вторник, 07 ноября 2017 17:22

Скандальный спектакль об украинском надзирателе в фашистских лагерях вновь показали в Киеве
5

В Киеве на Малой сцене концертного комплекса Stereo Plaza состоялся показ музыкально-драматического представления "Суд над Джоном Демьянюком".

Пьесу написал Джонатан Гарфинкель, канадский драматург еврейского происхождения. Спектакль поставлен в российском Санкт-Петербурге режиссером Ильей Мощицким. В Киеве режиссер создал театр "Мизантроп". Премьера "Суд над Джоном Демьянюком" в Украине впервые состоялась весной. В апреле на входе в киевский концерт-холла Bel'etage появилась вывеска "Холокост Кабаре", которая вызвала шквал критики среди киевлян и прежде всего еврейской общины города. Вывеска анонсировала спектакль "Холокост Кабаре: Суд над Джоном Демьянюком". Вывеска была снята. Основатели театра извинились за инцидент. Однако в Bel'etage тогда отказали театру в площадке. И коллективу срочно пришлось искать помещение для показа спектакля. Спектакль конце был представлен ​​28 апреля во выставочном центре "Воздвиженка Артс Хаус".

Автор: Пресс-служба
  В Киеве на Малой сцене концертного комплекса Stereo Plaza состоялся показ музыкально-драматического представления "Суд над Джоном Демьянюком".
В Киеве на Малой сцене концертного комплекса Stereo Plaza состоялся показ музыкально-драматического представления "Суд над Джоном Демьянюком".

"После прошлого раза мы говорили, что приедем, если позовут. Нас позвали. Тогда разгорелся глупый скандал из-за конфликта различных сил, связанных с политикой. Поэтому нам отказал площадка, где мы должны были выступать. Мы пытались найти другую, но нам все отказывали. Потом нашли, но маленькую. Поэтому вынуждены были показывать спектакль дважды. На этот раз таких проблем не возникло. Я петербургский режиссер, но много здесь работаю. Коллеги только за, близкие люди тоже. Никто не говорит, что я плохой, потому что поехал ставить спектакли в Украине. Театр не столь публичнен, чем например поп-музыка. Политические дела больше касаются шоубизнеса, театра - нет ", - говорит режиссер Илья Мощицкий.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В Киеве будут судить убийцу 28060 заключенных в нацистском лагере смерти

В основе пьесы лежит реальный судебный процесс над гражданином США украинского происхождения Ивана Демьянюком. Известно, что в 1942 году советский солдат Иван Демьянюк попал в плен, а после окончания войны эмигрировал в Америку как "жертва фашистского режима". В конце 1970-х Демьянюку предъявлены обвинения в сотрудничестве с нацистами. Предполагалось, что он является "Иваном Грозным", одним из самых жестоких надзирателей концентрационного лагеря Треблинка, и в 1988 году Верховный суд Израиля приговорил его к смертной казни.

Автор: Пресс-служба
  В Киеве на Малой сцене концертного комплекса Stereo Plaza состоялся показ музыкально-драматического представления "Суд над Джоном Демьянюком".
В Киеве на Малой сцене концертного комплекса Stereo Plaza состоялся показ музыкально-драматического представления "Суд над Джоном Демьянюком".

Однако обнаруженные в архивах КГБ документы опровергли эту информацию. Однако израильское следствие показало, что, попав в плен, осужден действительно проходил подготовку в Травниках и был надзирателем в лагерях смерти Собибор, Майданек и трудовом лагере в Флоссенбурге. В 2011 году решением Земельного суда Мюнхена 89-летний Иван Демьянюк был признан виновным в пособничестве убийству 28060 заключенных в нацистском лагере смерти Собибор, приговорен к пяти годам тюремного заключения и за преклонного возраста отпущен на свободу до рассмотрения поданной апелляции. До нее он не дожил, скончавшись в доме престарелых в возрасте 91 года. Дело Демьянюка стала одним из самых громких в ряде аналогичных процессов и вошло в историю как последний суд над преступлениями Второй мировой войны.

Мы предлагаем зрителю вступить в диалог о том, что в нем самом есть от жертвы, и от палача

"Тему Холокоста мы поместили в пространство кабаре, которое перенасыщено черным юмором. Конфликт этих двух разных вещей порождает искру, которая попадает в болевые точки человека. Это не привычно для людей, которых приучили реагировать определенным образом. Печально - плачем, весело - смеемся, громкая музыка - танцуем. В этом спектакле сталкиваются вещи обычно не совместимые. Мы предлагаем зрителю вступить в диалог о том, что в нем самом есть от жертвы, и от палача. Готов ли он судить, готов оказаться на месте подсудимого. На самом деле неважно , виновен ли Демьянюк. Если спект кль дает четкие ответы - он плохой, никому не интересно будет на него смотреть. Мы не пытаемся ответить на этот вопрос ", - говорит Мощицкий.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Главному герою отец дает наставления, как чистить колодец

В спектакле Иван - хороший механик и прекрасный отец, который любит смотреть с сыном бейсбол. И совершенно не помнит, что делал в 1943-м году. В 1941-м потерялся, отстал от своих и бродил в степях, стал военнопленным. Послушно выполнял все, что прикажут. В детстве пережил Голодомор. Чтобы выжить, съел своего лучшего друга, выращенного им лично из маленького щенка. На судах одни доказательства явно свидетельствуют против Демьяньюка, но тут же появляются алиби. Этим алиби противостоят новые доказательства и суд продолжается бесконечно. В абсурд драматург и режиссер погружают зрителей с помощью кабаре. Актеры поют о печах крематория, шутят об Освенциме и высчитывают, что 1,2 еврея в минуту сжигалось в печах. Основной вопрос, основная тема спектакля: "Что ты делал в 1943, Джон?" - остается без ответа.

Автор: Пресс-служба
  В Киеве на Малой сцене концертного комплекса Stereo Plaza состоялся показ музыкально-драматического представления "Суд над Джоном Демьянюком".
В Киеве на Малой сцене концертного комплекса Stereo Plaza состоялся показ музыкально-драматического представления "Суд над Джоном Демьянюком".

"В процесс суда над Демьянюком привлечены три страны - США, Израиль и Германия. Израилю нужен был ответ за один из самых ужасных в мире преступлений. С кого-то надо было спросить. Спецслцжбы Израиля искали нацистских преступников. Многих нашли. В1962 году был повешен бывший сотрудник гестапо и Главного управления имперской безопасности нацистской Германии Адольф Эйхман. Ради него специально ввели смертную казнь, повесили, а потом отменили. В штатах нашли Деменюка, и это был громкий процесс. Для людей, переживших Холокост было в важно, чтобы кто-то поплатился. В этом и заключается абсурд: нельзя спросить с одного человека за геноцид. Это физически невозможно. Даже если он это делал, что не понятно - нельзя с одного человека спросить за коллективный грех. Германии Деменюк был важен и нужен, чтобы показать миру, что он украинец, а не немец. То есть это не только их вина, а еще были разные национальности, которые делали эти преступления. А США убрала руки. Это был гражданин США, как только на него упала тень этих преступлений, его сразу лишили гражданства. Если взять страны, в этой истории положительных героев нет. Все вели себя отвратительно ", - говорит режиссер.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Барокко оперу "Дидона и Эней" выполнят в манере 17 века

Перед началом спектакля режиссер отметил, что его театр нарушает определенные правила. Так обыграл задержку на полчаса. А потом пригласил зрителей с задних рядов сесть на свободные места впереди.

Автор: Пресс-служба
  В Киеве на Малой сцене концертного комплекса Stereo Plaza состоялся показ музыкально-драматического представления "Суд над Джоном Демьянюком".
В Киеве на Малой сцене концертного комплекса Stereo Plaza состоялся показ музыкально-драматического представления "Суд над Джоном Демьянюком".

"Третья мировая идет полным ходом. В Нью-Йорке сново теракт, в Украине - война. Нигде не скрыться. Третья мировая - это не открытое противоборство двух сил. Война ведется локально. Вопрос в том, что ее сейчас может не быть в каком-то определенном месте, но страшно уже стало. Еще лет 10 назад казалось, что Европа очень безопасное место. А теперь нет. У меня нет ответов, мне самому страшно. Когда мне страшно, я делаю спектакли. А мне страшно каждый день. Человек в ХХ веке себя дискредитировал. Показал на что способен - от Хиросимы до армянского геноцида, или геноцида в Руанде. Все молодцы. Человек - это очень опасный зверь. Если не работать с его моралью, не говорить с ним, то в нем можно посадить все, что угодно. Мы зеркало той культуры, в которой мы растем. Даже в сознательном возрасте нам можно внушить что угодно. Человек очень опасен, и с ним стоит говорить о нем самом. Культура не всегда в силах сдержать. Многие из тех, кто сжигал других людей в печах имели хорошее образование. Это их не остановило делать из кожи других себе абажуры. Многие зависят от власти. Захочет власть превратить людей в одноклеточные ораганизмы - превратит. Но эти организмы в какой-то момент могут стать не контролируемыми. Нужен новый подход к человеку. Задача театра - вести со зрителем этот диалог. Потому зритель приходит в театр за опытом, который он не может получить в обычной жизни. Это и прощание с иллюзиями и их нахождение, проверка себя на вшивость. Это как в реальной жизни получить возможность поговорить с человеком, пережившим нацистские лагеря, Голодомор, эмиграцию и суд длиной в 40 лет ", - говорит Мощицкий.

Автор: Пресс-служба
  В Киеве на Малой сцене концертного комплекса Stereo Plaza состоялся показ музыкально-драматического представления "Суд над Джоном Демьянюком".
В Киеве на Малой сцене концертного комплекса Stereo Plaza состоялся показ музыкально-драматического представления "Суд над Джоном Демьянюком".

Гостями мероприятия стали актрисы Римма Зюбина и Дарья Трегубова, солист группы "Вагоновожатые" Антон Слепаков, телеведущий Максим Нелипа.

"Важно говорить о болевых точках. Разоблачая эти проблемы мы очищаемся. Потому что Украина - это не рекламный ролик. Это государство с живыми людьми. В нашей истории было ужасное. Были предатели. Кто-то делал это сознательно, а кто под влиянием. Я всегда говорю, что когда над твоими детьми и женой дуло автомата, то патриотом быть сложно. Потому что есть инстинкты и человек живет по законам природы. Мне было бы интереснее, если бы представление было на украинском языке. Герой был и остался украинском. На украинском получалось бы, что мы сами рассказываем о своей боли. Наличие русского языка сначала заставляет отстраниться, кажется, что это взгляд со стороны. А это не взгляд со стороны, это происходит в Киеве. Здесь тоже есть патриоты и предатели. Есть дезертиры, есть те, кому безразлично, что происходит в стране. Среди актеров есть те, кто поддержали ДНР и ЛНР. Есть те, кто никогда этого не сделают. Есть люди, которые на оккупированных территориях остались сознательно.. Темы измены, пособничества - о них надо говорить. Фашизм очень страшен. Страшно со сцены слушать тексты о том, по какой технологии уничтожали людей. Фашизм сегодня не в Украине. Украина сейчас сама борется с тем, чтобы в мире его не было. Я люблю, когда в искусстве мне задают вопрос, а не ставят точку. Интересно наблюдать за актером, как он оправдывается, а где действительно говорит правду. Суд - это в некоторой степени театр, а прокурор и адвокат - артисты. Процедура, это мистерия, которая имеет свои каноны. Чем ты красноречивее, тем больше имеешь шансы на победу ", - говорит актриса Римма Зюбина.

Когда над твоими детьми и женой дуло автомата, то патриотом быть сложно

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "За рубежом ценится послушание" - балерина Яна Саленко

Спектакль идет на русском языке. Кроме Холокоста, в спектакле упоминается и Голодомор.

"Крупнейший в мире грех - гордыня. И все наши войны происходят не из-за любви или из-за женщин, как в романтических балладах поется, а потому, что кто-то в какой-то момент почувствовал себя выше других. Тема Холокоста официально признана, а тема Голодомора - нет. Германия взяла на себя все обвинения по поводу фашистской Германии. Там к этой теме относятся очень внимательно. Она много лет искупает эти грехи финансово и морально. Проблема Голодомора - это то, что Россия сегодняшняя, как правоприемница Советского союза должна признать. А Россия никогда своей вины не признает. Как недвижимость по всему миру забирать, которая принадлежала посольствам Советского Союза - здесь она первая. Голодомор был сделан в своей же стране, своим же руководителем. Это Сталин в своей же стране уничтожал свой народ. Не признавать этого, когда это знает весь мир - огромная проблема. В таком состоянии Россия не может двигаться дальше ", - говорит Римма Зюбина.

Проблема Голодомора - это то, что Россия сегодняшняя, как правоприемница Советского союза должна признать

"История с Деменюк известна и понятна. Понравились перепады эмоций. Я понимал, каким будет финал, но весь спектакль был в состоянии смешанных чувств. Понравились шутки о серьезном, буффонада", "танцы на костях". Если бы это был классический театр, так близко к сердцу не принял бы. Формат кабаре неоспаривает Холокост. Он только делает юмор на эту тему более черным. Рядом со мной сидели люди, которые при описании того, что происходит с телами и как их шпалами перекладывали имели рвотный рефлекс. Позывы точно были. У меня крепкая психика, а вот эти люди меня раздражали своим бульканьем. Как только описание закончился, действительно выдохнули. Я смотрел не только на сцену. Зал тоже играл. Я считаю, что герой виновен. Есть обычная процедура. Если у человека раздвоение личности, наказывать все равно придется тело. Сама идея судов в жизни, не в театре, основывается на борьбе обвинения и защиты. Было или не было. Не важно, что при этом он сам чувствует. Вину можно взять на себя только за то, за что стыдно. Если не стыдно - значит все нормально. Всегда это борьба с совестью. Герой почти до конца не был виноват. До тех пор, пока сам не принял свою вину, - говорит зритель Андрей Чуковский.

В киевском Центральном доме офицеров показали эротический спектакль "Соблазн". Спектакль состоит из номеров для взрослых с мужским и женским стриптизом.

Сейчас вы читаете новость «Скандальный спектакль об украинском надзирателе в фашистских лагерях вновь показали в Киеве». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі