суббота, 19 октября 2013 16:25

Создание символов преодолевает психологические проблемы детей
8

Фото: Фото: Алексей Иванов
Столичный педагог Татьяна Новикова течение 15 лет преподает в младших классах средней школы. Год назад в одном освоила методику песочной терапии - рисование на песке. Считает, что песочные установки надо поставить в каждой школе. Это будет способствовать развитию детского творчества, помогать бороться с комплексами.

Татьяна, как песочная терапия влияет на детей?

Прежде всего - помогает бороться с психологическими проблемами. Также - развивает фантазию, творчество. Рисуя на песке, ребенок получает возможность создавать символы. Наша психика воспроизводит спонтанно. Самые первые символы ребенок создает, общаясь с матерью, а позже - со сверстниками, и когда познает мир. Обычно как дети, так и взрослые, рисуют в воображении символы чаще, когда имеют психологические трудности. Когда их что-то волнует, когда не могут справиться с какой-то ситуацией, не могут найти выход. Если дети не могут вылить наружу эти проблемы в творчестве, психика начинает болеть. Тогда на помощь приходит песочная терапия.

Чем метод отличается, скажем, от обычного рисования красками, карандашами?

Песочная терапия - очень символическая. Это его главное преимущество. Рисунок карандашом - точный и четкий, а на песке - чисто условное, с временными границами. Его можно легко стереть и заменить другим. Давно проверенный метод избавиться от страхов - нарисовать то, чего боишься и сжечь листок. А здесь ничего жечь не надо. Нарисовав злого духа или кого-то, от кого ребенку страшно, можно все мягко стереть и на том же месте построить противоположный, положительный персонаж. Он зафиксируется у ребенка надолго. Песок приятный на ощупь, и это тоже успокаивает. Песок может быть разных цветов, и это дает радостные эмоции. Детям можно рисовать даже на молотом кофе. К тому же, она имеет восхитительный аромат.

Как обычно проходит сеанс песочной терапии?

Чтобы сеансы песочной терапии имели эффект, с детьми должен работать педагог. Нельзя просто сказать - сидите, рисуйте. Это не подействует. Так же нельзя указывать, управлять процессом. С ребенком надо быть на равных правах. Сначала ребенок рисует, что хочет сам. А затем эти рисунки разбирают вместе со специалистом. Можно на ходу придумать о них интересные истории, можно обыграть различные ситуации. Во время процесса рисования ребенок должен получать подсказки, как действовать в жизни. А творческая атмосфера способствует тому, что ребенок открывает для себя и педагога то, чего не открыл бы в другое время. Также такая форма занятий помогает быстрее найти ответы на вопросы, что ребенка волнуют. А главное - чтобы эти ответы закрепились в мышлении.

Или уже были в вашей практике случаи, когда рисование на песке действительно помогало детям избавиться от страхов, комплексов?

Конечно. Я сама сделала и принесла песочную установку в детдом. Детей с первых минут нельзя было от нее оторвать. Все стремились изобразить на песке что-то свое. И сначала это были какие-то негативные образы, грустные лица. Потом мы эти образы вместе с детьми разбирали, анализировали. Я давала советы, как действовать. После этого дети заводили новых друзей. Не боялись общаться. Лучше относились к воспитателям, имели меньше конфликтов. А еще ездила с такой установкой в школу на Киевщине, где много детей из неполноценных семей, из семей алкоголиков. После 5 сеансов терапии одна девочка рассказала, что раньше не хотела идти после школы домой. Там ее ждала мама, которую бросил муж. Женщина начала выпивать, срывала злость на ребенке. Раньше ребенок тоже реагировал злобой на злобу. А когда полюбила рисовать, то больше к маме улыбалась, на агрессию не реагировала. Как-то мама в очередной раз на нее накричала, а та говорит - мама, пойдем рисовать. И прослезилась, поняла, как к дочери годами плохо относилась. Теперь они - не разлей вода. Таких случаев много.
Сейчас вы читаете новость «Создание символов преодолевает психологические проблемы детей». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі