Памятник Кравчуку будет стоять в Киеве на почетном месте

Украине повезло, что он родился в "буржуазной Польше"

Тридцать лет назад Верховная Рада Украинской Советской Социалистической Республики приняла "Декларацию о суверенитете". Эту дату и тот документ мы давно и успешно забыли. И правильно сделали: на протяжении года после этого события подобные "декларации" приняли в СССР практически все, едва не до российских райцентров. Цель была понятна – довести положение с "суверенитетами" до абсурда, чтобы потом оставить всё как есть.

Но было одно обстоятельство, которое разрушило все планы относительно "обновления Союза". Звали это обстоятельство Леонид Кравчук. Напомню, что в июле 1990-го, когда была принята вышеупомянутая Декларация, Украинской ССР руководил такой себе Владимир Ивашко, который за год до того заменил загадочно умершего сразу после того Владимира Щербицкого. Ивашко был и первым секретарем ЦК КПУ, и председателем свежеизбранной Верховной Рады. И если бы Ивашко сохранил эти должности до осени 1991-го, никакой независимой Украины в настоящее время бы не существовало. Был бы потерян исторический момент. Или как теперь говорят, "окно возможностей". Что же случилось за следующий год?

В первую очередь – 17 марта 1991-го свыше 70 процентов украинцев проголосовали на всесоюзном референдуме за сохранение СССР. Наверное, за это Михаил Горбачев, тогдашний руководитель СССР, перевел Владимира Ивашко в Москву, сделав его своим "заместителем по партии". Преемником Ивашко в Украине должен был стать Станислав Гуренко, второй секретарь ЦК КПУ. Он им и стал, заняв место первого секретаря ЦК. Был лишь один нюанс, который потом решил судьбу СССР, – из Москвы пришло указание не совмещать должность главы Верховной Рады и первого секретаря ЦК. Гуренко был умным человеком, но глубоким "совком", который справедливо считал, что партия всегда будет главной. И потому "отдал" должность главы Верховной Рады следующему на очереди. Следующим оказался третий секретарь ЦК, по идеологии, Леонид Кравчук.

Кравчук намолол мне языком сто мешков шерсти, но ответ так и не дал

Вспоминаю, как спросил его в июне 1991-го о том, чем "суверенитет" отличается от "независимости". В ответ Кравчук намолол мне языком сто мешков шерсти, но ответ так и не дал. Я кассету с записью разговора тогда стер. Не думал, что говорю с будущим президентом независимой Украины. Не знал я тогда, что подобную лабуду Кравчук в то время молол и Горбачеву, который никак не мог добиться от него подписи под новым "союзным договором". Если бы на месте Кравчука был Гуренко или Ивашко, тот договор подписали бы летом 1991-го, руководствуясь результатами "всесоюзного референдума". И жили бы мы теперь в "обновленном Союзе", ходили бы на демонстрации 7 ноября и 1 мая. Короче, была бы у нас нынешняя Беларусь.

Но Кравчук тогда ничего не подписал, спровоцировав известный "путч" в Москве, а за ним провозглашение независимости, референдум и ликвидацию СССР. Рано или поздно история даст этому надлежащую оценку и памятник Кравчуку будет стоять в Киеве на почетном месте. А все почему? Потому что Леонид Кравчук родился не в СССР, а в "буржуазной Польше" и с детства видел другую жизнь, которой не могли помнить ни Ивашко, ни Гуренко. Он дал нам шанс стать государством и в этом его историческая заслуга навеки.

Что интересно, те семьдесят процентов, которые проголосовали тридцать лет назад за сохранение СССР никуда из Украины не делись. Но голосуют они теперь всего лишь за совкового комедианта – Союз уже не вернуть. И сделал это Леонид Кравчук.

Николай Несенюк, для Gazeta.ua

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

1

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі