вторник, 02 июля 2024 09:07

Самолет Брежнева под Киевом и секреты борта президента Зеленского: какие тайны скрывают правительственные лайнеры
24

Возле поселка Глеваха Киевской области с 2010-го стоит пассажирский самолет Ил-62. Им в 1960-х пользовался тогдашний советский генсек Леонид Брежнев.

Лайнер в те времена находился в составе правительственного отряда. Выполнял дальнемагистральные рейсы. То, что на нем летал Брежнев, подтвердил директор Государственного музея авиации Александр Рыков.

Судно стоит на частной огражденной территории, вымощенной бетонными плитами. Свободного доступа к нему нет - за порядком на участке следит охранник.

Как судно с интересной историей оказалось на Киевщине, в каком состоянии находится сейчас и знают ли местные что-либо об этом самолете, узнавала корреспондентка Gazeta.ua.

Также мы проанализировали, каким самолетом пользуется нынешний президент Украины Владимир Зеленский и выяснили, что такое лайнер "судного дня".

ПЕРЕЧЕРКНУТЫЕ ПЛАНЫ

Ил-62 стоит в 20 км от Киева недалеко от Одесской трассы. С дороги он виден издалека. До полномасштабной войны с РФ сфотографироваться у судна приезжали путешественники из разных областей Украины. Обычно находили локацию через Google-карту, где лайнер так и подписан: "Самолет Брежнева".

Недалеко от трассы стоят частные дома и закрытый несколько лет назад ресторан. От него к месту базирования самолета ведет небольшая улица, которую по обе стороны затеняют большие деревья и кусты. От старого пруда, что неподалеку - воняет болотом.

Автор: Лилия МЫЦКО
  Советский дальнемагистральный Ил-62 с бортовым номером СССР-86612 ТА. Это самолет VIP-класса, которым в 1960-х летал Леонид Брежнев
Советский дальнемагистральный Ил-62 с бортовым номером СССР-86612 ТА. Это самолет VIP-класса, которым в 1960-х летал Леонид Брежнев

Навстречу идет мужчина с белым лабрадором в красной ветровке и кепке. Отказывается представиться.

- Мы часто проходим к самолету, но о нем вообще ничего не знаю, - говорит. - Внутрь тоже не пускают. Так я и не знаю, что там и как. Самолет сюда привезли лет 11 назад. Местные не видели владельца, вряд ли он здешний. Все ограждено, в частной собственности.

За зарослями виднеется крыло и хвост Ил-62. Территория ограждена высоким железным забором, а на воротах - замок.

Самолет генсека СССР стоит на частной территории
Фото: Лилия МЫЦКО
Самолет генсека СССР стоит на частной территории
Из открытых источников известно, что новым владельцем самолета является столичный бизнесмен
Машина стоит на обочине Одесской трассы (35-40 километр)
Советский дальнемагистральный Ил-62 с бортовым номером СССР-86612 ТА. Это самолет VIP-класса, которым в 1960-х летал Леонид Брежнев

Позади судна - два трейлера. Местные говорят, что там живет охранник. Чуть дальше - видна недостройка, похожая на ресторан. Участок с самолетом хотели превратить в туристическую локацию и даже создать авиамузей, при содействии Киевской городской государственной администрации.

"Планируется создать парк авиации с музеями, выставкой самолетов, гостиницей, детской площадкой, озером и рестораном внутри самолета. Но пока эта идея остается планом, а самолет ждет своего времени", - говорилось в сообщении Управления туризма и продвижения КГГА в 2021-м.

Автор: Лилия МЫЦКО
  В 2010-ом этот борт перевезли с николаевского аэродрома в Глеваху
В 2010-ом этот борт перевезли с николаевского аэродрома в Глеваху

Все планы перечеркнула полномасштабная война, развязанная Россией.

ЗАКРЫТАЯ ТЕРРИТОРИЯ

Недалеко от самолета Брежнева - заправка. Некоторые водители с интересом рассматривают с дороги самолет. Но никто не знает его истории.

Между тем жители Глевахи о правительственном Ил-62 слышали разные истории. В частности, о том, что Леонид Брежнев летал на нем шесть раз. Больше - в него не садился, потому что верил в предрассудок: в любом лайнере нельзя совершать перелеты сверх указанного количества.

Автор: Лилия МЫЦКО
  Самолет генсека СССР стоит на частной территории
Самолет генсека СССР стоит на частной территории

Селяне признаются, что в последние годы в самолет никого не пускают.

- Территория и закрыта давно, - рассказывает на заправке кассирша Надежда. - Там охранник днюет и ночует. Он приезжий какой-то. Собаки на цепи у него сидят. О появлении этого самолета знаем только то, что его приобрел какой-то бизнесмен. Купил себе игрушку.

Дождь. На улице под зонтиком сидит работник АЗС. Через мобильный телефон смотрит выпуск новостей.

Охранник всех разгоняет

- 13 лет живу в Глевахе. Но в самолете так ни разу и не побывал, - рассказывает мужчина. - Люди часто спрашивают, что это за самолет и как к нему пройти. Хотят детям показать. Но на территорию их не пускают: охранник всех разгоняет.

Мужчина знает, что этим самолетом в свое время пользовался Брежнев.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В Киеве стартовал крупнейший этнофестиваль "Країна Мрій" - яркие фото

- Слышал об этом, - коротко отвечает. - Этот Ил - едва ли не единственная достопримечательность нашего поселка, хотя он далеко от центра Глевахи. Знаю, что ресторан в самолете хотел открыть. Да зачем он сдался! Ну, кто будет сюда ездить? Да и сам этот лайнер уже не заводится.

Автор: Лилия МЫЦКО
  Из открытых источников известно, что новым владельцем самолета является столичный бизнесмен
Из открытых источников известно, что новым владельцем самолета является столичный бизнесмен

Рядом с работником садится его коллега Надежда. О истории самолета она тоже слышала. А вот самого его охранника - видела всего несколько раз.

- Он старенький, ходит с палочкой. Покупал здесь у нас часто сигареты. А потом - у него где-то сын умер, так он редко уже выходит. О работодателе или зарплате не рассказывает. Да мы и не спрашиваем.

53-летний Михаил Иванович в позапрошлом году работал на строительстве под Киевом. Жил в Глевахе с напарником. То, что списанный Ил перевозил Брежнева, узнал от местных.

Автор: скриншот с видео
  Внутри от салона Ил-62 почти ничего не осталось
Внутри от салона Ил-62 почти ничего не осталось

- Самолет сразу подкупил своим видом. Хотели с другом пройти на территории, сфотографироваться, зайти внутрь. Тогда еще не было такой ограды, как сейчас. Смогли пролезть, - рассказывает Михаил. - Ил извне с полущенной краской, двигатели, похоже, сняты. Издалека выглядит более опрятно. Очевидно, что самолетом уже давно не занимаются. Если будет так безхозно стоять еще два-три года, то начнет гнить. Тогда для владельцев уже проще порезать его и сдать на металлолом.

Внутрь самолета попасть не удалось.

- Там все заварено так, что и мышь не пробежит, - шутит мужчина. - Люди из села рассказывали, что от прежнего интерьера там вроде как ничего и не осталось - оригинальные кресла сняли, кабину пилотов разобрали. Слышал, что готовили салон под тематический ресторан. Но великая война все планы сломала. Этот Ил так и простоит здесь, пока окончательно не развалится.

Автор: Лилия МЫЦКО
  Машина стоит на обочине Одесской трассы (35-40 километр)
Машина стоит на обочине Одесской трассы (35-40 километр)

Сейчас некоторые туристы платят охраннику деньги, чтобы пропустил в лайнер, говорит Михаил.

- Сам этого не видел, но люди на заправке разговаривали, что за 50-100 гривен дядя позволяет подойти к самолету и пофотографироваться, - говорит мужчина напоследок.

Сколько еще лайнер простоит в таком виде у Глевахи - неизвестно. Владельцы земли, на которой он находится, на контакт не выходят.

КУПИЛИ ЗА 30 ТЫС. ДОЛЛАРОВ

Правительственный Ил-62 совершал полеты до 2002-го. Затем был списан и передан на хранение военному аэродрому Николаева.

В 2010 году один из столичных бизнесменов приобрел этот самолет за 30 тысяч долларов. Судно разобрали на части и перевезли в Глеваху.

Автор: скриншот с видео
  В Ил-62 планировали сделать музей и ресторан
В Ил-62 планировали сделать музей и ресторан

- С тех пор он и стоит на частной земле, - рассказывал Александр Рыков.

Леонид Брежнев действительно летал на этом лайнере шесть раз, рассказывал СМИ несколько лет назад представитель фирмы, выкупившей самолет. Затем лайнер использовался для обычных рейсов.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Несправедливая бронь, окопы и десятки тысяч долларов: о чем говорили украинцы в фан-зоне на игре Украина-Бельгия

Во время перелетов тогдашний генсек играл на борту в домино. Костями сильно царапал столы. Поэтому персонал лайнера полировал их перед рейсом.

Автор: архив
  Леонид Брежнев в салоне самолета
Леонид Брежнев в салоне самолета

- У Ил-62 была эффективная система управления в то время - безбустерная и довольно простая. Базировался в Чкаловском, Подмосковье, - рассказывает ведущий научный сотрудник Государственного музея авиации Валерий Романенко.

Несмотря на заявления директора Рыкова, у Романенко нет четкой уверенности, что именно этим самолетом несколько раз пользовался генсек Брежнев.

Там стоят специальные диваны для отдыха

- У Брежнева не было отдельного борта, - объясняет. - В 235-м отряде было несколько самолетов. Он мог летать на том, который в конкретный момент был готов.

О любви советских лидеров к роскоши в самолетах известно мало. Валерий Романенко утверждает, что чрезмерной помпезности в правительственных лайнерах того времени не было.

Автор: предоставлено Валерием Романенко
  Валерий Романенко - ведущий научный сотрудник Государственного музея авиации
Валерий Романенко - ведущий научный сотрудник Государственного музея авиации

- Золотых унитазов не было. Но оборудование этих самолетов отличалось более дорогими и качественными материалами. Их чаще осматривали, и в целом уровень обслуживания был более высоким, - говорит. - Для полетов на небольшие дальности использовался меньший самолет - Ту-134. На борту нашего Ту-134 (предшественник Ил-62. - Gazeta.ua) могло находиться два-три охранника. В салоне первого лица летит один-два человека. Там стоят специальные диваны для отдыха, висит карта. Эти самолеты оборудованы большей кухней, чтобы можно было хранить множество продуктов. В третьей части самолета - не более 30 мест для экспертов, журналистов и других сопровождающих. То есть если в пассажирском варианте Ту-134 берет 72 человека, то в правительственном - летит до 40 человек.

ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ САМОЛЕТ

Ил-62 - первый советский дальнемагистральный турбореактивный самолет, серийно выпускавшийся в 1963-1995-х годах. Изготовили около 300 единиц. Самолеты использовались в пассажирской авиации и вмещали от 162 до 186 человек, в зависимости от модификации. Могли подниматься на высоту до 12 км и развивали скорость в 900 км/ч.

В настоящее время последние выпущенные модели этих самолетов продолжают использовать - в основном в РФ. 23 борта с начала серийного производства потерпели катастрофы. Погибли 1086 человек, по данным сайта Aviation Safety Network по состоянию на март 2019-го.

Автор: скриншот с видео
  В Глеваху самолет перевозили по частям
В Глеваху самолет перевозили по частям

- Правительственные борта - это самолеты, которые должны доставить политического деятеля в любую точку мира. Это должен быть дальнемагистральный самолет значительных размеров. Потому что там должно разместиться достаточное количество помощников, охрана и разные службы, сопровождающие официальные делегации, - рассказывает Валерий Романенко. - В Советском Союзе был лишь один самолет с достаточной дальностью полета (речь об Ил-62. - Gazeta.ua). Это было второе поколение бортов. В первом, правда, был Ту-114, но он не отличался уровнем комфорта. Также пассажирская дверь этого самолета располагалась высоко - примерно на уровне третьего этажа. Нормальные европейские аэропорты не могли его принимать.

Поэтому Ту-114 быстро сошел с арены, а его место в правительственном авиапарке занял Ил-62.

Автор: скриншот
  Самолет Ту-114
Самолет Ту-114

- Эти самолеты составляли основу 235-го отдельного правительственного авиационного отряда, занимавшегося перевозкой официальных лиц, - продолжает Романенко. - Ил-62 был неплохой машиной на то время. Он показывал хорошие технические характеристики, обладал высокой дальностью полета и соответствующим уровнем безопасности. Из минусов борта - низкая экономичность двигателя. Как только стали доступны западные самолеты, которые были дешевле в эксплуатации - Ил-62 почти одновременно сошли со сцены. Кроме того, появилось и новое поколение самолетов - так называемые широкофюзеляжные. А на базе 235-го отряда впоследствии создали авиакомпанию "Россия", занимавшуюся теми же задачами. В их парке были преимущественно Ил-86 и Ил-96, выполнявшие все правительственные рейсы.

Руководители советской Украины, кроме Ил-62, пользовались самолетами Ту-134. Этих машин в нашем правительственном авиаотряде было три, говорит Романенко.

Автор: aviamuseum.com.ua
  самолет Ту-134
самолет Ту-134

- Ту-134 - это типичный самолет средней дальности, который использовался для парламентских делегаций или должностных лиц низшего ранга. Пассажирская кабина таких бортов разделена на три части. Первое предназначено для охраны. Во втором размещался вип-салон для первого лица, своеобразный рабочий кабинет. Третья кабина - для всех остальных сопровождающих, то есть советников, врачей, журналистов и т.д., - говорит эксперт. - Подобные самолеты имеют повышенную дальность и специальное оборудование, позволяющее осуществлять связь и даже управление некоторыми подразделениями. К примеру, у министра обороны, вместо кабины охраны - расположен целый отсек операторов. Они могут с воздуха управлять войсками на земле.

САМОЛЕТ ЗЕЛЕНСКОГО

Президент Украины Владимир Зеленский совершает рабочие визиты на самолете Airbus A319 CJ UR-ABA. Борт был выпущен в 2007 году. Тогда же его заказали для украинского авиаотряда. Однако поступил лайнер только в 2010-м - три года ушло на установку специального салона.

- Борт Виктора Януковича отличался чрезмерной роскошью, - говорит эксперт. - Это был его любимый самолет. Особых антенн-систем связи по состоянию на 2014 год на нем не было заметно. Однако главным преимуществом этих бортов является наличие противоракетных систем. Этот Airbus A319 специально доставляли в США, да платили несколько миллионов долларов, чтобы оборудовать системами отвода ракет с тепловой наводкой.

Автор: пресс-служба Администрации президента
  Салон самолета Airbus A319 ГАП "Украина"
Салон самолета Airbus A319 ГАП "Украина"

Однако следует понимать, что борт способен защититься от ракет, запущенных только из переносных зенитно-ракетных комплексов.

- Однако вряд ли защитят от ракет, выпущенных стационарными мощными комплексами типа NASAMS, - замечает Романенко.

Этим бортом президент Зеленский с начала полномасштабной войны впервые воспользовался в сентябре 2023 года - для визита в США. До этого зарубежные перелеты он совершал на самолетах Военно-воздушных сил союзников - США, Великобритании и Франции.

Полные характеристики этих самолетов не обнародуют

- Это стандартная современная машина с хорошим оборудованием и двигателями. Полные характеристики этих самолетов по очевидным причинам не обнародуют, - говорит специалист. - Я думаю, что там только защищенные радиоканалы, с которых можно поддерживать связь с командными пунктами. Однако вряд ли из него можно осуществлять управление. Это не столь обширный самолет. Вероятно, есть несколько мест операторов, но для передачи команд на исполнительные органы лишь косвенно.

Некоторая информация об оснащении салона президентского самолета стала известна в прошлом году, когда за обновление салона взялась литовская компания J&C Aero.

Автор: прессслужба Офиса президента
  Airbus A319 CJ UR-ABA в Нью-Йорке
Airbus A319 CJ UR-ABA в Нью-Йорке

В авиалайнере обновили тканевые покрытия, внутреннюю облицовку, сиденья, диваны, ковры, ламинаты и другие части салона.

Также J&C Aero разработала проект интеграции в президентский самолет нового развлекательного центра, обновила систему управления салоном. Все работы литовцы проделали на собственном производстве.

Автор: скриншоты с сайта Air Charter Service
  Самолет президента Украины после обновления
Самолет президента Украины после обновления

- Без сомнения, это был один из наших самых сложных и амбициозных проектов, - заявлял глава J&C Aero Лауринас Скукаускас.

САМОЛЕТЫ "СУДНОГО ДНЯ"

Так называемые самолеты "судного дня" есть у российского диктатора Владимира Путина и президента США Джо Байдена. Эти лайнеры могут быть подняты в воздух во время массированных атак на их государства. С бортов можно дистанционно управлять не только войсками, но и странами.

Российский диктатор Владимир Путин для официальных визитов использует Ил-96. Салон его самолета - имеет дорогую отделку.

Автор: скриншот с видео
  Владимир Путин на борту правительственного самолета
Владимир Путин на борту правительственного самолета

- Но во время учений или военных действий Путин будет находиться на борту Ил-80. Его еще называют "самолетом Судного дня" - Ил-86ВКП (ПКП - воздушный командный пункт. - Gazeta.ua). Подобные борта имеют систему дозаправки в воздухе и могут летать несколько дней подряд, - рассказывает Валерий Романенко.

Из таких самолетов в воздухе можно управлять не только войсками, но и экономикой страны, например транспортом или финансовой системой. Для этого борта оборудованы защищенными каналами связи.

Автор: скриншот с видео
  Салон самолета "судного дня" Boeing E-4
Салон самолета "судного дня" Boeing E-4

- У американцев есть подобные борта - Boeing 747. Концепции этих самолетов одинаковы - управление государством с воздуха. Их поднимут в случае крупномасштабного конфликта или стихийных бедствий. На борту такого Boeing 747 можно переждать опасность. Затем самолеты посадят на авиабазу, чтобы продолжить управление с подземных командных пунктов. Наверное, что-то подобное есть у китайцев, но они не распространяют такую ​​информацию. У других стран таких бортов нет. Как правило, у государств просто правительственные самолеты, которые позволяют лишь поддерживать связь по закрытым каналам.

Сейчас вы читаете новость «Самолет Брежнева под Киевом и секреты борта президента Зеленского: какие тайны скрывают правительственные лайнеры». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі