Группа следователей Международного уголовного суда в Гааге выехала в Украину для расследования коллективного международного иска 39 стран против России по поводу ее военных преступлений. Главный прокурор трибунала Карим Хан сказал, что действия российской стороны подпадают под юрисдикцию суда.
"Любая сторона, которая непосредственно целится в гражданское население и гражданские объекты, совершает преступление, определенное Римским уставом Международного уголовного суда и международными гуманитарными законами", - сказал он.
Ранее Хан заявлял, что началось расследование дела о "возможных военных преступлениях", совершенных Россией в Украине. Прокурор уточнил, что видит признаки военных преступлений и преступлений против человечности.
Международный суд, также известный как Гаагский трибунал, расследует военные преступления, совершенные Россией в Украине. Суд получил обращение о расследовании от 39 стран, среди которых страны ЕС, Австралия, Канада, Великобритания, признающие юрисдикцию суда и принявшие Римский устав.
Российское военно-политическое руководство могут осудить за военные преступления и преступления против человечности и выдать ордер на их арест в 122 странах. Также на имущество России могут наложить арест, а непосредственных исполнителей преступлений могут судить в разных странах и арестовывать их имущество и счета. Об этом в интервью Gazeta.ua рассказал профессор кафедры международного университета права им. Ивана Франко, доктор юридических наук Виталий Гутник.
Насколько вероятен суд над Владимиром Путином и военно-политическим руководством России в Международном трибунале в Гааге?
Суд вполне возможен, потому что вчера, 3 марта, началось расследование по делу российской войны против Украины. Суд рассматривает обстрелы мирных кварталов городов войсками и другие возможные военные преступления, связанные с оккупацией территории Украины российскими войсками.
Это беспрецедентно, что военные преступления начали рассматривать в суде в Гааге спустя неделю после начала войны. Это очень быстро – только неделю заняло предварительное изучение ситуации в Международном уголовном суде.
Беспрецедентно, что возможные военные преступления начали расследовать через неделю после начала войны. Обычно на это уходят месяцы или годы
Обычно изучение занимает гораздо больше времени – месяцы, а иногда годы. Это знаем по делу Майдана, расследование по которому до сих пор не началось. Если возьмем расследование по событиям на востоке Украины, начиная с аннексии Крыма в феврале 2014 года, то еще до сих пор еще не началось расследование.
А сейчас уже есть расследование. Это, прежде всего, связано с тем, что 39 стран обратились к прокурору Международного уголовного суда с просьбой его начать. Все эти 39 государств приняли Римский статут, то есть признают юрисдикцию Международного уголовного суда. Украина этого до сих пор не сделала, но украинские власти обратились с соответствующей просьбой к странам-партнерам.
Есть три пути, как начать дела в Международном уголовном суде. Обращение государств-участников, как произошло в нашем случае. Второй – через Совет безопасности ООН, что в нашем случае было невозможно, потому что Россия является постоянным членом Совбеза. Третий – затрудненная процедура иска от самого государства, требующая дополнительных разбирательств.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Трибунал для Путина и его круга: следователи из Гааги выехали в Украину
Однако в нынешнем обращении события начинаются с 2014 года, с аннексии Крыма и событий на Майдане.
Да, в этом обращении тоже речь идет о преступлениях, совершенных в Украине, начиная с февраля 2014 года. Плюс отдельно идут преступления против человечности, совершенные на Майдане в рамках этого же дела.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Прокурор Гаагского трибунала просит украинцев передавать информацию о преступлениях России
Какие могут быть приговоры, при каких условиях и когда?
Международное уголовное судопроизводство не так быстро, как национальное, потому что есть вопросы международного сотрудничества, сбор доказательств в разных странах, их проработка. Следует, чтобы все доказательства соответствовали стандартам, которые признает суд. Они должны соответствовать подлинности, достаточности. Качество должно быть очень высоким. Также их следует подать как можно правильнее, потому что от этого многое зависит.
Руководство России может быть арестовано по решению Гаагского трибунала и получить от 30 лет заключения до пожизненного лишения свободы
Суд над военно-политическим руководством РФ означает, что могут быть арестованы лица, подозреваемые в совершении преступлений.
Какие возможные приговоры за те преступления, которые мы наблюдаем сейчас?
От 30 лет заключения до пожизненного лишения свободы. После Нюрнбергского трибунала смертной казни нет. Ее не было в деле ни по виновникам геноцида в Руанде, ни над руководством Югославии.
Суд над Путином и остальным военно-политическим руководством РФ может быть только, если новая российская власть их выдаст, как было с югославским лидером Слободаном Милошевичем, или если Россия проиграет войну?
Прокурор международного уголовного суда приступил к расследованию. После этого должен быть выдан ордер на арест. Международный уголовный суд, собственно, судит не всех подряд, а только руководство стран. Не тех, кто непосредственно стреляет из "Градов" или ракет по жилым кварталам, а тех, кто дал такие наказы. Не может он судить тысячи людей – только военно-политическое руководство.
Как только суд более или менее соберет доказательства и начнет дело против конкретных лиц, то есть высшего военно-политического руководства РФ, Путина, Совбеза России, возможно, военного командования отдельных родов войск, они могут быть объявлены в международный розыск. Если кто-то из них тогда пересечет границу одной из 122 стран, признающих юрисдикцию Международного трибунала, то власти этих стран обязаны взять их под стражу и передать в Международный уголовный суд в Гааге.
В случае ордена Международного уголовного суда никакие иммунитеты не действуют
Это очень важный момент, потому что обычно, когда президент или руководство страны находится в заграничной поездке, их лица - неприкосновенные. Их нельзя поймать и судить за какие-либо преступления. Это международный иммунитет. В случае ордена Международного уголовного суда никакие иммунитеты не действуют ни для президента, ни для премьера, ни для кого.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Россию хотят лишить права вето в Совбезе ООН
Есть ли возможность лишить Россию места в Совбезе ООН?
Устав ООН написан так, что это очень сложно сделать. Не было таких прецедентов. Но если посмотрим в него, то увидим, что Россия не является постоянным членом Совбеза ООН. Среди постоянных членов пять стран – США, КНР, Великобритания, Франция и СССР. Там нет упоминания о России. Но так сложилась ситуация в 1991 году, когда советские республики провозгласили независимость от СССР, что в Совбезе в это время был представитель России. Он передал документы, что РФ будет продолжать представительство в ООН от имени СССР. Для государств-членов СБ ООН это прошло незаметно. Никто не протестовал. Однако так же никакого международного договора между членами Совбеза или бывшими советскими республиками по этому поводу не было. Так же ни одна бывшая советская республика не выразила протеста. Такая ситуация последние 30 лет.
Члены Совбеза определены поименно. Нет прецедентов изменения устава ООН. Для этого нужно согласие всех государств-членов Совбеза, а Россия бы на это не согласилась. Замкнутый круг.
Вопрос о реформировании ООН и ее Совбеза давно назрел и перезрел. Но без результата.
В действительности ООН, как главный орган, несущий ответственность за поддержание международного мира и безопасности в мире, показывает жизненную неэффективность. Страна Совбеза, по которой ставится вопрос в СБ ООН должна воздержаться от голосования относительно самой себя. Так записано в документах. Однако эта практика была нарушена от начала работы ООН.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Трибунал в Гааге для Путина и его круга: как происходит и когда ждать приговора
Насколько украинская прокуратура может судить военно-политическое руководство России, арестовывать имущество России на Украине или просить об этом у других стран?
Только международный уголовный суд владеет правом судить руководство стран. Наша страна может привлекать к ответственности виновников конкретных преступлений – те, кто бомбил города, делали другие военные преступления и преступления против человечности. Исполнителей можем судить сами.
Аресты российского имущества в Украине и за ее пределами производятся в пределах законодательства стран, где есть это имущество, и в ответ на соответствующие иски в суды этих стран. В Украине такого имущества практически нет.
Если упомянуть о Международном уголовном суде, то его решения могут предусматривать возмещение ущерба стране-жертве агрессии. В таком случае по требованию страны-жертвы арестовывают имущество государства-агрессора, находящегося в собственности государства. Тогда за счет ареста этих активов и имущества удовлетворяются претензии жертв преступлений и возмещения ущерба.
Что касается отдельных стран, то все в пределах их национального права. Вряд ли военно-политическое руководство России записывает на себя имущество. Следовательно, довольно сложно доказать, что действительно счета или имущество принадлежит именно этим лицам. Суду следует установить связь между ними и имуществом. Это довольно непросто, потому что обычно есть ряд фирм-посредников.
Когда ответственность лежит на стране-оккупанте, именно со страны взимают ущерб для жертв агрессии.
Если вспомним II мировую войну, то была ответственность как самих нацистов, так и Немецкого государства, которое еще десятилетиями после завершения Нюрнбергского процесса платило репарации за ущерб, причиненный нацистским режимом.
Комментарии