воскресенье, 24 декабря 2023 18:10

Спецтема: Война России против Украины

2023 год показывает, что экономический рост не всегда порождает мир

2023 год показывает, что экономический рост не всегда порождает мир
Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху и Владимир Путин. Вооруженные силы не просто бросают вызов формуле экономического мира, сама экономика не подпитывает мир / Getty Images

Мнение в британском деловом издании The Financial Times обозревателя Адама Туза

Это был год ужасающих конфликтов и насилия. Война в Украине, риск столкновения супердержав в Южно-Китайском море и вспышка насилия в Палестине и Израиле создают ужасную картину. На каждой из этих арен мир, наступивший после окончания холодной войны, сейчас оказался под вопросом.

Китай – главный партнер, позволяющий России избегать западных санкций

За этим ростом международной напряженности западным аналитикам соблазнительно увидеть действие "оси зла". Нападение Владимира Путина на Украину произошло после жестоких набегов российских войск на Сирию и Ливию. Россия тесно связана с Ираном, являющимся главным спонсором террористов как в ХАМАС, так и в "Хезболле". Китай – главный покупатель нефтяного экспорта Ирана, находящегося под санкциями, а также партнером, позволяющим России избегать западных санкций.

Но кроме происков этой антизападной коалиции, мы должны спросить себя, почему границы бывшего СССР, Ближнего Востока и Восточной Азии уязвимы к дестабилизации именно таким образом. Общим для них является то, что после холодной войны они были местом усилий, направленных на установление мира не на туманных принципах "международного порядка, основанного на правилах", а на более существенном – экономическом взаимодействии.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Израиль может стать моделью для Украины" – посол Михаил Бродский

Начиная с 1990-х, "превращение через торговлю" было максимой политиков на Западе. В условиях Вашингтонского консенсуса и военного доминирования Америки существовала вера в то, что геополитика либо не имеет значения, либо будет обуздана экономическим развитием. На пике, в 2021 году, объем прямых иностранных инвестиций в Россию достиг $500 млрд. Администрации Билла Клинтона, Джорджа Буша и Барака Обамы пытались сделать Пекин "ответственной заинтересованной стороной". Между тем, бывший премьер-министр Израиля Шимон Перес рекламировал видение "нового Ближнего Востока", в котором ожесточенные разногласия вылечат, как это было в свое время в Европе, экономическим ростом и взаимозависимостью.

Это была не чистая иллюзия. Глобальная торговля объединила немаловажные части экономики США и Китая в единое целое. В России вестернизация изменила жизнь миллионов людей. На Ближнем Востоке новая, ориентированная на Запад, элита сменила региональную политику. Израиль стал напоминать нечто среднее между Бруклином и Силиконовой долиной. Его экономический рост был очень привлекательным. Соглашения Авраама, реализация экономического мира между Израилем и ОАЭ, это подтверждали.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Украине предлагают израильский аналог гарантий безопасности" - Павел Климкин

Но видение "торговый пакт" всегда было восприимчиво к политическому насилию. На Ближнем Востоке борьба Израиля со второй интифадой посеяла зерно радикализации в ХАМАС и вылилась в разрушительную войну Вашингтона с терроризмом. Россия заявила о своей решимости оказывать насильственное сопротивление любому дальнейшему распространению западного влияния своей карательной кампанией против Грузии в августе 2008 года. Под руководством Си Цзиньпина Китай сделал совершенно новый упор на Народно-освободительную армии КНР как центр внутренней и внешней силы.

И дело не только в том, что военные силы бросают вызов формуле экономического мира. Сама экономика не нейтральна. Рост обеспечил соперников во многих конфликтных регионах ресурсами. Российский бизнес по экспорту энергоресурсов продолжает питать ее военную машину, даже если Запад конфискует сотни миллиардов их резервов. Китай настолько глубоко взаимосвязан, что применять санкции против него опасно, потому что его экономический рост означает, что ему вряд ли удастся избежать перерастания в военную сверхдержаву. В Израиле основным элементом большой стратегии премьера Биньямина Нетаньяху было сделать страну неуязвимой для внешнего давления путем укрепления ее экспортной мощности и создания огромных валютных резервов. Не будет больше возвращения к исходной точке 1970-1980-х.

Экономический рост порождает не мир, а средства для соперничества

Следовательно, экономический рост рождает не мир, а средства для соперничества. Между тем, экономическая слабость порождает уязвимость. Замешательство Запада во время финансового кризиса 2008 года ободрило Китай. Именно катастрофическая экономическая ситуация в Украине стала причиной безумной борьбы Киева между Брюсселем и Москвой в 2013 году, что привело к кризису на Майдане и вторжению России. На Ближнем Востоке экономическая хрупкость и отсталость в развитии Палестины лишили смысла решения о создании двух государств и расчистили путь для того, чтобы Сектор Газа, древний центр региональной торговли, был сведен в зону свободного огня.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Еще несколько лет войны: о чем говорят в Пентагоне

Ошибка заключалась не в том, что мы верили, что экономическая взаимосвязь рождает реальные социальные, экономические и политические изменения. Это произошло. Ошибкой было представить, что эта трансформация - односторонний процесс, который автоматически обеспечит мир и порядок. А, тем более, что этот новый порядок понравится Западу. Это был упрощенный урок, якобы изученный холодной войной 1980-х, который наш опыт в 2023 году должен был наконец пересмотреть.

Перевод Gazeta.ua

Сейчас вы читаете новость «2023 год показывает, что экономический рост не всегда порождает мир». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі