среда, 11 июня 2014 05:55

Олигархи задолжали народу сотни миллиардов, а долги нужно отдавать

 

Во время инаугурации Петр Порошенко сказал загадочную фразу: "Я использую свой дипломатический опыт, чтобы обеспечить подписание международного договора, который пришел бы на замену Будапештскому меморандуму". Что он имел в виду?

Главными гарантами безопасности и целостности Украины до сих пор были Россия и США. Весна-2014 показала, что они ничего не стоят: один "гарант" отхватил Крым и начал континентальную войну, второй ограничился вялыми экономическими санкциями. Бессмысленно заключать новый договор с нарушителями старого.

Жизнь убедила, что единственным гарантом безопасности Украины может быть только сама Украина. "Самые надежные наши союзники и лучшие гаранты мира — армия, флот, Нацгвардия и профессиональные спецслужбы", — констатировал президент. Однако для противостояния военной машине РФ этого мало. Гарантом мира является сочетание профессиональной армии с массовой Народной самообороной, то есть буквальная реализация принципа "Народ и армия едины!".

Все это вместе значит, что упомянутое обещание Петра Порошенко может иметь только одну реализацию — приобретение Украиной статуса постоянно нейтрального государства по швейцарской модели. Именно этот статус "вооруженного до зубов нейтралитета" и может быть подтвержден международным договором как проявление моральной поддержки, не больше. Тагда как любые разговоры о "международных гарантиях" — это очковтирательство и саботаж.

После украинско-российской войны активность населения в вопросе легального вооружения и самоорганизации уже не остановить. Следовательно, развитие Украины возможно только в одном направлении — к Казацкому государству новой эры.

Движение к вооруженному гражданскому обществу неизбежно ведет к демонтажу коррумпированной системы. Поэтому естественно, что президент отметил важность системной борьбы с коррупцией: "Нам нужен общенациональный антикоррупционный пакт между властью и народом". Чтобы этот "пакт" не остался пустой болтовней, он должен быть зафиксирован в Конституции.

Главной идеей нынешней Конституции является безответственность и бесконтрольность власти: государство не имеет прописанной цели, зарплата высшего руководства не зависит от эффективности работы, а все контрольные органы избираются теми, кого они должны контролировать. Новая Конституция должна предусматривать четко прописанную цель государства, материальную ответственность руководителей, а также выборы гражданами судей, то есть превращение судейства в третью ветвь власти.

Очевидно, что реализация "антикоррупционного пакта" требует люстрации, о которой президент не сказал, но имел в виду, ведь это ключевое требование Майдана. Почему народ доверил проведение люстрации олигарху, основателю Партии регионов, сотворцу и соучастнику нынешнего коррупционного гадюшника? Общественная логика в том, что кто вызвал беду, тот получает шанс ее исправить. Олигархи задолжали народу сотни миллиардов, а долги нужно отдавать. Порошенко прекрасно знает все эти коррупционные схемы, к тому же пообещал, что отделение власти от бизнеса начнет с себя. Поэтому украинцы надеются на мирный и цивилизованный демонтаж олигархической системы, которая является ядром коррупции. Как это делается?

Начинаем с того, что в правовое поле вводим термины "честная собственность" и "позорная собственность". Они происходят из римского права, которое является основой современной европейской правовой системы.

Неприкосновенна только общественно признанная правильная (честная) собственность. Источником честной собственности является труд самого владельца: она создается лишь в результате обогащения общества или же законно наследуется, если ранее была приобретена честно. Согласно римскому праву, санкции за позорное (нечестное) присвоение не имеют срока давности: позорная собственность может быть взыскана и с наследника, даже если преступление погашено. В современных европейских государствах правовым соответствием позорной собственности являются "грязные деньги" и их "отмывание". Общий подход заключается в том, что за экономические преступления неизбежно придется отвечать, а украденное — вернуть или компенсировать причиненный ущерб.

Следующий шаг: при содействии президента и экспертного содружества разрабатывается правовой механизм легализации позорной собственности через материальную компенсацию обществу причиненного ущерба. Эти убытки тщательно рассчитываются и оформляются как долг, который виновники должны вернуть обществу в течение определенного срока. Своеобразная"реструктуризация задолженности", подобно имеющейся в Украине практике возвращения долгов за недоплаченные коммунальные услуги.

Позитивный пример применения подобного цивилизованного подхода подала Великобритания, когда в 1997 году на смену консервативным правительствам Маргарет Тэтчер и Джона Мейджора пришла лейбористская партия во главе с Тони Блэром. Когда лейбористы победили на выборах, с времен тэтчеровской приватизации с элементами прихватизации прошло 18 лет. Однако они решили "покопаться в прошлом" и ввели специальный "налог на непредвиденные доходы". Благодаря этому было получено более 5 млрд фунтов стерлингов (более 125 млрд грн. — "ГПУ"). Большая часть из них пошла на социальные программы. В Украине можно получить по крайней мере в десять раз больше.

Президент сможет все это сделать только тогда, когда будет чувствовать не просто массовую поддержку, но и жесткое давление с стороны гражданского общества. Тогда он будет иметь убедительные аргументы для общения с олигархами. "Почему?" — удивятся его прежние партнеры и конкуренты. "Потому что!" — и красноречивый жест ладонью по президентскому горлу.

Сейчас вы читаете новость «Олигархи задолжали народу сотни миллиардов, а долги нужно отдавать». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі