобретения критически важного импорта. Но в то же время нужно учитывать, что добавленная стоимость в этих отраслях низкая.

Исходя из географического расположения, ментальных особенностей, уровня образования и науки, сделать прыжок с третьего и четвертого технологического укладов (из эпох стали и нефти) в пятый и шестой (эпохи искусственного интеллекта, телекоммуникаций и нанотехнологий)

Более того, поскольку мировая экономика характеризуется долгосрочным (10 – 15 лет) трендом низких цен на все сырьевые товары, не стоит рассчитывать, что эти отрасли будут драйвером подъема украинской экономики.

В то же время должны осознавать, что создать мощные производства современной высокотехнологичной продукции в ближайшие годы мы тоже не сможем. Для этого нужны качественно иные управленческие традиции по обеспечению массового производства сложной высокотехнологичной продукции.

В направлениях, в которых мы имеем определенный опыт и наработки (самолето-, турбино-, моторо-, ракето-, авиастроение), правительство совместно с частными украинскими компаниями должно налаживать кооперацию с мощными западными и азиатскими производителями. Положительным примером могут служить договоренности с китайскими компаниями, связанные с достройкой крупнейшего в мире самолета АН-225 "Мрия". В случае успешного сотрудничества планируется развертывание строительства других самолет завода "Антонов" в Китае и в Украине для весьма перспективного Азиатского-Тихоокеанского региона.

Именно от правительства зависит создание условий, которые бы на первом этапе стимулировали привлечение инвестиций в многочисленные относительно небольшие компании, которые могут разрабатывать и производить опытные и промышленные образцы наукоемкой продукции. С последующим развертыванием серийного и массового производства в Украине или продажей этих разработок мощным транснациональным фирмам.

Стимулирует к этому и Соглашение об ассоциации с ЕС. Украина становится выгодной для инвестиций в небольшие компании, которые изготавливают комплектующие для машиностроения, в том числе автомобилестроения, которые используются для сборки сложной техники в развитых европейских странах. Таким образом мы внедряемся в европейскую систему специализации и кооперации. Кстати, на сегодня ни одно европейское правительство не ставит перед собой задачу обеспечить замкнутый технологический цикл в пределах одной страны.

При этом правительство должно заглядывать немного вперед. Очевидно, что мир постепенно будет отказываться от транспортных средств, которые используют углеводное горючее. Грядет эпоха массового использования электромобилей и машин с водородными двигателями.

Активно ведутся разработки, касающиеся производства электроэнергии из возобновляемых источников (солнечные батареи, ветровые и волновые электростанции и др.) и ее сохранение в аккумуляторах. Научившись дешево хранить произведенную электроэнергию, человечество совершит скачок в совершенно новую реальность.

Следовательно, содействие разработке и внедрению технологий энергосбережения и производства электроэнергии из возобновляемых источников должно быть стабильной долгосрочной государственной политикой.

Перспективным является также развитие биотехнологий, связанных с производством аграрной продукции с заданными свойствами и максимально высокими показателями производительности.

Сегодня есть большой запрос на исследование по сохранению и дальнейшему использованию пуповинной крови и стволовых клеток. Лечение сложнейших болезней, в том числе наследственных, выращивание человеческих органов – все это перестает быть фантастикой. Открываются реальные возможности значительного продолжения в недалеком будущем продолжительности человеческой жизни.

Исследования в этих сферах осуществляют, как правило, небольшие компании. Значительную часть расходов у них составляет заработная плата работников.

Поэтому сегодня важно двигать реформу социального страхования, усовершенствовать трудовое законодательство с учетом максимально гибких отношений между работодателями и наемными работниками.

Следовательно, большое количество инвестиций в малые и средние компании – это так же важно для развития экономики, как и многомиллионные инвестиции в крупные проекты. Причем малые инвестиции будут преимущественно украинское происхождение.

III. Инструментарий

Если мы понимаем, какие нужны предпосылки для привлечения инвестиций и знаем, куда они должны направляться, то можем очертить и инструменты их привлечения. Это и есть третья часть задачи, которую мы сформулировали вначале.

Во-первых, нужно признать, что все попытки построить в Украине свободные экономические зоны, технопарки, систему особых госгарантий каким-то конкретным инвесторам, ничего, кроме коррупции и злоупотреблений, не приносили и не принесут.

Создание максимально благоприятных условий ведения бизнеса в любом уголке Украины – это и есть непременное условие инвестиционной привлекательности Украины.

Во-вторых, в сфере энергосбережения и использования возобновляемых источников наиболее мощным массовым инвестором является население страны. Оно готово будет вкладывать в это десятки миллиардов долларов. Но при условии преодоления монополизма в энергосекторе и предоставления дешевых долгосрочных целевых кредитов (на 10-15 лет под 2-3 % годовых). Долгосрочные кредиты нужны для того, чтобы в сжатые сроки максимально эффективно вложить средства в меры энергосбережения и производство электроэнергии из возобновляемых источников, с последующим их возвратом за счет экономии, которая возникает в результате реализации таких мер.

Все попытки построить в Украине свободные экономические зоны, технопарки, систему особых госгарантий каким-то конкретным инвесторам, ничего, кроме коррупции и злоупотреблений, не принесут

В-третьих, вместо нескольких неэффективных государственных банков, которые обросли злоупотреблениями и коррупцией, необходимо создать Банк развития (БР), который будет работать по принципам Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Возможно, пригласив в соучредители БР тот же ЕБРР и Международную финансовую корпорацию Всемирного банка.

БР, как и ЕБРР, должен быть банком второго уровня, который не выдает напрямую кредиты юридическим и физическим лицам.

Он должен привлекать долгосрочные ресурсы на международных финансовых рынках, от Нацбанка и правительства. А потом предоставлять рефинансирование коммерческим банкам, но под их полную ответственность за целевое использование кредитов, их обеспеченность и возвратность.

Участие такого банка было бы важным в государственных программах предоставления коммерческими банками долгосрочных кредитов населению под реализацию мер энергосбережения, в государственно-частных партнерствах и соглашениях концессии.

В-четвертых, правительство должно на уровне бюджетной политики стимулировать развитие малого и среднего бизнеса (МСБ) и инвестиции в конкретные виды производств.

Так, мощным инструментом развития МСБ могло бы быть дробление бюджетных заказов. В этом случае в торгах могло бы принимать участие большое количество представителей МСБ. Это, с одной стороны, усилило бы конкуренцию и способствовало бы эффективному использованию бюджетных средств, с другой – делало бы деятельность МСБ инвестиционно привлекательной. В Украине уже есть большое количество малых и средних предприятий, которые изготавливают высококачественную продукцию, и все еще не могут участвовать в тендерах по госзакупкам, поскольку не имеют возможности обеспечить большой объем заказов.

Большое количество малых и средних предприятий, которые изготавливают высококачественную продукцию, не могут участвовать в госзакупках, поскольку не имеют возможности обеспечить большой объем заказов

Что касается содействия инвестициям в электромобилестроение, то существенным толчком стало бы утверждение на законодательном уровне требования: скажем, с 2018 или 2019 года за бюджетный счет может закупаться общественный транспорт, автомобили скорой помощи, пожарные машины только с электрическими или водородными двигателями. А например, с 2021 -2022 годов лицензии на городские общественные перевозки будут предоставляться только компаниям, которые используют такие транспортные средства.

Это не только подтолкнет к движению частных инвестиций в электромобилестроение, но и будет стимулировать всю сопутствующую инфраструктуру.

Развитию биотехнологий, особенно в отношении сохранения и дальнейшего использования пуповинной крови и стволовых клеток, могло бы способствовать обязательное социальное медицинское страхование и соответствующие налоговые льготы для граждан. В случае формирования массового спроса эта сфера могла бы стать очень интересным направлением инвестирования.

Оригинал

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі