Закон о призыве резервистов – плевок в лицо ветеранам
Государство латает стратегические дыры самыми простыми методами
Владимир Зеленский подписал закон о призыве на военную службу резервистов.
Что ж, это было неизбежно, особенно сейчас, учитывая контекст голосования за проект во втором чтении: рост агрессии РФ, дипломатическая заруба с ними, сосредоточение войск на оккупированных территориях. Я бы очень удивился, если при таких обстоятельствах Зеленский ветировал этот законопроект, потому что многие ветераны имеют к нему обоснованные претензии.
Но все равно, в такой вариации текста - это ошибка и латание стратегических дыр удобными и простыми для государства методами.
Теперь по представлению главнокомандующего ВСУ, президент без мобилизации или военного положения, своим указом сможет призывать две категории лиц:
- которые подписали контракт резервиста;
- зачисленных в оперативный резерв (бывшие контрактники, мобилизованные в 2014-2016, короче вся ветеранская среда > 200 тыс. человек и все, кто уволится с ВСУ в будущем). Критерии, категории и сроки такого призыва определяет президент по предложению главнокомандующего.
Конечно с точки государства это самый оптимальный вариант: есть определенное количество участников боевых действий с опытом. Вместо новой волны мобилизации в случае расширения войны или критического некомплекта ВСУ их можно призвать, быстро прогнать полигоном и на время восполнить потери/недостаток личного состава. И не надо новых мобилизаций, паники, оттока мужского населения за границу, никаких новых льгот и т.д. Украина бедная, поэтому надо работать с тем, что есть.
Все, кто не откосил и пошел на войну в первые годы, все контрактники - теперь постоянно будут под дамокловым мечом такого призыва
Зато все, кто не откосил и пошел на войну в первые годы, все контрактники - теперь постоянно будут под дамокловым мечом такого призыва.
Поэтому здесь замечания и проблемы в двух плоскостях:
1. Морально-этическая. Все вернулись с войны с определенными проблемами социального, материального, медицинского, психологического характера. Но если начнется полномасштабная война с РФ - все эти самые люди пойдут опять рубиться, а остальные - как не попали под мобилизацию или откосили, так и останутся в стороне войны.
Сложилось некое "гетто" тех, кто уже откликнулся на призыв государства стать на его защиту.
К тому же этот закон ввел жесткие санкции за уклонение от этого вида призыва, что тоже достаточно показательно. Ветеранов не надо запугивать статьей УК, большинство из нас и так при необходимости вернулись бы в армию. А это как некий плевок в лицо.
2. Чисто прагматичная, бытово-материальная. Здесь многих втихую выгоняли с работы после демобилизации, после месяца сборов резервистов. А теперь представим, что будет сейчас. Когда любой работодатель будет в курсе - вот этого сотрудника могут дернуть в любой момент без каких-либо мобилизаций. Думаете легко будет найти рабочее место? Риторический вопрос, все станет еще хуже. Что с предпринимателями? Их кредитами и остальными? Закон предусматривает какие-то гарантии, но мы прекрасно видели, как они шли по бороде и обходились в ситуациях с мобилизованными в первые годы. Если человек в госсекторе еще как-то защищен, то в частном - труба.
Многих втихую выгоняли с работы после демобилизации, после месяца сборов резервистов. А теперь представим, что будет сейчас
Никто в ветеранской среде не боится обострения боевых действий с россиянами и готов в случае необходимости снова стать в строй. Но такая постановка вопроса, как в этом законе - обозлила многих.
Этим законом государство создало для себя дополнительный инструмент (хотя его эффективность в сравнении с мобилизацией очень сомнительна), который в таком виде был бы нужен - если бы Минобороны, Генштаб и парламент справились бы с серьезной проблемой оттока контрактников из армии.
Жаль, что проект не допилили и приняли в этой редакции, не взяв во внимание рациональные правки. И надеюсь, что оснований применить эти механизмы не будет.
Комментарии