суббота, 18 апреля 2020 10:45

Как Жанна д'Арк стала святой: на процессе выступали умершие очевидцы

18 апреля 1909 Жанну д'Арк провозгласили блаженной, а в 1920 году - Ватикан канонизировал ее. С ее именем связано огромное количество легенд, до сих пор продолжаются дискуссии о том, насколько правомерным была канонизация Жанны д'Арк.

Историкам не известно ни одного настоящего портрета Жанны д'Арк. Единственное сохранившееся ее прижизненное изображение — плод фантазии автора этого изображения, секретаря парижского парламента по гражданским делам Клемана де Фокамберга. Это рисунок пером на полях его журнала, куда он записывал различные постановления парижского парламента. Но он никогда не видел Жанну д'Арк, ни разу с ней не встречался.

Таких изображений, которые их авторы брали из головы, очень много. Одной из таких интереснейших картин является полотно французского художника XIX века Жана Огюста Доминика Энгра "Жанна д'Арк на коронации Карла VII в Реймсском соборе". Оно написано на известный сюжет: 17 июля 1429 года состоялась коронация Карла VII — в Реймсском соборе при большом скоплении народа и в присутствии высшей знати королевства. При этом главная роль в церемонии была отведена не Карлу, а Жанне д'Арк, которой единственной было позволено стоять непосредственно у алтаря и, более того, иметь при себе личный штандарт, что не было позволено никому, кроме нее: в соборе должны были находиться только знамена короля. Именно этот момент и запечатлел Энгр на своем полотне.

Картина была закончена в 1854 году. В ней допущена масса неточностей (как выглядела Жанна д`Арк теоретически известно): она была темноволосой, а у Энгра изображена блондинкой; она стриглась очень коротко, под пажа, а у Энгра у Жанны д'Арк длинные волосы, и они уложены в прическу; точно так же у него на картине она изображена в платье, но она никогда не расставалась с мужским костюмом и даже не снимала доспехи на привале — так в них и спала.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Солдатская фляжка и монеты - раскопали храм, в котором приносили жертвы древние римляне

Но эти детали не существенны, это взгляд художника. Единственная деталь на его картине, которая действительно вызывает удивление - это нимб, который нарисован над головой Жанны д'Арк: она изображена на картине в образе святой. При этом дело происходит в 1854 году, и до официальной канонизации Жанны д'Арк остается 70 лет. Таким образом, Энгр опережает время.

Главными поборниками канонизации Жанны д'Арк выступал епископат Орлеана. Орлеан до сих пор занимает особое место в истории Жанны д'Арк, этот город ассоциировался с ее главной военной победой: 8 мая 1429 года она сняла с него осаду англичан. С этого же года и до сих пор 8 мая в Орлеане проходят торжества в память Жанны д'Арк. Они не прерывались никогда, за исключением нескольких революционных лет в конце XVIII века.

Наибольшей активности орлеанский епископат достигает начиная с 1849 года, когда кафедру епископа занимает монсеньор Феликс Дюпанлу, Это была его героиня, он был уверен в том, что Жанна святая, и именно он инициировал очень сложную процедуру официального признания этого факта.

Для канонизации Жанны д'Арк было необходимо обратиться в Рим, в папскую канцелярию. У монсеньора Дюпанлу были очень сложные личные отношения с папой римским, но тем не менее он добился от папского престола согласия на начало процесса канонизации.

Однако по каноническому праву, которое действовало на тот момент в Европе, для канонизации было необходимо собрать свидетельские показания. В случае Жанны д'Арк это было совершенно невозможно сделать, потому что все свидетели умерли еще в XV веке. Дюпанлу пошел по другому пути: он использовал материалы и обвинительного, и реаблитационного процессов Жанны д'Арк. Он попросил сотрудников своей епископской канцелярии сделать большие выписки оттуда, и из них была создана своеобразная шпаргалка, в которую были выписаны все места, где хотя бы как-то упоминались случаи из жизни Жанны д'Арк, имеющие отношение к ее возможной святости.

Шпаргалка, составленная канцелярией Дюпанлу, была предложена наиболее достойным жителям города Орлеана, которые и стали свидетелями на процессе: это были представители местной церкви, местные предприниматели и члены администрации города Орлеана. По этой шпаргалке они должны были давать свои показания.

Художник Жан Огюст Доминик Энгр входил в окружение монсеньора Дюпанлу и разделял с ним идею о святости Жанны д'Арк. Вот почему на картине 1854 года у Жанны уже был нимб вокруг головы: для Энгра этот вопрос был уже решенный.

Тем не менее эти попытки канонизировать Жанну д'Арк ни к чему не привели. Ее канонизация отложилась на добрых 50 лет. Хотя в 1909 году папа Пий Х провозгласил ее блаженной, официально она была канонизирована только в 1920 году папой Бенедиктом XV, и главным обстоятельством, которое этому поспособствовало, стала Первая мировая война. В это время Жанна д'Арк получила известность во всей Франции: ее образ воспроизводился на плакатах, в рекламе, в ее честь служились мессы, она присутствовала повсюду. Жанна д'Арк воспринималась французами как защитница страны от захватчиков: точно так же, как в XV веке она защищала Францию от англичан, в Первую мировую войну она защищала ее от немцев.

Французское правительство пошло на уступки и поддержало идею католической церкви, надавив политически на римский престол и добившись канонизации Жанны д'Арк. С 1920 года Жанна д'Арк является покровительницей Франции и — отдельно — вооруженных сил Франции наравне с Девой Марией.

Сейчас вы читаете новость «Как Жанна д'Арк стала святой: на процессе выступали умершие очевидцы». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі