четверг, 13 мая 2010 20:27

"Люди кричали, что меня нужно расстрелять"

Автор: фото: Игорь ХОМИЧ
  Бывший директор Львовского автобусного завода Сергей Челяпин показывает полуготовые автобусы ”СИТИ-ЛАЗ” в сборочном цехе предприятия. Их делают для Македонии
Бывший директор Львовского автобусного завода Сергей Челяпин показывает полуготовые автобусы ”СИТИ-ЛАЗ” в сборочном цехе предприятия. Их делают для Македонии

Львовский автобусный завод УЕФА признала официальным перевозчиком чемпионата Евро-2012. Кабмин заказал 1500 автобусов и 500 троллейбусов на 3,5 млрд грн. О перспективах предприятия разговариваем с бывшим директором Сергеем Челяпиным, 50 лет. Теперь он возглавляет маркетинговый отдел завода.

В прошлом году, когда Сергей Михайлович руководил заводом, его обвинили в преднамеренной невыплате зарплаты и неуплате взносов в Пенсионный фонд. Работники полгода бастовали, требовали вернуть заработанное. Челяпина на девять месяцев посадили в СИЗО. Отпустили под подписку о невыезде.

Почему ЛАЗ оказался на грани банкротства?

— Заводовладелец (в 2002-ом ЛАЗ купил российский бизнесмен Игорь Чуркин. — "ГПУ") сделал ставку на производство пассажирского транспорта для украинских городов. Но коммунальные предприятия не способны обновлять свои автопарки. В 2008-ом заказали у нас автобусов на 40 миллионов гривен. Оплатить не смогли. Банковская система перестала работать. Нам согласился дать кредит банк "Хрещатик". Деньги предусматривались на троллейбусы для "Киевпастранса". По соглашению из кредитных денег ни одной копейки мы не имели право потратить на зарплату — все на закупку запчастей. Долги по зарплате росли с апреля 2008-го. Тогда директором был Дмитрий Мартыненко, он убежал в Россию в конце сентября. Я возглавил завод в начале октября. До декабря выплачивал задолженную зарплату за период предыдущего директора и часть зарплаты, начисленной при моем руководстве. Из 2 миллионов 600 тысяч гривен 2 миллиона выплатил. Задолжал Пенсионному фонду 405 тысяч гривен. Мне же инкриминировали 5 миллионов.

Кому выгодно загубить предприятие?

— Это явно политический заказ. Территория ЛАЗа — 58 гектаров. Размещен завод в выгодном месте. С одной стороны — стадион к Евро, с другой — центр, Сихив рядом. Здесь был бы прекрасный торговый комплекс. Политические силы использовали наших работников. Пикеты и иски организовывали несколько бывших " лазовцев". С сентября по март подстрекали людей бастовать и не ходить на работу. Потом около проходной завода оставались пластиковые стаканчики и бутылки. Если люди без зарплаты, то кто их спаивал? Перед Николаем мы выплачивали зарплату, а кто-то умышленно перерубил электрокабели. Была цель — оставить завод без руководства любыми средствами и, воспользовавшись случаем, разрушить предприятие. Игорь Чуркин в то время был за рубежом (в декабре 2007-го ему запретили выезжать из Сербии по просьбе украинской стороны. Обвинили в незаконной приватизации Черноморского судостроительного завода. В конце 2008-го оправдали. — "ГПУ"). Никто тогда не надеялся, что он вернется в Украину.

Как чувствуете себя после СИЗО?

— До сих пор прихожу в себя. За те девять месяцев состоялось 20 судебных заседаний. Дело насчитывало 58 томов, из которых одна пятая касалась моего периода управления. В свидетели против меня прокуратура записала 1327 работников. Некоторые из них давно уволились. Я не помню их в лицо, а они кричали, что меня нужно расстрелять, дать 10 лет тюрьмы. Никакие просьбы о подписке не помогали. Шок был у всех — сотрудников, семьи, заводовладельца. Дома осталась жена с 12-месячным сыном. Я только успел увидеть, как он стал на ножки. Камера 2,5 на 3,5 метра, без ширмы. Сидели еще трое человек: двое за грабеж, один по подозрению в убийстве. Когда возвращался домой, полтора часа просто стоял под домом, не решался войти.

Считаете, правильно, что украинское предприятие принадлежит российскому бизнесмену?

— Игорь Чуркин живет в Украине 15 лет. До того как он пришел, на заводе строили машины методом каменного века. Он за собственные средства возил наших инженеров по заграничным выставкам, стажировал их на "Мерседесе", других мировых производствах. Заставил работать по новейшим технологиям. Российский владелец выглядит большим львовянином, чем местные чиновники. Не раз отмечал, что хочет, чтобы по Львову ездили свои автобусы. Городской совет задолжал заводу 8,8 миллионов гривен за четыре автобуса пятого социального маршрута. Этот автобус-"гармошка" отвечает всем евростандартам — с низким полом для инвалидных и детских колясок. Благодаря тому, что вмещает 210 пассажиров, окупает себя даже при стоимости билетов 1 гривня. Рядовой львовянин, который добирается им на работу, в месяц экономит 40 грн. Наши предложения невыгодны управлению транспорта, которое крышует перевозчиков. Вместо одного такого автобуса им лучше пустить несколько тесных маршруток.

Сколько людей в настоящий момент на заводе? Не потерял ли ЛАЗ во время кризиса лучшие головы?

— Работают 980 человек. 200 — сократили, преимущественно технических работников и пенсионеров. К Евро нужно будет довести штат до 2 тысяч. Это должны быть молодые кадры. Владелец хочет восстановить на базе завода профтехучилище и готовить своих работников. В Украине катастрофически не хватает специалистов рабочих профессий: сварщиков, слесарей, токарей. Хотим наладить по всей территории страны сервисные центры ЛАЗа. Заказ Камбина к Евро — самый большой за время независимости. Планируем производить 10 машин в сутки — пять за смену. Мы задумали для каждого города — участника Евро выбрать отдельный цвет транспорта. В настоящий момент есть заказ на 80 автобусов "СИТИ-ЛАЗ" и четыре "гармошки" в Македонию.

Не боитесь, что после Евро заказы прекратятся?

— В Украине транспорт класса люкс делает только ЛАЗ. В наших машинах продумано все — от мелкой детали, сиденья, турникета до качества металла. Чтобы получить сертификат, гоним их аж под Москву в единственный в СНГ полигон для испытаний. Загружаем автобусы и переворачиваем с высоты — так проверяем прочность кузова. Наши машины безопасны. Надеемся, власть наконец увидит, на каком транспорте ездят в ее стране, и захочет обновить парк.

Как развить машиностроительную отрасль в государстве?

— В Украине даже металла своего нет. Одно время Юлия Тимошенко выдала бешеный указ, которым запретила коммунальным предприятиям платить автопроизводителю заранее. Но все мировые производители работают только по подписке. Мы платим Германии за двигатели, и только через три месяца их забираем. Должна быть программа, которая бы обеспечивала государственными заказами такие заводы, как наш. Во время кризиса частному предприятию "Крайслер" правительство США выделило миллиарды, чтобы оно не закрылось. Нас не поддержали.

Сергей Челяпин дважды женат. От первого брака у него взрослый сын и дочь. Вторая жена в декретном отпуске, сыну — 2 года. Пользуется служебным авто.

Во львовских автобусах есть антивандальные сиденья

Львовский автопроизводитель ЛАЗ разработал и внедрил в производство 18 новых моделей автобусов с улучшенным дизайном. Они оборудованы немецкими двигателями "Дойч", "Даф", "Ман".

Самые популярные модели:

"НЕО-ЛАЗ". Полутораэтажный туристический автобус повышенной комфортности. С биотуалетом, кухней, видео- и аудиосистемами, контролем климата, кондиционером. Вмещает 45–51 пассажира. Индивидуальное освещение есть от пола, ступенек. Стандарт двигателя — "Евро-3 -4". Цена 2 млн грн.

"СИТИ-ЛАЗ". Городской автобус с низким полом, откидным трапом для инвалидных и детских колясок. Внутри для них отведена площадь. 10-метровый бус рассчитан на 89 пассажиров, 12-метровый — на 120, 20-метровый — 210. Поддерживает "Евро-2 -3, -4". Есть кондиционер, климат-контроль, электронные маршрутоказатели. Оборудован антивандальними сиденьями — их невозможно порезать, на них трудно что-то написать. Также работает система книвинг — подъезжая к остановке, водитель может опустить или поднять ступени до уровня бордюра. Разновидность "СИТИ-ЛАЗА" — 20-метровая "гармошка". Две части машины соединены. Цена обычного автобуса — 2 млн, "гармошки" — 2,2 млн грн.

"АЭРО-ЛАЗ". Автобус на 140 мест для обслуживания пассажиров в аэропортах. Есть входные двери с обеих сторон, контроль скорости — не больше 80 км/ч. Поддерживает "Евро-3".

Сверхбольшой троллейбус Е-291 вмещает 210 пассажиров. Экономно потребляет электроэнергию. Его скорость — не больше 65 км/ч. В нем низкий уровень пола, откидной трап, система книвинг, климат-контроль, электронные маршрутоуказатели, безопасное тонированное стекло. При торможении троллейбус не потребляет, а отдает ток в сеть. Троллейбусы длиной 12 или 20 м.

Сейчас вы читаете новость «"Люди кричали, что меня нужно расстрелять"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі