Колядки поют для каждого члена семьи в отдельности. Для этого в одном доме задерживаются по 20-25 минут. Сначала спрашивают показательное разрешения. После согласия поют для хозяина, его жены, детей и стариков. Об этом корреспонденту Gazeta.ua рассказала исследовательница из "Етномайстерни "Коло" Юлия Васюк.
"Колядование - целая культура заговоров, а не только "дайте дядько пятака". Мы стараемся ее восстановить. К кому приходим колядовать, то первому поем мужу: "Господин господарь, пусти нас в дом, хотим тебе хозяину, заколядовать". Затем "Господин хозяин, Ваша жена как цветок в венке" - для женщины. Далее для детишек - "В этом дворе как в венке детишки как цветочки". Когда-то если парень или девушка подросли и были на выданье им желали сыграть свадьбу, девушке - "Хороший у отца ребенок, по двору ходит, ключики носит". На селе же говорили, не бери той девушки, потому что она не умеет ни шить, ни прясть, ни хорошей песни сложить. Парню колядовали - "Ой, на лужайке Василько конька пасет. Конька пасет на дудку играет. Пришла матушка. Ой, сын-сыну кто коня купил, кто дудку купил, кто песен научил? Ой любили меня три панночки, первая коня купила, вторая - дудку купила, третья петь научила." Петь такие колядки - не просто забава. Люди верили в молитвенную силу песен. Для старших пели "А я колядую колбаску чую, достаньте бабушка пирога с печи, как дадите пирога, возьму быка за рога", - объясняет этнограф.
В некоторых селах колядуют уже 6 января после святого ужина. У других - с 12 часов 7 января. Обязательный атрибут - Рождественская звезда - шести-, восьми- или двенадцати конечная. Чаще всего делают "подольской ружу" - с восемью лучами. Это еще дохристианский символ, который вышивали на рубашках. На каждой улице была своя группа, обходили все дома. Чем больше группа колядников - тем лучше, она несет большую энергетику. В коллективе были ангелочек и черт. Это христианские персонажи, которые являются преемниками Коляды и Мары. Олицетворяли добро и зло.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: 5 самых популярных рождественских колядок
"Хозяин хотел призвать к себе во двор как можно больше колядников. Если выходил провожать кого-то из дома и видел группу которая шла по улице, то приглашал к себе. Колядники не отказывали. За это им пытались хорошо отблагодарить и давали все самое лучшее. Воспринимали представителями добрых сил", - говорит Васюк.
Исследовательница нашла древние колядки. Они имеют припев "Ой, дай бог" - производный от "Ой, Дажбоже".
"Таких сохранилось очень мало, меняли этот рефрен к прославлению Христа и Марии. Записали их в Оратовском, Чечельницком и Песчанском районах. Воспевают природу, архаичные темы звезд, луны, солнца, имеют пожелания на будущий урожай. Будет урожай - будет все остальное. С каждым годом их поют меньше. Поэтому мы стараемся их сохранить и на Рождество ходим по городу и поем. Показываем, что колядки это прославление нового года. Ранее колядовали весной, в древних колядках прослеживается птичий элемент, природа - "Ой, на лужайке-лужайке зеленая трава". Еще распространенный элемент ключей - символы начала нового года и пробуждения природы в подольских колядках. Например, "Ой, хорошая-хорошая у дядька жена, по двору ходит ключики носит", "Ходила Аня и по дворочку, а в правой ручечци ключики звучат", "Птички прилетели ключики принесли землю открыли", - приводит примеры исследовательница.
Колядовали и в городах, и в селах. Ходили все кроме пожилых людей.
Комментарии