Система открытых списков не уменьшит количество "денежных мешков" в парламенте

Состоятельные кандидаты купят голоса. Активисты ограничатся скромными ресурсами

Следующие выборы в парламент будут особенными, но станут ли они от этого действительно лучше привычных?

Ближайшие выборы в Верховную Раду пройдут по совершенно новым правилам. В разговорах о следующей избирательной кампании этот нюанс не часто учитывают даже те, кто собирается принимать в ней участие. А зря.

Нас ждут выборы по так называемой системе открытых списков. За это нововведение продолжалась настоящая изнурительная политическая борьба.

Основная суть этих изменений заключалась в том, чтобы не партийные боссы, а избиратели определяли, какой именно кандидат из списка партии должен попасть в Верховную Раду. Это якобы создаст условия для попадания в парламент депутатов действительно от народа. Новый закон также должен уменьшить количество "денежных мешков" в Раде.

Таким был замысел. Но как будет на самом деле у нас?

Опускаю много разных нюансов. Сосредоточусь лишь на том, что отныне избирательным округом является область и каждый выдвинутый кандидат должен агитировать за себя и контролировать подсчет голосов, отданных за него, не в пределах значительно меньшего мажоритарного округа (как до сих пор), а на просторах всей области. Кое-где размер избирательного округа вырастет в десять раз.

Отныне избирательным округом является область и каждый выдвинутый кандидат должен агитировать за себя и контролировать подсчет голосов, отданных за него, не в пределах значительно меньшего мажоритарного округа (как до сих пор), а на просторах всей области

Скажите, пожалуйста, у кого будет больше возможностей охватить всю область агитационной кампанией, "проработать" избирательные комиссии и проконтролировать процесс подсчета голосов? В "денежного мешка" или в активиста с его скромными ресурсами? А разве новая избирательная система сама по себе ограничивает для состоятельных кандидатов возможность покупать голоса за гречку или фальсифицировать результат выборов ?!

Вывод. Новая избирательная система - это новый интересный опыт для Украины. Замысел якобы правильный, но это только если анализировать его в идеальных обстоятельствах, оторванных от наших реалий. Это точно так же, как и закон о государственном финансировании партий, который уже действует годами. Согласно ему, партии должны стать независимыми от крупного капитала. Стали ?! То-то же. А каждый год на финансирование партий, которые продолжают находиться под влиянием олигархов, из государственного бюджета тратятся сотни миллионов гривен. Поэтому очень сомневаюсь, что новая избирательная система уменьшит количество "денежных мешков" в Верховной Раде. И так же имею скепсис, что в парламенте станет больше действительно народных выдвиженцев.

На самом деле, ключ проблемы не в изменении формальных правил, а в сущности системы управления государством. Проблема регулярного нарушения законов не решается принятием новых законов. Даже самые идеальные законы будут неэффективными, пока будет возможность безнаказанно их нарушать. И как бы ни стремились все предусмотреть, прописать и автоматизировать, мы все равно возвращаемся к понятиям политической воли элит и политической культуры всего общества.

Оригинал

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі