четверг, 01 февраля 2024 14:31

Астронавты заговорили о разломах на Луне. Что это значит

Ученые объяснили, нужно ли бояться лунотрусов Фото: NASA

Когда индийская миссия "Чандраян-3" в прошлом году совершила первую успешную мягкую посадку на южном полюсе Луны, интерес к этому месту резко возрос.

А вот российский космический корабль "Луна-25" разбился, пытаясь совершить тот же подвиг, пишет CNN

Американское космическое агентство NASA выбрало этот регион в качестве места посадки для своей миссии "Артемида III", с высадкой астронавтов на поверхность спутника Земли уже в 2026 году. Китай также намерен создать там базу.

Однако новое исследование, финансируемое NASA, бьет тревогу: по мере того, как ядро Луны постепенно остывает и сжимается, на ее поверхности появляются складки – как сморщивающийся до изюма виноград, и этот процесс провоцирует "лунные землетрясения" , которые могут продолжаться часами, а также оползни.

"Это не должно препятствовать исследованию южного полюса Луны, но просто акцентирует внимание на том, что Луна является достаточно опасным местом", – сказал ведущий автор исследования Томас Уоттерс, старший научный сотрудник Центра Земли Национального музея авиации и космонавтики.

Месяц уменьшился примерно на 150 футов (46 метров) в окружности за последние несколько миллионов лет – значительная цифра с геологической точки зрения, но слишком маленькая, чтобы вызвать любой волновой эффект на Земле или приливные циклы.

"Луна считается геологически мертвым объектом, где ничего не происходило в течение миллиардов лет, но это очень далеко от истины. Разломы его поверхности очень молоды, и продолжают появляться. Мы действительно обнаружили оползни, которые произошли в то время, когда разведывательный орбитальный аппарат NASA (Lunar Reconnaissance Orbiter – LRO) находился на орбите вокруг Луны", – сказал Уоттерс.

LRO, запущенный в 2009 году, составляет карту поверхности Луны с помощью различных инструментов. В новом исследовании, опубликованном 25 января The Planetary Science Journal, Уоттерс и его коллеги использовали данные, собранные аппаратом, чтобы связать мощное лунное землетрясение, обнаруженное с помощью инструментов, оставленных астронавтами "Аполлона" более 50 лет назад, с серией разломов на южном полюс.

У сильнейшего зарегистрированного "лунотрясения" магнитуда была 5.0. На Земле это считалось бы умеренным, но из-за более низкой гравитации Луны ситуация будет хуже, отмечают специалисты: "Такая тряска может начать разбрасывать предметы в условиях низкой нагрузки".