пятница, 15 апреля 2011 08:30

"Люди сидят в тюрьме годами без приговора"

Автор: фото: АНДРЕЙ ШМАТОВ
 

Экс-министр внутренних дел 46-летний Юрий Луценко сидит в столичном Лукьянивском следственном изоляторе с 26 декабря прошлого года. Раз в неделю ему позволяют видеться с женой как с защитником. Можно переписываться. Юрий Виталиевич ответил на вопросы "Газеты по-украински".

Какие обвинения вам выдвигают?

— Обвиняют в том, что мой водитель был оформлен в оперативном подразделении и ему неправильно начислили стаж. То, что водители министров и до меня, и после меня, с точки зрения безопасности, оформлялись аналогично — в расчет не берется.

Второе обвинение совсем абсурдно: я утвердил подготовленное и согласованное в установленном порядке оперативно-разыскное дело, которое сопровождало следствие Генпрокуратуры по отравлению Ющенко. Проблема в дате моей подписи. Хотя экспертиза доказала, что дата написана другой ручкой и не Луценко, мне выдвинуто обвинение в злоупотреблении властью.

Третье обвинение самое циничное. Я провел торжественные мероприятия, посвященные Дню милиции в 2008 и 2009 годах. Следствие считает это праздником, финансирование которого в связи с кризисом было приостановлено постановлением Кабмина. Документы дела свидетельствуют, что мероприятия состояли из торжеств с участием президента, премьера и членов правительства и Верховной Рады, а также праздничного концерта. Концерт не оплачивался из бюджета. Но мне предъявляют убытки в виде оплаты цветов к памятнику погибшим милиционерам, транспорт для доставки ветеранов, аренду дворца "Украина" для заслушивания президента по случаю никем не отмененного официального государственного Дня милиции.

Могут ли появиться другие обвинения?

— За критику и иронию в оценках нынешней власти можно предъявить обвинение в издевательстве над животными. Если серьезно, я знаю только, что даже после тотальной годовой проверки моей четырехлетней деятельности Генпрокуратура не смогла инкриминировать мне ни одной копейки личной выгоды. Поэтому это не коррупционное дело. Это — политическая расправа.

Кто свидетельствовал против вас?

— Все обвинения базируются на показаниях двух лиц, которые говорят о моих якобы устных указаниях относительно водителя. Никаких документов, подтверждающих это, нет. Даже наоборот.

Какова вероятность оправдательного решения по вашему делу?

— Я уверен в своей невиновности. Смогу доказать это перед беспристрастным судом. Вопрос — где его найти в нынешней Украине. Вместе с адвокатами мы пришли к выводу, что для этого я должен воспользоваться предусмотренным Конституцией правом на суд присяжных, независимых и объективных представителей народа.

Почему в настоящий момент возбудили уголовное дело против экс-президента Кучмы?

— Это вовсе не поиск справедливости в убийстве журналиста Гонгадзе. Главное доказательство этому — выдвинутые обвинения, по которым уже истек срок давности. Это дело — знак всем экономическим элитам, что отныне лояльности и определенных услуг новой власти недостаточно. Она требует полного политического и экономического повиновения, вплоть до кураторов в олигархических СМИ и бизнесах. Это — правление в русском стиле, которое писатель Радзинский характеризует как "царскую демократию".

Выпустили на волю бывших правительственных чиновников Евгения Корнийчука и Георгия Филипчука, закрыли дело против Василия Куйбиды. Как это объяснить?

— Решение об отмене или продолжении ареста зависит исключительно от политических планов президента. Увидим, что им важнее — сеять страх или успокоить общество. Так же в стране, где родной брат генпрокурора руководит Высшим криминальным судом, не составляет никаких проблем доказать любое заказное дело до конца.

Вы  говорили о том, что есть задание наказать вас "за страх, который когда-то пережила нынешняя бандократия". Кого имели в виду?

— Месть за страх греет сердце многим правительственным экс-чиновникам, которые обоснованно обвинялись в миллиардных разворовываниях министерств. Живой символ этого — бывший глава Фонда госимущества господин Чечетов (в настоящее время нардеп-"регионал". — "ГПУ"), написавший заявление о явке с повинной в прихватизации по указаниям президента Кучмы и премьера Януковича.

Откровенно счастливы от власти харьковские наркобароны. Радуются лидеры самых кровавых банд — крымский Меля и донецкий Гиви, на счету которых десятки трупов.

Излишне говорить, что все эти дела погибли в ящиках контролируемой Партией регионов Генпрокуратуры. Воры отделались испугом, а позже одели депутатские значки. Но вопрос не только в мести. Вопрос в принципе: нужно наказать несистемного министра, который впервые не играл в поддавки "я, — тебе, ты — мне". Им важно продемонстрировать, что такая позиция — путь в тюрьму. Иначе они не смогут спать спокойно.

Заместитель генпрокурора Ренат Кузьмин заявляет, что вы медленно знакомитесь с делом и затягиваете процесс до выборов нового парламента. Мол, хотите пройти в депутаты и прикрыться неприкосновенностью.

— Это заявление демонстрирует лживые методы Генпрокуратуры. Я ничего не собираюсь тянуть ни одного дня! Ведь это — моя жизнь! Тем более что депутатство никогда не принадлежало к моим приоритетам.

Вы направили жалобу в Европейский суд по правам человека. Уже получили ответ?

— Мои защитники проводят работу ради рассмотрения этого вопроса в Европейском суде. Надеемся, он состоится в мае-июне. Не так для меня — я до конца месяца закончу ознакомление и дело пойдет в суд, так для других людей. Признание незаконности моего ареста, на что есть стопроцентные доказательства, должно оградить других инакомыслящих в Украине.

Как с вами ведут себя следователи?

— То ли по высокому указанию, то ли от обиды за мою неуступчивость руководство следственной группы постоянно ведет грязные игры. Речь не только о подтасовках по делу. Мне отказывают в консультации кардиолога, встрече с отцом Михаилом. Активисты Майдана хорошо помнят этого священника. Последний пример — 14 марта, после почти трехмесячных размышлений, следователь дал разрешение на фотографирование материалов дела. Однако до сегодняшнего дня моим защитникам так и не удалось реализовать это на практике. Поэтому приходится и дальше конспектировать документы — 47 томов дела. Осталось еще 10.

Что изменили бы для заключенных, если бы опять стали министром?

— Учреждения СИЗО не принадлежат к системе МВД. Условия в милицейских изоляторах — на уровень лучше. Но, как по мне, главная проблема не в условиях, а в сроках содержания. Разве нормально, что людей вывозят на судебные заседания раз в полтора месяца? Это же сколько тянется рассмотрение и что этот судья помнит о нюансах дела через год-полтора после начала процесса? А если судья идет на пенсию или на повышение — все сначала?! Поэтому люди сидят в тюрьме годами без приговора — вот вопиющая проблема СИЗО.

От кого получаете в СИЗО передачи? Что за люди их передают?

— Получил много писем. Больше всего — от незнакомых украинцев со словами поддержки. Порадовал своими книжками Левко Лукьяненко. Особенным событием для администрации (СИЗО. — "ГПУ") стала посылка из США. Очевидно, под воздействием заявлений Олеся Дония (нардеп от блока НУ-НС. — "ГПУ"), Украинский народный союз (организация в США и Канаде. — "ГПУ") прислал ручки, карандаши, блокноты, журналы. Кое-что наивно, но приятно. Вот и сейчас пишу ответ американской ручкой.

Прочитал Чапека и Дашкевича

26 декабря 2010 года сотрудники прокуратуры и 11 бойцов спецподразделения СБУ "Альфа" задержали Юрия Луценко, когда тот с сыном выгуливал собаку. Суд вынес решение о пребывании экс-министра под арестом, чтобы быстрее ознакомиться с материалами дела. В его камере еще двое человек — бывшие работник прокуратуры и милиционер. За всеми ведут круглосуточный видеонадзор. Экс-министр дважды подавал апелляцию, чтобы его выпустили на подписку о невыезде. Получил отказ.

— Персонал СИЗО относится ко мне корректно, — рассказывает Юрий Виталиевич. — Они — живые люди, которые получают 900 гривен и видят жирование нынешней власти. Я благодарен, что ко мне относятся ни без статусности. Единственное, но очень важное для меня исключение — бесперебойное поступление прессы и книг. Благодаря этому 3,5 месяца прошли значительно быстрее. В частности, последние выходные пролетели под две шикарных книжки — "Беседы с Томашем Масариком" Карела Чапека и исторические эссе Дашкевича.

 

Сейчас вы читаете новость «"Люди сидят в тюрьме годами без приговора"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

79

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі