воскресенье, 31 июля 2022 09:30

Спецтема: Война России против Украины

"Мы должны готовиться к долгой войне. Видим, что делает артиллерия на поле боя" – боец Ян Трчка

Украина защищает всю Европу, а не только себя. Чехи помнят, как советские танки давили Пражскую весну 1968 года, поэтому хотят досрочно остановить вторжение на востоке Украины. К смертям на войне привыкнуть нельзя, но на передовой человек показывает себя максимально честным, отбрасывая все излишнее. Об этом Gazeta.ua рассказал боец "Иностранного легиона" из Чехии Ян Трчка с позывным Санта.

Gazeta.ua продолжает серию интервью с бойцами "Иностранного легиона".

Был ли у вас военный опыт до приезда в Украину?

Нет. Но было огромное желание служить и помогать Украине защищаться. Мы все в "Легионе" верим, что то, что делаем, важнее нашего первоначального инстинкта выживания. Защита более слабых – цель нашей цивилизации для сохранения и процветания свободной, демократической и объединенной Европы.

Украина – это Европа. Теперь здесь наша земля, дом, народ, братья и сестры. Мы одна семья. Откуда бы кто ни приехал, собрались бороться за нее. Все приняли смерть как часть риска.

Мы в мире наслаждаемся жизнью только благодаря мужчинам и женщинам, погибшим в Первой и Второй мировых войнах. В Украине то же – работа на будущее

Связанный с войной риск не так важен. Мы в мире наслаждаемся богатством жизни только благодаря мужчинам и женщинам, погибшим в Первой и Второй мировых войнах. Здесь, в Украине, то же – работа на будущее. Делаем все необходимое для победы, в частности, жертвуем здоровьем и жизнью ради высшей цели – защиты свободной, демократической Европы.

Это война добра со злом. Украина – страна чудес. Как в книгах Терри Пратчетта (один из самых популярных британских писателей, автор юмористических романов в жанре фэнтези, наиболее известен по серии книг о Плоском мире, которая насчитывает более 40 произведений, первое из которых издали в 1983 году. – Gazeta.ua). То, что имеет шансы состояться раз в миллион, бывает здесь в девяти из десяти случаев. Все, о чем молюсь, в частности, оборудование для легионеров за 2 миллиона гривен, достаю за три дня. Как говорил мне один украинец, нам нужна воля Божья, чтобы помочь победить в этой войне.

Где вас застало известие о российском полномасштабном вторжении в Украину?

Дома под Брно. Когда впервые проснулся 24 февраля, то первой мыслью была, что россияне напали на нас. Думал, Европа в опасности, а Украина разбитая витрина Европы. Дальше Россия может напасть на Польшу, Словакию и Чехию. Они это уже делали. Помним российские танки в Праге в 1968 году во время Пражской весны (период политической либерализации в Чехословацкой социалистической республике, продолжавшийся с 5 января по 20 августа 1968 года, и закончившийся вторжением в страну советских войск и войск стран Варшавского договора. – Gazeta.ua). Мы не должны пропускать их дальше.

Украина – земля самых отважных и смелых людей. Страна чудес. Это честь и благословение быть здесь, служить для высших целей, для добра.

Каковы ваши обязанности в "Иностранном легионе"?

Возглавляю отдел логистики и закупок. Также координирую некоторые области и сотрудничаю с другими членами команды по сбору средств, волонтерству, безопасности и военной разведке. Также – вербовка новобранцев.

Наш главный офис в Киеве, но также есть в Харькове, ближе к линии фронта. Закрываем нужды бойцов. В Украине встретил самых лучших, самых честных людей, которых когда-либо видел в жизни. Очень вдохновляет, что вещи, которые мне удается получить, могут спасти или спасают здоровье и жизнь.

Есть два подхода к личной ответственности. Во-первых, можете нести ответственность за себя и, возможно, за семью или сообщество. Для меня большим учителем является Джордан Питерсон (канадский клинический психолог, профессор Торонтского университета, основными областями исследований являются патопсихология, социальная психология и психология личности, отдельно психология религиозных и идеологических верований. – Gazeta.ua). Он подробно описал книгу Александра Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ" (книга русского писателя о принудительном труде в СССР в сети концлагерей ГУЛАГ, которую прошел сам Солженицын. – Gazeta.ua). Питерсон обнаружил, что некоторые люди чувствуют себя ответственными за все происходящее в мире. Это тоже касается и меня.

Все, за что берусь, работает. Если вижу, что не работает, должен вмешаться. Вот почему несу большую ответственность за многих. Все это в сотню раз выше моего понимания, но с Божьей волей, все происходит.

Хотел защитить людей от увечий, смертей и разрушений. Если смог сделать что-нибудь из этого, это прекрасно

Несмотря на то, что вижу высшую свою цель на поле боя, а не в роли поддержки, солдаты из передовой объяснили мне, что моя работа действительно важна. Ибо благодаря ей, они способны исполнять свою. После того, как один из солдат объяснил мне эти вещи, стал ценить свои задачи. Готов оставаться в этой роли, пока будет нужно. Хотел защитить людей от увечий, смертей и разрушений. Если смог сделать что-нибудь из этого, это замечательно.

Автор: Фото з архіву Яна Трчки
  Ян Трчка – 34 года, родился в селе недалеко от Брно, Чехия. Родители имели ферму. До 18 лет помогал там. В 19 ушел работать на автомобильный завод. Параллельно изучал деньги и менеджмент в институте. После этого начал работать в разных компаниях как менеджер. Разрабатывал и писал по теме компьютерных игр в специализированном интернет-издании. Запустил несколько IT-стартапов в Чехии. До войны работал директором по продажам в сфере страхования, аренды и продажи жилья. В подчинении было около 150 работников. Родители, брат и сестра остались в Чехии. Правоверный католик.
Ян Трчка – 34 года, родился в селе недалеко от Брно, Чехия. Родители имели ферму. До 18 лет помогал там. В 19 ушел работать на автомобильный завод. Параллельно изучал деньги и менеджмент в институте. После этого начал работать в разных компаниях как менеджер. Разрабатывал и писал по теме компьютерных игр в специализированном интернет-издании. Запустил несколько IT-стартапов в Чехии. До войны работал директором по продажам в сфере страхования, аренды и продажи жилья. В подчинении было около 150 работников. Родители, брат и сестра остались в Чехии. Правоверный католик.

Как попали на войну в Украине?

Всю жизнь думал, как могу что-то изменить в мире. Как сделать его лучше. Что я могу? Когда началась война, первым в своей корпорации заявил, что мы должны разорвать все связи с россиянами. Инициировал разрыв деловых отношений со "Сбербанком". Сказал руководству, что это нападение России не только на Украину, но и на всю Европу. В частности, на Чехию и чешский народ.

Написал утром 24 февраля, что Россия напала на Европу, Украину, мою землю, мой народ, мою семью и на меня самого, и больше не могу работать с россиянами, будто ничего не произошло.

25 февраля уехал домой, собрал вещи и в ночь на 26 февраля уехал в Украину. Приехал во Львов. Не нашел никого, кто бы объяснил, куда идти, чтобы записаться добровольцем в украинскую армию. Там царил хаос.

Затем занервничал и уехал в сторону молдавской границы. Хотел вернуться домой. Стоял разочарованный в очереди на границе. Мне трудно было понять, что дальше – идти на неизвестную войну? Что делать там без военного опыта? Рисковать жизнью? Молился в машине и пришел к выводу. Надо делать то, что я могу. Не делать то, чего не могу. И мудрость отличить первое от второго. Развернулся и уехал во Львов. Подал документы в Военную академию имени Петра Сагайдачного, где мне помогли попасть в армию.

Почему прозвали Сантой?

Я пришел с бородой, в новогодней шапке, которую получил в начале года и взял с собой. С виду вылитый Санта-Клаус.

Все в "Легионе" знают меня как Санту, потому что поставки, названные "С любовью, от Санты" , как подарки нашим боевым подразделениям на передовой

Что еще важнее, все в "Легионе" теперь меня знают как Санту, потому что поставки, названные "С любовью, от Санты", как подарки нашим боевым подразделениям на передовой.

Это первый визит в Украину?

Да. До этого не было нужды. Посетил Маврикий, Ямайку, Крит, Кипр, Грецию, Хорватию, Словакию, Германию, Австрию, Португалию, Испанию и другие страны, но не Украину.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Крах Российской империи зависит от Украины" – Ахъяд Идигов

Оправдались ли ваши ожидания, с которыми уехали в Украину?

Ожидал, что смогу бороться за свободу. Сбылось. Хотел помочь чем мог. Тоже произошло. Теперь смотрю, что делаю, чего достиг, и что должен сделать. Уволился с работы. Меня ничего не держит в Чехии. Готов оставаться здесь, сколько потребуется, чтобы восстановить Украину.

Все, что делаю я и другие, гораздо важнее любых личных сбережений и интересов. Все богатство ничто, по сравнению с тем, что с помощью техники и медикаментов можно спасти чье-нибудь здоровье или жизнь.

Я один маленький человек, но от моих действий или бездействия могут зависеть здоровье и жизнь десятков других. Потому материальные вещи здесь не важны.

Только после одного визита на харьковскую линию фронта удалось собрать десятки тысяч долларов. Просто разъяснив важность систем защиты от дронов и спутниковой связи, когда сам увидел беспилотники и артиллерию в работе.

Собирая вещи, написал брату записку, чтобы распорядился всем, что останется, если умру

Как отреагировали ваши родственники на решение уехать в Украину?

Собирая вещи, написал брату записку, чтобы распорядился всем, что останется, если умру. Родственники сказали мне по телефону, что это моя жизнь, что могу потерять ее или здоровье. То есть, назвали все возможные логические причины, почему не ехать. Но это не изменило мое убеждение, что это моя миссия.

Сначала хотел вступить в территориальную оборону, но это было невозможно. Также было много проблем с людьми, которые плохо говорят по-английски. Постоянно возникали недоразумения. В конце концов, в Академии сухопутных войск нашел людей, которые нормально говорят по-английски и от них попал в "Иностранный легион".

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Кремль использует военнопленных для шантажа" – коммуникационный директор "легионеров" Абигейл

Возвращались домой за пять месяцев?

Нет. Теперь здесь мой дом. Во-первых, не брал отпуск. Никогда не думал оставлять товарищей и ехать отдыхать, пока они борются. Во-вторых, моя война не закончится, пока украинская армия не освободит последние сантиметры Крымского полуострова.

Сейчас преимущественно не на передовой, поэтому риск погибнуть не так велик. Я периодически сообщаю родным, что у меня все хорошо. Моя семья важна для меня, но также важны люди, которые зависят от меня. Их здоровье и жизнь. Решил сосредоточиться на своей ответственности.

Что было самым трудным за время войны?

Смерть людей, которых знал. С которыми провел время, когда присоединился к "Легиону". Только что вернулся с похорон. Самый трудный момент за последние месяцы. Мы были знакомы, активно общались.

Изучаю украинский язык, потому что украинский и чешский не так уж далеки друг от друга. Хочу научиться свободно общаться. Возможно, останусь здесь после победы Украины. Буду участвовать в восстановлении.

У меня здесь много новых друзей и людей, с которыми через многое прошел. Очень люблю Украину и украинцев. Чувствую себя здесь как дома.

Недавно пикап, который помог привезти, спас жизнь бойцу

В чем сейчас больше всего нуждается "Легион"?

Нужно все, но пять вещей самые важные. Во-первых, полноприводные внедорожники. Нуждаемся в них больше всего. Пикапы и запчасти к ним. Во-вторых, квадроциклы, на которых можно быстро передвигаться зоной боевых действий. Недавно пикап, который помог привезти, спас жизнь знакомому бойцу – быстро вывез с поля боя. Это позволяет видеть важность того, что я делаю. В-третьих, противодронные пушки. Все стоит десятки тысяч долларов. Постоянно ломается. Вот почему всегда занимаюсь сбором средств. В-четвертых, тепловизоры и приборы ночного видения, позволяющие видеть врага ночью. В-пятых, дроны, чтобы видеть его днем быстрее, чем он нас.

Никогда не видел такого единства, преданности и отваги, как сейчас на войне. Такая воля помогать друг другу, самоотверженность, настоящая страсть к делу.

Собираем средства на все, что нужно бойцам. Это могут быть элементарные вещи – от сигарет до тепловизоров. Жизнь здесь сродни большой семье, где все друг друга знают, а потребности постоянно растут.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "У Норвегии есть общая граница с Россией. Мы готовы к военной агрессии" – Сандра Андерсен Эйра

Какой сейчас дух в "Легионе"?

Моральный дух супер. Отличное сотрудничество между представителями разных народов. Никогда не видел серьезных ссор или недоразумений между людьми. Всех объединяет одна идея – защищать Украину и работать ради общей цели. Я из Чехии, мой коллега – из Норвегии, еще один – из Румынии. Собрались представители более 55 стран. Сборная мира. Я религиозный, другие – нет. Не имеет значения. Собрались с единственной целью – освободить Украину.

Предыдущие бои очень объединяют. Все идем по одному пути и вместе делаем удивительные вещи.

Что вы узнали о себе, открыли ли в себе новые черты характера?

Пришел сюда, ожидая, что меня изменит война. Но представить не мог, что так сильно. Перевернула мою жизнь с ног на голову. Через тяжелые вещи, боль и ужас,дает мне надежду и оптимизм.

Раньше меня беспокоили комиссионные по продажам, материальные блага. Теперь понимаю, насколько все суета. Не знал, насколько глубокой может быть жизнь. Все, через что здесь прошел, изменило меня.

На передовой человек раскрывается таким, какой есть. Лишнее откидывается как неважное

Даже такие элементарные вещи как еда и сон воспринимаются по-разному. Жизнь, которая может закончиться в мгновение ока. Это переживается совсем по-иному. Меньше эгоизма, больше готовности помочь, понимания, сострадания, сопереживания. Это открыло те аспекты, которые раньше были недоступны. На передовой человек раскрывается таким, какой на самом деле есть. Лишнее откидывается как неважное.

Я понял ценность человеческой жизни и возможность прожить каждый миг. Потому что видишь человека счастливым, а в следующий момент мертвым. Помню девушку с похорон. Вспомнил ее чудесные голубые глаза. Был человек, а теперь только воспоминание.

Общие фото не делаем из соображений безопасности. Это может показаться странным, но сейчас пытаюсь в разных случаях сфотографировать нас, потому что хочу видеть, какие мы живые.

Война учит не откладывать на завтра, ведь его может не наступить. Сосредоточиться на здесь и сейчас. Что можно сделать сейчас.

Общение солдат с родственниками помогает Украине получать больше западного оружия из этих стран?

Не уверен. Люди на фронте оказывают очень ограниченное влияние на лидеров своих стран. На передовой не сможете много говорить из-за проблем со связью и боев. Не думаю, что солдат из Германии сможет убедить канцлера. Или его семья. Отношение к поставкам оружия – это политика разных стран по отношению к Украине.

Думаю, что такие истории, как история с британцем, убитом под пытками в так называемой ДНР, повлияли. Подобные вещи могли бы увеличить поставки оружия из Лондона, если бы кто-то там колебался.

Хотя на определенном уровне представительство военных помогает отношениям Украины с этими странами.

После войны Украина сможет присоединиться к ЕС. После всех страданий и боли, которые пережила, она заслужила

Надеюсь, что после войны Украина сможет присоединиться к ЕС. После всех страданий и боли, которые пережила, она заслужила. Все еще хочу сам увидеть освобождение всех украинских территорий. Надеюсь, поставка оружия будет только больше и Украина как можно быстрее победит.

Но мы тоже должны готовиться к долгой войне. Видим, что делает артиллерия на поле боя. Как все меняется в пользу Украины? Чем больше западного оружия, тем быстрее Украина сможет победить. Надеюсь, удастся сохранить жизнь как можно большему числу украинских защитников и мирных жителей.

Сейчас вы читаете новость «"Мы должны готовиться к долгой войне. Видим, что делает артиллерия на поле боя" – боец Ян Трчка». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі