Как компьютерные игры влияют на мозг

Это теперь составляющая реальности, и с ней надо научиться жить

Red Dead Redemption, Дота, Лига Легенд, WOW, Zelda, Супер-Марио, Майнкрафт, старый добрый Doom. Если эти названия вам о чем-то говорят, то вы либо любите компьютерные игры, или ведете с ними ожесточенную борьбу. Другие скорее всего просто не сталкивались с ними до сих пор.

Все чаще люди старшего и пожилого возраста увлекаются компьютерными играми, а технологии предлагают все круче гаджеты. Некоторые становится киберспортсменами и спортсменками и этим зарабатывают. Среди тех, кто не играет, принято считать, что игры это зло, отупение, дегуманизация и истощение мозга. Мы перечитали научную литературу, чтобы найти непредвзятое мнение о компьютерных играх и мозге.

Как компьютерные игры влияют на мозг?

Благодаря игре, где развивается стратегия, строятся города, погибают зомби или ловко носится лонгборд, мозгу становится хорошо, и он работает.

Благодаря игре, где развивается стратегия, строятся города, погибают зомби или ловко носится лонгборд, мозгу становится хорошо, и он работает

Если подробнее, то игры, как и вещества, например, алкоголь, кофеин, MDMA или секс или сноуборд, вызывают выброс нейромедиатора дофамина. Это активирует лобную кору полушарий и глубокие участки, и мы чувствуем удовольствие.

Впоследствии мозг отслеживает связь между дофаминовым приходом и игрой, и хочет еще. Насколько сильно он этого хочет, знают родители, чьи дети требуют телефон, чтобы поиграть. Дофамин действует на мозг уже тогда, когда мы ожидаем выигрыш, победу, признание нашей правоты, рост баллов в игре и переход на новый уровень. Сам вид телефона, планшета или консоли становится сильным раздражителем, чтобы мозг "приободрился".

Отделяют ли игры игроков от реальной жизни?

Большой вопрос, где здесь причина, а где следствие. Элементы всех технически совершенных, фантастических или наоборот гиперреалистических игр захватывают сознание и впоследствии будто просачиваются в реальную жизнь игроков. Этот феномен назвали "игровое перенесение". Люди могут представлять меню игры и выбирать инструменты, чтобы в настоящем супермаркете схватить с дальней полки бутылку масла. Со стороны это выглядит несколько странно.

Конечно, здесь все подумали об игромании, зависимость, синяках под глазами и отсутствию социальных навыков. Да, действительно так бывает, но это больше стереотип.

Не все, кто играет, плохо социализированы и зависимые, и не все геймеры были когда-то хорошо социализированными, румяными, а также веселыми.

Не все, кто играет, плохо социализированы и зависимые, и не все геймеры были когда-то хорошо социализированными, румяными, а также веселыми

Действительно, в Китае и Южной Корее много детей и взрослых имеют расстройство интернет-зависимости, а также депрессивное расстройство или расстройство с гиперактивностью и дефицитом внимательности, они проводят много часов, либо суток за игрой.

Но корреляция не означает причинно-следственную связь. Для многих людей с плохими социальными навыками, отсутствующими жизненными перспективами или имеющимися психическим расстройствами, которые они пока не преодолели, компьютерные игры являются следствием их состояния и некоторым облегчением.

"Высушивают"ли игры мозг?

На мозг, толщину белого и серого вещества, то, как устроены нейронные сети влияет все, что мы делаем. Ультратрейлы и обучение определенным навыкам также уменьшают толщину серого вещества в определенных участках. Поэтому действительно можно ожидать, что компьютерные игры меняют мозг. Недостаток общения, пребывание в реальной жизни, даже недостаток сенсорной стимуляции: ветер в волосах, песок в сандалиях, прикосновение руки также отображаться на нейронных сетях.

Мозг людей, которые играют больше, действительно отличается от мозга тех, кто играет меньше. Это можно увидеть благодаря структурному магнитному резонансу. Отличается, прежде всего, толщина корковых структур, вовлеченных в импульс-контроля, переживании выигрыша и проигрыша и сенсорики, моторики.

Также, у тех, кто много играет и зависит от этого, нарушено взаимодействие между корковыми и подкорковыми структурами мозга. Заметьте - не все, кто играют на компьютере, имеют расстройство интернет-зависимости. Зависимых среди них - 9-23% по разным исследованиями. Подобная картина работы мозга наблюдается еще у людей с расстройством дефицита внимания и гиперактивности. При этом после года терапии картина менялась, и мозг становился более похожим на мозг людей без расстройства.

Не все, кто играют на компьютере, имеют расстройство интернет-зависимости. Зависимых среди них - 9-23%

У людей с расстройством интернет-зависимости, а также расстройства дефицита внимательности и гиперактивности, и людей в состоянии депрессии ряд участков мозга наоборот работает слишком хорошо. Предполагают, что именно такая слишком тщательная "прошивка" мозга делает людей склонными к этим состояниям, и является причиной, а не следствием. Прекращение игры обуславливает изменения в мозге и замедление его развития, свидетельствуют исследования. У тех, кто не играл и не играет, мозг не меняется.

Игры и расстройство с дефицитом внимания и гиперактивности.

В игромании и расстройстве с дефицитом внимательности есть нечто общее. Более того, люди с РДУГом часто начинают играть в игры и погружаются в них. Во-первых, у них хорошо получается, ведь мозг "прошит" под это дело. Во-вторых, в игре меньше проблем из реальной жизни, а в случае с РДУГом они у ребенка или подростка есть. Наконец, игры хорошо стимулируют мозг, и он "догоняется" до желаемого состояния сосредоточенности и возбуждения лобной коры полушарий. Люди с РДУГом больше рискуют развить расстройство интернет-зависимости, чем люди без него.

Виртуальная реальность и игра в ней может быть применена для тренировки мозга быть внимательным

Вы удивитесь, но умение превращать зраду на победу пригодилось и в случае РДУГом и играми. Виртуальная реальность и игра в ней может быть применена для тренировки мозга быть внимательным. Существует и другой подход, который уже был клинически исследован: шлем считывает внимательность мозга, и от этого зависит успешность игры на планшете, подчиненному шлему. Поэтому дофамин от игры идет на хорошее дело преодоления РДУГ и обучение мозга тому, что "внимательность = победа = дофамин = удовольствие".

Признаки расстройства зависимости от интернета.

Не все, кто играют в Доту, имеют расстройство.

Не все люди с этим расстройством зависят от интернета: можно подсесть и на оффлайн игры, это дело вкуса. И признаки этого расстройства следующие: депрессивное настроение, лживость, чувство вины, тревожность, эйфория, когда игра началась, неспособность выставить приоритеты, изоляция, отсутствие чувства времени или его искривление, пребывание в состоянии защиты от окружающих, перевозбуждение, перепады настроения, одиночество, скука от реальной жизни, прокрастинация.

А еще: боль в спине, запястье, головная боль, бессонница, плохое питание, недостаточная личная гигиена, боль в шее, сухие глаза, проблемы с набором или потерей веса.

Что с этим делать?

Во-первых, цель лечения не является "прекратить играть вообще". Целью должно быть "сознательное отношение к играм и контролю себя". Так же как с алкоголем и сладким. Контролировать себя тяжелее, чем чего-то избегать полностью.

Цель лечения не является "прекратить играть вообще". Целью должно быть "сознательное отношение к играм и контролю себя"

Во-вторых, следует учитывать биологические факторы, например РДУГ или депрессивное расстройство, стали одной из причин зависимости. Лечить следует их, а не просто поменять пароль на компьютере и выбросить из окна приставку.

В-третьих, есть определенные когнитивно-поведенческие терапевтические подходы к преодолению зависимости.

• Изменение графика игры: нужно сломать устоявшиеся схемы, к которым привык мозг.

• Внешние стопперы: физически дистанцироваться от игры в реальной жизни.

• Поставить цели по продолжительности ежедневной игры и иметь за это вознаграждение.

• Не играть в то, что вызывает зависимость. Играть в другое.

• Возможно использование медикаментов антидепрессантов или лекарств для преодоления обсессивно-компульсивного расстройства, если оно есть.

• Заниматься физическими нагрузками, чтобы "догнаться" дофамином, которого теперь не хватает.

Что в итоге? Игры, особенно стратегии со сложными сюжетами, это неплохо. И они могут нас чему-то научить и прокачать мозг. С ними - как с SARS-CoV-2. Это теперь составляющая реальности, и с ней надо научиться жить, чтобы все было максимально под нашим контролем.

Уйти от этой реальности или запретить ее, чтобы посрамить всех, кто играет, это плохая идея. Лучше направить усилия на поиск причины, которая отвлекает от реальности и погружает в игру.

Оригинал

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі