среда, 07 февраля 2024 21:31

Спецтема: Война России против Украины

"Призрак Киева" и ас неба: про легендарного пилота ВСУ рассказали неизвестные истории
11

3 февраля украинскому летчику Андрею "Джусу" Пильщикову должен был исполниться 31 год. Однако один из "Призраков Киева", который защищал государство с первых дней полномасштабного вторжения - 29 августа трагически погиб в авиакатастрофе на Житомирщине.

"Джус" считался одним из лучших военных пилотов Украины. Не один раз он совершал боевые вылеты для защиты неба столицы и других территорий страны. В общем имел около 500 часов налета.

Андрей Пильщиков сделал большой вклад в развитие Воздушных сил ВСУ. Он часто входил в официальные военные делегации, а в самый разгар войны, в 2022 году посетил США, где убеждал стратегических партнеров Украины предоставить нам истребители F-16.

Ко дню рождения пилота, мы встретились с его матерью Лилией Аверьяновой. Прошлись по улицам столицы, по которым любил гулять "Джус". А также побывали возле мурала в его честь, который нарисован на доме по ул. Межигорской, 3.

ЛЮДИ ОБЕСЦЕНИВАЮТ

- Подол Андрей любил и посещал, когда имел свободное время, особенно после увольнения со службы в 2021 году, - рассказывает Лилия Аверьянова у колеса обозрения на Контрактовой площади. Улыбается, словно погружается в былые времена. - Присылал отсюда яркие новогодние фотографии. Здесь стоял самолетик, рядом была кафешка, где столы застилали бумажной скатертью. Рисовал на ней самолет и круги с именами, где сидели друзья. Теперь я знаю, где это...

От Контрактовой площади спускаемся вниз. Лилия - спокойная и приветливая женщина, имеет прямую осанку и уверенный взгляд. По узким тротуарам идем к Межигорской улице, минуя старые столичные дома.

- Раньше в Харькове праздновали день рождения Андрюши, как правило, с родными, - рассказывает Аверьянова по дороге. - Приходила его крестная мама, тогда еще была жива бабушка. Уже когда был старше, то есть фотография, как с одноклассниками собирался - в лет 16 где-то, это была уже веселая мальчишеская вечеринка.

Автор: с архива Лилии Аверьяновой
  Лилия Аверьянова часто ходит к дому в Киеве, на стене которого нарисован ее сын - один из лучших пилотов Украины
Лилия Аверьянова часто ходит к дому в Киеве, на стене которого нарисован ее сын - один из лучших пилотов Украины

Последний его день рождения никто не праздновал, потому что уже шла полномасштабная война. Сейчас вспоминаю, что чем старше он становился, тем сложнее было придумать подарок - не могла угадать. Иногда спрашивала, что ему нужно. Отвечал: "А "призракам" ничего не надо". Со временем он все дальше отрывался от обычной домашней жизни, всевозможных празднований.

Женщина останавливается возле мурала "Призрак Киева", что на ул. Снимает очки и всматривается серо-зелеными глазами в изображение на кирпичной стене. Ставит палец вверх - такой же жест, как показывает герой, изображенный на фото.

Часто не могла поймать Андрюху в Киеве - у него так быстро менялись планы!

- У нас с ним был такой код. Когда уже появился этот мурал, часто не могла поймать Андрюху в Киеве - у него так быстро менялись планы! Тогда как-то приехала из Черновцов, пришла сюда и попросила кого-то из прохожих сделать такое фото. Год назад настроение было совсем другое, но старалась улыбаться, чтобы он видел, что с мамой все в порядке. Моя главная задача была - не болеть, чтобы его не отвлекать. Бытовые вопросы решала с другими людьми, чтобы не беспокоить. Всем надо понимать, что семьи, которые отдали в армию защитников - нуждаются в помощи. Это незаметно, на первый взгляд, но им трудно, даже в повседневных заботах.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Зеленского просят присвоить звание Героя Украины посмертно пилоту-истребителю "Джусу"

В мирные времена, большинство людей не очень ценили военных, вспоминает Аверьянова: "Не видели в их профессии ничего выдающегося".

- Даже знакомые говорили: "Он же сам хотел". Это обидно, потому что люди не понимают, насколько это большая жертва ради государства и людей. Сейчас хватаются за военных. А какое было к ним отношение раньше? Не знаю, кто так воспитывал людей, что они обесценивают тех, кто добровольно пожертвовал всем ради них. Их не надо ловить на улице, в кафешках и спортзалах. И следует понимать, что добровольцы не должны сами воевать, сейчас это должны делать все. Уступите своими "мирными" привычками и подумайте о защите страны.

Автор: с архива Лилии Аверьяновой
  "Джус" был одним из лучших украинских пилотов
"Джус" был одним из лучших украинских пилотов

Общество должно понять, что семью военного нужно уважать, отмечает Лилия.

- По умолчанию. Мне сейчас дали удостоверение члена семьи погибшего. Раньше видела, когда с таким люди заходят в транспорт и как к ним относятся иногда. Должно быть безусловное какое-то уважение, а не так, будто делают мне услугу большую. Иногда цепляет эмоционально, как тщательно рассматривают документ и проверяют, действительно ли это я...

НЕ БОЯЛСЯ ГОВОРИТЬ

Андрей Пильщиков родился в Харькове. Жил в центре города, а уже с 5 лет начал интересоваться самолетами. С детства занимался авиамоделированием и любил автомобили.

- Было где-то 4 года, когда он уже различал иномарки. Были тяжелые времена, не было возможности что-то покупать, баловать, но он интересовался другим - в частности техникой. Как-то сели в такси, и я спрашиваю: "Андрюш, что это за машина?". А он маленький, шкет такой и говорит: "Volkswagen". Хотя почти не видел авто снаружи. У водителя глаза на лоб полезли, - смеется Лилия. - Но интересно, что с детства у него никогда не было никакой тяги к пистолетикам, как это часто бывает у мальчиков.

В 10-летнем возрасте Андрей потерял отца. Воспитывать сына без мужа было сложно, говорит Лилия. В подростковом возрасте было трудно, ведь ребята не так уж и прислушиваются к матерям.

- Я уже сейчас думаю, что возможно Андрей пошел в военное дело, чтобы прежде всего быть в обществе настоящих, сильных мужчин.

Автор: с архива Лилии Аверьяновой
  Андрей Пильщиков любил проводить время с друзьями еще с подросткового возраста
Андрей Пильщиков любил проводить время с друзьями еще с подросткового возраста

Где-то лет с десяти у "Джуса" появился интерес к военной технике. Истории о работе в авиации юный Андрей слушал от троюродного брата Владислава, который работал штурманом транспортного самолета Харьковского авиазавода и посетил много стран.

- Он был на всех континентах, поэтому мог многое рассказать. Вот это открытое общение с миром, видимо, у Андрея от брата пошло. Владислав подарил Андрею кучу постеров с авиасалонов, и ими у нас были завешаны все стены в комнате Андрея, как будто вместо обоев, - вспоминает женщина.

Был споттером и фотографировал самолеты

Учился "Джус" в гимназии №116. Директор даже разрешала ему ходить в военной форме. Семья Андрея жила скромно, поэтому парень не мог хвастаться перед сверстниками дорогими вещами, вместо этого клал все силы на то, чтобы удивлять их собственными достижениями - был споттером и фотографировал самолеты, в 16 лет прыгнул с парашютом.

- Не был выскочкой, но его очень уважали, - рассказывает Аверьянова. - Этот парень заслуживал лучшей материальной жизни, были у нас определенные ограничения, но я старалась обеспечить его потребности, прежде всего в современной компьютерной и мультимедийной технике.

Автор: с архива Лилии Аверьяновой
  "Джус" в хорошем смысле "бредил" самолетами
"Джус" в хорошем смысле "бредил" самолетами

В 2010 году Андрей поступил в Харьковский авиационный институт. О том, что он мечтает стать военным, Лилия сначала не знала, но поддержала решение сына.

- Никогда не могла подумать, что он станет военным летчиком. Имел свободолюбивый характер, стремился доказывать свою правоту, выводить нарушения какие-то на чистую воду. Это у нас семейное. Их еще в школе научили не бояться говорить, потому что проводили всевозможные дискуссионные клубы, приглашали известных в городе людей, чтобы обмениваться с ними мнениями. Уже в мае 2011 года сказал: "Мама, ты что не понимаешь? Я хочу идти на военного летчика".

Летчики старались быть здоровее, чем они есть

Попасть в Харьковский национальный университет Воздушных сил имени Ивана Кожедуба было непросто, ведь кроме экзаменов, будущие летчики должны были иметь идеальное здоровье. "Джус" имел проблемы со зрением, а лазерную коррекцию можно было делать только с 18 лет. Поэтому поступить в желанный университет Андрей сумел после операции.

- Летчики старались быть здоровее, чем они есть, в отличие от уклонистов, - шутит женщина. - Еще с курсантства, когда были комиссии, которые они боялись не пройти. Мы не знали причин, по которым могут "срезать" и не понимали, удастся ли пройти. Сертификаты ВНО у него были высокие, потому что учился всегда хорошо. В конце концов все сдал и мы за один день перевели документы из одного учебного заведения, где учился, в другое.

Андрея сразу отправили на КМБ - курс молодого бойца в Чугуеве, где размещалась учебная бригада. Он раньше приезжал сюда фотографировать учебные самолеты как споттер.

БОРЬБА ЗА ПЕРЕМЕНЫ

Уже во время службы Пильщиков пытался всячески бороться с советчиной в украинской авиации. Во времена президентства Януковича ее содержали "по остаточному принципу". Приходилось покупать за свой счет амуницию, качественную форму, обустраивать жилье.

- Подготовка одного такого летчика стоит государству около 100 миллионов гривен, - говорит Аверьянова. - Этих людей просто некем заменить. Во время службы наша система не была так дружественна к летчикам. Было много вопросов финансовых, правовых, рабочих и даже бытовых. Андрей проявлял инициативу в моменты, когда видел, что можно что-то сдвинуть. Понимал, что надо общаться на уровне законодателей по некоторым проблемам, потому что они выходили за пределы компетенции его непосредственного руководства. Он боролся, чтобы изменить что-то. Например, зарплату, которая была просто позорная. В конце концов натолкнулся на нежелание руководства этим заниматься. У верхушки было все хорошо, а то, что летчики - в ненадлежащих условиях, что никто не заботится, чтобы они не теряли свое здоровье - никого не волновало.

Андрея воспринимали там, как мятежника, борца

В 2021 году Андрей решил уволиться со службы из-за ненадлежащих условий. Одной из причин стала авиакатастрофа возле города Чугуев. 25 сентября 2020 года во время планового учебного полета курсантов Харьковского национального университета Воздушных Сил им. Кожедуба упал военный самолет Ан-26Ш. В результате трагедии погибли 26 человек.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Улицу Киева предлагают переименовать на честь погибшего пилота "Джуса"

- Сыграло роль также неадекватное реагирование на катастрофу со стороны власти, - рассказывает Лилия. - Каждый летчик, когда наблюдает такие откровенные проволочки в расследовании, а вопиющий случай так проходит, ответственные лица ускользают от этого - уже не видят никакого просветления. И поняли, при всем уважении и любви к авиации, что после окончания пятилетнего контракта, там нечего делать. Я знала, что ему жаль бросать все, но старалась поддерживать. Андрея воспринимали там, как мятежника, борца, а такие руководству не нравились. Его унижали за это - командующий Воздушных сил лично.

Автор: с архива Лилии Аверьяновой
  Андрей Пильщиков (слева) с первых дней полномасштабной войны защищал Украину
Андрей Пильщиков (слева) с первых дней полномасштабной войны защищал Украину

"Джус" указал причины своего увольнения в заявлении. В нем в частности говорилось о "формализме в системе безопасности летчика", "неадекватности распределения задач", "неудовлетворительном состоянии всех видов обеспечения деятельности авиации" и тому подобное.

ДРУЖБА С ИНОСТРАННЫМИ ПОБРАТИМАМИ

В 2018 году "Джус" участвовал в крупнейших международных учениях в истории независимой Украины "Чистое небо 2018". В 2019-м украинских летчиков пригласили на обучение в США. Андрей Пильщиков поехал в Калифорнию.

- В Штатах он увидел совсем другое отношение военных. Их там уважают, а особенно летчиков. Люди просто встают и аплодируют, если заходят где-то в ресторан - за них все оплачено наперед. Там они - герои номер один. Андрей говорил: "Я же не из этой страны". Ему отвечали: "Не имеет значения. Вы все нас оберегаете!". У людей просто страшное уважение. В Калифорнии познакомился с американскими коллегами. Именно там Андрею Пильщикову дали позывной "Джус". Он не употреблял алкоголь, поэтому в заведениях заказывал сок - на английском "juice". С американскими летчиками военный поддерживал тесные связи.

"Джус" был одним из лучших украинских пилотов
Фото: с архива Лилии Аверьяновой
Андрей Пильщиков в составе украинских делегаций неоднократно посещал страны, которые помогают Украине. Убеждал партнеров предоставить нашему государству истребители F-16
Андрей Пильщиков (слева) с первых дней полномасштабной войны защищал Украину
Андрей Пильщиков в составе украинских делегаций неоднократно посещал страны, которые помогают Украине. Убеждал партнеров предоставить нашему государству истребители F-16
Пилот "Джус" является одним из "Призраков Киева", которые защищали небо столицы

- С первых минут войны они поддержали. Часто видела, что Андрей ночью не спит, и понимала, что он общается с американцами. Тогда они подали нам руку помощи, организовались и начали собирать средства во время различных мероприятий. За рубежом летчикам после окончания службы выдают все снаряжение на руки - форму, шлем и так далее. Большинство сохраняют все, и когда к ним обратились товарищи, они отдали свою дорогую амуницию нашим летчикам. Я думаю, много жизней было спасено, благодаря этому.

СЛУШАЙТЕ СВОИХ ДЕТЕЙ

После службы "Джус" имел много занятий и знал, на чем можно подзаработать. Среди его побочных увлечений был и онлайн-магазин сувенирной продукции, связанной с авиацией. В частности, к 30-летию Независимости сделал патриотические футболки для Васильковской бригады с их самолетами, которые участвовали в военном параде.

Автор: с архива Лилии Аверьяновой
  Андрей Пильщиков в составе украинских делегаций неоднократно посещал страны, которые помогают Украине. Убеждал партнеров предоставить нашему государству истребители F-16
Андрей Пильщиков в составе украинских делегаций неоднократно посещал страны, которые помогают Украине. Убеждал партнеров предоставить нашему государству истребители F-16

Всегда прислушивалась к его мнению, признается Аверьянова. Поэтому когда где-то за две недели до начала полномасштабного вторжения Андрей посоветовал собрать вещи, она не колебалась. Тогда в их харьковской квартире было много авиационной атрибутики, шевронов, и все это было жалко оставлять. Самые ценные вещи уже были собраны и заранее отправлены по почте родным. 24 февраля должна была ехать в столицу, но когда российские войска начали обстреливать город, в 4:30 Андрей позвонил мне из Василькова и приказал, чтобы я эвакуировалась срочно, и уже в 6:00 вместе с соседями я выехала из Харькова.

- Говорю сейчас всем: "Слушайте своих детей". С начала Великой войны я четко делала, что он говорил. Фактически мы с ним пошли на войну вместе, потому что надо было подключиться, помогать, решать какие-то вопросы. Через меня шла вся волонтерская бухгалтерия и заказы, которые он делал на запросы наших летчиков, пожарных и других защитников. Особенно в начале войны, когда они организовали фонд вместе с друзьями. Также весной 2022 года сделал фонд в Америке, чтобы аккумулировать деньги на закупки за рубежом и привозить оттуда форму и специальное оборудование для летчиков в Украину. Пришлось тогда разобраться со многими платежными системами, которыми я раньше не пользовалась. Было хорошо на душе от того, что я могла помочь.

Автор: с архива Лилии Аверьяновой
  "Джус" в хорошем смысле "бредил" самолетами
"Джус" в хорошем смысле "бредил" самолетами

В первый же день полномасштабного вторжения "Джус" пошел в свою часть в Василькове, несмотря на то, что давно уволился со службы. Он не из тех, кто будет отсиживаться дома, подчеркивает Лилия.

- Продумал все заранее, поэтому наведывался и раньше туда. Надо было сориентироваться сразу, потому что за питание, например, отвечала частная фирма - где их было искать, если все закрыто? Поэтому Андрюха на своей машине, которую тоже купил незадолго до этого, ездил в АТБ и покупал продукты и развозил ребятам. Так же и с медикаментами.

Выполнял всю необходимую "сухопутную" работу

Первые дней десять "Джус" не мог летать из-за того, что имел перерыв в службе. Выполнял всю необходимую "сухопутную" работу, даже копал окопы. Переписка Лилии с сыном была в чатах и скорее имела вид ленты новостей - женщина присылала свежие аналитические материалы об авиации из ведущих мировых СМИ. Почти никогда не звонила, говорит.

- Не отвлекала его, только когда что-то важное должна была сказать. Я не знала, когда позвоню, какой важный разговор прерву или, возможно, дезориентирую, - говорит она, вздыхая.

ОДИН УЗЕЛ

С начала Великой войны "Джус" активно боролся за предоставление Украине боевых самолетов. Чтобы получить F-16 Андрей вместе с побратимами развернул информационную кампанию - общался с иностранными журналистами и посетил США, где встретился с конгрессменами и сенаторами, которые в прошлом также были военными летчиками. "Джус" в совершенстве владел английским, обладал незаурядной харизмой и профессиональными способностями, владел всей необходимой военно-технической информацией.

- Многое из того, что уже сейчас удалось сделать - благодаря контактам, которые Андрей получил еще в 2018 году, когда начались его рабочие контакты с коллегами из США. Объединил этих людей в один узел - летчиков, журналистов, волонтеров,. Во время поездки в Штаты уже в 2022 г. Андрей добился принятия для Украины важных решений в области военной авиации, - вспоминает Лилия. - Андрей понимал, что самолеты нужны срочно, это была его собственная инициатива. У нас не было другого шанса.

Друзья за рубежом готовы помогать в память об Андрее

Предоставление F-16 Украине - это вопрос политического доверия, объясняет Аверьянова. Если появятся современные самолеты - это значит, что нас считают "своими" среди высокоразвитых, сильных стран.

- Если это вооружение присутствует - значит его дали в надежные руки. Главное доказать, что мы этого заслуживаем. Андрей прорвался и показал имидж современного украинского пилота, которых у нас на самом деле немало. Главное дать нашим летчикам условия, которые помогут укоренить в военную авиацию новые стандарты и достижения. Друзья за рубежом готовы помогать в память об Андрее. Я от себя стараюсь сохранить эти связи, чтобы помочь практически реализовать программу F-16. Враг боится ее ужасно, потому что это будет последний гвоздь в их гроб. Когда у нас появится современная авиация - у нас будет все.

Автор: с архива Лилии Аверьяновой
  Пилот "Джус" является одним из "Призраков Киева", которые защищали небо столицы
Пилот "Джус" является одним из "Призраков Киева", которые защищали небо столицы

Женщина отмечает, что военные должны владеть английским языком, потому что это оружие в освоении новой техники, в борьбе за поддержку западных партнеров. Нельзя соскочить с этого пути, надо идти только вперед, говорит Лилия.

- Мы должны правильно оценить вклад Андрея и, в конце концов, опираясь на это, продолжать его дело. Сейчас, к сожалению, среди летчиков нет такой медийной личности, как он, потому что это не так просто. Говорю сейчас ребятам, чтобы так же учились говорить, потому что в информационной сфере без Андрея не хватает интересной, экспертного уровня, информации.

ПОТЕРЯ ДЖУСА И ДАЛЬНЕЙШАЯ БОРЬБА

Джус должен был сделать еще много уникальной работы ради Победы Украины. Женщина до сих пор не может простить тем, кто не отправил его на обучение, которое как раз началось в то время за рубежом. Вместо этого Андрей оказался "за бортом" активных событий, был отправлен выполнять обычную рутинную работу. Буквально через неделю после этого произошла ужасная авиакатастрофа, которая оборвала его яркую жизнь. Андрея Пильщикова похоронили на Аскольдовой могиле. Сейчас туда часто наведываются зарубежные делегации и все, кто хочет почтить память легендарного пилота.

Лилия Аверьянова сегодня с болью смотрит на проблемы с мобилизацией и на тех, кто всячески пытается уклониться от службы. В какой момент у нас взялось вот это прикрытие своей трусости демократией, спрашивает.

- Все в качестве примера указывают на Израиль - так идите и защищайте свою страну, как Израиль. Не отбивайтесь от этого, а ищите пути, как помочь стране. В Конституции написано, что это священная обязанность гражданина. Значит вы пользуетесь этой страной, у вас все здесь было хорошо, а вдруг, как надо защищать - спрятались в домик. Как сейчас должны чувствовать себя те семьи, которые потеряли близких, рядом с теми, кто так кощунственно относится к защитникам своей земли? Смотрят на бойцов на фронте так, будто те пусть воюют, а мы - какие-то особенные, не созданные для войны. Но вы, извините, можете потерять все, если сейчас ничего не сделаете.

Автор: с архива Лилии Аверьяновой
  Боевой летчик "Джус" имел более 500 ч. налета
Боевой летчик "Джус" имел более 500 ч. налета

Сейчас мы расслабимся - и потеряем все то, что уже ребята получили

На фронте в борьбе с врагом понадобятся многие профессии, убеждает Лилия. Каждый - и программист, и бизнесмен, и другие - все могут найти, чем быть полезными государству.

- Стань рядом с теми военными, которые бросили все и взяли в руки оружие. И ты будешь с гордостью идти по улице, не прятаться от того патруля. Это почетно!" - объясняет Аверьянова. - Тяжело смотреть, как нечестными путями пытаются выехать из страны, те же псевдоволонтеры. Я стала очень категоричной к этим людям. Сейчас мы расслабимся - и потеряем все то, что уже ребята получили. За что они погибали тогда? Для меня самым большим страхом, пожалуй, в жизни будет то, чтобы снова там, где похоронили наших Героев, топтался сапог оккупанта. Неумение сконцентрироваться и отстоять когда-то уже привело к страшным трагедиям - репрессии, голодомор, грабеж страны. Кажется, что это уже последний наш шанс встать на ноги и защитить Украину. За это и боролся мой сын.

Сейчас вы читаете новость «"Призрак Киева" и ас неба: про легендарного пилота ВСУ рассказали неизвестные истории». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі