вторник, 19 марта 2024 14:00

Сократить министерства, чтобы облегчить управление в ручном режиме?

Сократить министерства, чтобы облегчить управление в ручном режиме?

Арифметическое сокращение количества центральных органов государственной власти без коренного изменения самого механизма - популистическая профанация. Вместо сокращения бюрократов нам нужно сокращение бюрократии: уменьшить функционал министерств, ограничить полномочия и влияние чиновников, провести - и это главное - дерегуляцию рутинных государственных процессов и его автоматизацию. Но оставить ключевые министерства, присущие развитым странам мира и Европы, куда мы все стремимся и обеспечивающие функции существования суверенного государства.

Тезис первый: государства действительно многовато. После полномасштабного вторжения украинское государство стало основным игроком в экономике. Директор-распорядитель Международного валютного фонда (МВФ) Кристалина Георгиева недавно отметила, что доля перераспределения ВВП Украины через бюджет в виде налогов выросла до 36%, что является самым высоким показателем для Украины и одним из самых высоких в мире. Более половины банковской системы - это государство. Один из двух крупнейших почтовых операторов - государственный. Свои поезда по железнодорожным рельсам также может пускать только государство, хотя на западе частные поезда - это норма. Этот список можно продолжать до бесконечности.

Государство стало игроком, который сам себе устанавливает правила и сам себя контролирует. И который может наказать конкурентов по правилам, которые сам установил

Государство стало игроком, который сам себе устанавливает правила и сам себя контролирует. И который может наказать конкурентов по правилам, которые сам установил. Этот игрок может принудительно забрать/экспроприировать частный завод как для оборонных нужд, как это произошло с бизнесом, в котором моя семья имеет большую долю - производителем грузовых автомобилей и спецтехники "АвтоКрАЗ".

Этот игрок может арестовать директора компании по выдуманному уголовному делу и потребовать космическую сумму залога в $ 4 млрд., как это произошло с другим бизнесом, где моя семья также является акционером. В сентябре 2023 года директора Полтавского горнообогатительного комбината поместили под стражу с альтернативой залогом почти 1 миллиард гривен, когда следователи ДБР и прокуроры Офиса генпрокурора просили залог $ 4 млрд.

А еще этот игрок может начать слежку за журналистами, которые ему не нравятся. Как это было с командой Bihus.info в загородном комплексе "Украинское село". СБУ задействовала около 30 сотрудников, чтобы следить за журналистами-расследователями для устрашения свободной и неподконтрольной прессы в государстве.

Тезис второй: государство не собирается ни экономить, ни сокращать свою власть. Сокращение или увеличение количества министерств, о котором на последней пресс-конференции говорил президент Владимир Зеленский, и что подтвердил на днях председатель правительства Денис Шмигаль. Государства станет меньше? Мы сэкономим государственные деньги? На самом деле, арифметическое сокращение количества министерств не гарантирует нам ничего, никакой пользы.

Вместо массовых увольнений будет перебрасывание кадров из одного ведомства в другое. Уволенные чиновники сразу пойдут на биржу труда, им продолжат платить, но уже из другого кармана

Экономии не будет - об этом уже много писали экономисты, и это уже было в нашей истории. Министерства будут сокращать путем укрупнения, то есть вместо массовых увольнений будет перебрасывание кадров из одного ведомства в другое. Уволенные чиновники сразу пойдут на биржу труда, им продолжат платить, но уже из другого кармана. Плюс процесс сокращения-укрупнения нуждается в юридическом и организационном сопровождении, на которое государство также потратит деньги.

Порядка не будет - во время масштабных кадровых изменений, передачи дел от одного сотрудника другому, ознакомления новых руководителей с новыми сотрудниками возникает управленческий хаос и теряется время. И вместе с тем, замедляются все бюрократические процессы в государстве - и это в ситуации, когда они должны быть максимально эффективными и быстрыми. Влияние государства не сократится. Сокращение министерств не гарантирует самого главного для экономики Украины - дерегуляции, не предусматривает автоматизации и сокращения несвойственных для государства функций.

Вместо сокращения бюрократов нам нужно другое качество бюрократов и пропорциональное сокращение бюрократии из-за роста украинской экономики, ВВП

Тезис третий: так что же делать. Рецепты давно известны. Вместо сокращения бюрократов нам нужно другое качество бюрократов и пропорциональное сокращение бюрократии из-за роста украинской экономики, ВВП. Нужны честные суды, верховенство права. Действующий антимонопольный комитет. Рост ВВП, и, соответственно, увеличение налоговых поступлений, что позволит нанимать качественных и ценных специалистов-бюрократов, способных (как и в других эффективных и наиболее развитых странах мира) выполнять свои функции в отношении политик государства во всех сферах жизнедеятельности суверенной страны.

Нужно уменьшить функционал министерств, они должны только устанавливать политики. А частный сектор вполне может эти политики реализовывать, в том числе и за государственные средства - через систему открытых тендеров. Следует ограничить полномочия и влияние чиновников, чтобы они не парализовали работу бизнеса во время следственных действий, не блокировали возврат налогов. Провести дерегуляцию и автоматизировать рутинные государственные процессы, оцифровать документы, обеспечить взаимодействие государственных баз данных.

Реальное управление процессами в государстве происходит через неформальные каналы: через телефонные звонки с улицы Банковой, встречи в ресторанах, разветвленную систему друзей и советников

Тезис четвертый: почему же они на самом деле сокращают министерства. Во-первых, это нравится избирателям, а такой популизм сейчас присущ вождям во многих странах мира. И хотя выборы еще вроде бы далеко, Офис президента внимательно следит за рейтингами. Во-вторых, министерства и ведомства теряют свое значение. Постепенно они принимают на себя декоративную, церемониальную и формальную роль. А реальное управление процессами в государстве происходит через неформальные каналы: через телефонные звонки с улицы Банковой, встречи в ресторанах, разветвленную систему друзей и советников.

Чем слабее формальное министерское государство, тем сильнее эта неформальная и безответственная управленческая сеть. И вот ее влияние останется таким же или даже возрастет после сокращения количества министерств без какой-либо ответственности перед государством и его населением. Хотя как раз влияние этой неформальной сети нужно сокращать в первую очередь.

Сейчас вы читаете новость «Сократить министерства, чтобы облегчить управление в ручном режиме?». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

2

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі