В 2016 году году Министерство образования коренным образом изменило учебную программу по чтению в начальных классах. Из них изъяли почти полсотни советских писателей. Зато программу наполнили произведениями современных авторов - Марьяны Савки, Леси Ворониной, Звезды Мензатюк, Екатерины Штанко и тому подобное.
Курс литературы в старшей школе почти не обновляли с 90-х годов. "Школьная программа не поощряет учеников к чтению. Она очень перезагружена и отнюдь не способствует чтению. Хотя по программе одни тексты изымали, другие привлекали - концептуально она не менялась с 90-х годов. Программа рассчитана на то, что ученикам надо в голову внести сумму знаний о литературе, сумму знаний о писателях и они прочитать какую-то сумму текстов", - сказал литературный критик Ростислав Семкив вчера на открытой дискуссии "Демонтаж "классики": художественные произведения стоит исключить из школьной программы" в книжном магазине "Е".
Литературовед убежден, что школьная программа по литературе требует изменений. Ее следует уплотнить и приравнять к мировому опыту, где нет жесткого списка произведений. Так, во Франции в течение года изучают 4-5 произведения, а в Германии - 3-4 романа. Кроме того, литературу стоит изучать не хронологически, а от простого к сложному.
Писатель Мирослав Лалюк убежден, что обязательное обязательства читать то или иное произведение - вызывает у детей сопротивление. Проблема детской "не любви" к чтению существует и в методах преподавания предмета: в школе литературу изучают как в университете.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Дети ненавидят те книги, которые их заставили прочитать быстро
"Литература - это вид искусства. Это то, что приносит тебе удовольствие. Но в школе литературу рассматривают как предмет ряду с математикой. То есть речь идет только о сумме знаний, а не о получении удовольствия от изучения того или иного произведения", - считает писатель.
Переводчик Виктория Левицкая, активно проводит мастер-классы в школах по преподаванию и изучению литературы, говорит: прежде всего надо менять методику преподавания. Она предлагает преподавать литературу без пафоса, научиться пользоваться информационными ресурсами (музеи, выставки) и при изучении биографий писателей знакомить детей с культурой того времени.
Специалисты говорят, современного ребенка надо научить учиться. Для этого надо обновить программу по литературе так, чтобы ребенку хотелось читать. Надо отказываться от "вечно живых" классиков и поощрять учеников к изучению произведений современных украинских писателей. Список произведений должно быть регламентирован профильным министерством, но не обязывать читать, а предлагать читать, убеждены специалисты.
Минобразования в проекте государственного стандарта базового полного образования выдвинуло идею интегрирования трех школьных предметов в один: украинскому языку, украинской литературы и зарубежной литературы. Вторая идея предполагает объединение украинской и зарубежной литературы.
Комментарии