В Киеве 29 августа простились с летчиком Андреем "Джусом" Пильщиковым. Он погиб в авиакатастрофе в Житомирской области. В результате столкновения не стало и двух майоров - Вячеслава Минки и Сергея Проказина. Все они являлись боевыми пилотами 40-й бригады тактической авиации, которая базируется в городе Васильков.
"Джус" защищал Украину с первого дня полномасштабного вторжения РФ. Совершал боевые вылеты для защиты неба столицы. В общей сложности имеет около 500 ч налета.
Почтить память пилота пришли побратимы, родные, друзья и высшее военное командование воздушных сил ВСУ. Прощание прошло в Патриаршем соборе Воскресения Христова Украинской греко-католической церкви.
Корреспондент Gazeta.ua побывала на прощании и пообщалась с его близкими.
ЛЕГЕНДА
Под высоким куполом белого просторного зала стоит женщина в вышитом длинном платье. В руке держит платок, голову повязала черным кружевным шарфом. Это - Лилия Аверьянова, мать погибшего летчика Андрея Пильщикова с позывным "Джус". Его закрыты лакированный гроб, покрыт сине-желтым флагом.
Возле Лилии стоят родные и любимая бойца - волонтер Мелания Подоляк. Ее глаза покраснели от слез, а лицо побледнело. Рядом в лётном оливковом комбинезоне держит портрет Андрея его побратим. Их лица озаряют лучи солнца, пробивающиеся из окон на потолке.
Священники в красных длинных рясах стают перед гробом и начинают поминальную службу. Их голоса катятся эхом и "разливаются" в помещении. Сквозь приоткрытую дверь в собор заходят люди в гражданском и облаченные в военную форму. Среди присутствующих легко узнать пилотов по характерным комбинезонам.
К "Джусу" подходит командующий воздушными силами генерал-лейтенант Николай Олещук. Принес сине-желтый букет хризантем. Становится у почетного караула, справа от портрета Андрея на стойке, украшенной цветами.
- Воинское звание "майор" капитану Анрию Пильщикову - присвоить! - произносит приказ командующий.
Вдруг голос генерала начинает дрожать.
Он видел будущее воздушных сил
– Он не просто герой, он – легенда. Он видел будущее воздушных сил, – берет в руки микрофон и говорит прощальные слова Олещук. – Он донес всему миру, что Украине нужен самолет. К сожалению, немного не дождался, осталось достаточно мало. Наши пилоты уже отправились на учебу. Я согласен с матерью, лучше бы он поехал учиться за границей. Летчики не умирают, они уходят в небо. Есть сборный образ "Призрака Киева". И Андрей был его частью.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Последний путь "Сокола": в Киеве прощаются с депутатом горсовета Сергеем Ильницким
Николай Олещук не сдерживает слез и пытается унять эмоции, опуская глаза вниз. Более 400 часов налета, десятки уничтоженных вражеских самолетов, десятки уничтоженных русских солдат, более ста боевых вылетов, перечисляет победы Андрея генерал-лейтенант.
– Он был из тех, кому удалось защитить небо Киева в первые дни полномасштабного вторжения, – продолжает Олещук. - Осталось немного – завоевать преимущество в воздухе на временно оккупированных территориях.
ПАРТИЗАН
Под палящим солнцем с шевронами "Призраки Киева" на плече стоят под палящим солнцем военные. Пришли попрощаться с побратимом и бойцы других подразделений. Кто-то курит за углом собора в тени, кто-то внимательно вслушивается в звон, раздающийся на улице в честь "Джуса".
Из церкви военные выносят цветы. За ними – гроб. Под лестницей Николай Олещук обнимает мать Андрея.
- Вы мне пообещайте, что в первом самолете я сделаю круг. Я поднимусь вместо него (сына – Gazetа.ua), – просит генерала Лилия. Ведь Андрей Пильщиков мечтал выполнять боевые задания на самолетах F-16.
- Безусловно, – отвечает Николай Олещук.
– Андрей круглосуточно был на работе, хотел защитить Украину, – рассказывает мать Андрея. - Он мог остаться, потому что никто его не заставлял. В первые секунды мне в Харьков позвонил и спрашивает: "Мама, что у вас там в Харькове? Харьков уже обстреляли и нас здесь". Я иду защищать Васильков. Первые дни он вообще в пехоте был, потому что не имел разрешения на полеты.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Что известно о летчике "Джусе", который трагически погиб в авиакатастрофе на Житомирщине
Собратья и друзья рассказывали Лилии о ситуации на фронте. Мать старалась не беспокоить сына в трудные минуты.
– Я не знала, что там. Ребята говорят: "Да Андрей там уже копает окопы". Потому что он там уже каждый кустик знал, всю территорию. Он был готов, – вспоминает женщина. – За две недели до полномасштабного вторжения он меня уже выгонял из дома и говорил, что весь Киев скупает патроны. Присылает фотку из оружейного магазина - стоит очередь и написано: "Я купил последние сто". У него было свое оружие, купил накануне автомобиль. С первых секунд находился в бригаде как партизан. Они не дали повторить Гостомель в Василькове.
Они не дали повторить Гостомель в Василькове
Впоследствии "Джус" стал пилотировать. Был лётчиком истребителя МиГ-29 в составе 40-й бригады тактической авиации.
– Первые ребята взлетели и забрали самолеты, а дальше уже защищали землю, чтобы россияне не добрались до столицы, – говорит Лилия. – Он очень любил Киев и хотел жить здесь. Работал на гражданской работе, подходил ко всему творчески – к дизайну, к рекламе. Был медийщиком – коммуникатор, стриммер. Поддерживал тонус в начале войны, когда у людей был упадок. "Призраки Киева" подбадривали народ. На шевроне, сделанном американцами, написано "Верить". Он верил и все для этого делал. В Украине должна быть авиация, как он хотел.
НАСТОЯЩИЙ АВИАТОР
С военными за руку здоровается спикер Воздушных сил ВСУ Юрий Игнат. Мужчина близко общался с Джусом.
- Он был настолько многогранен, что трудно кратко рассказать обо всех талантах, которые имел этот мужчина в расцвете сил - 30 лет! - подчеркивает Игнат и сдерживает нервную дрожь. - Его уважали, но многие и недолюбливали, потому что он был придирчивыми, правдорубом, добивался своей цели. Меня тоже иногда ругал, потому что подчеркивал, что в авиации ошибок не должно быть. Уехал в Соединенные штаты, его знает весь мир.
Андрей сыграл важную роль в том, чтобы самолеты F-16 появились в Украине, признается спикер.
– Покупал летчикам шлемы, комбезы. Мы сделаем все для того, чтобы наши пилоты походили на Андрея. Он пример для всех. Это эталон человека, стремящегося к западным реформам. Его собрат погиб в мае на востоке, защищая небо. Тогда впервые увидели традицию сожженного фортепиано – на нем пишут позывные, бортовой номер самолета, и душа пилота поднимается в полет. Это американская традиция. Так провели и Андрея. Весь совок, говорил он, нужно полностью выбросить. Хотел перемен больше всего. Последнее, что написал мне: "Тупо хочу туда". Не могу сказать, куда именно, но это один из оперативных аэродромов. Говорил: "Не хочу быть в центре, я хочу воевать".
Гроб увозит катафалк. Родные и друзья садятся в длинные автобусы, чтобы провести бойца в последний путь. Нервно ходит по площади перед собором военный 40-й бригады, побратим погибшего воина, которого зовут тоже Андрей.
- Андрей – очень харизматичный человек. Когда дверь открывается и он заходит в любое помещение или шел по взлетке – будто солнце вставало. Таков ореол, сияние. Это человек нес позитив. Когда ты делаешь свою работу – механик пресс-служба, покраска самолета – засунет свой нос и скажет, что надо делать так и так. Любил совершенство во всем и говорил: "Помни, на нас смотрит весь мир и от того, как мы делаем свою работу, зависит то, как будут относиться к Украине".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Пилоты ВСУ символически простились с побратимами, которые погибли в авиакатастрофе на Житомирщине: видео
Если бы сейчас с нами стоял Джус, то он сказал бы: Не рассказывайте только обо мне, я был не сам, признается Андрей.
- Погибли три наших прекрасных пилота, - добавляет военный. – Судьба криво улыбнулась и забрала тех лучших ребят.
Человек служил в зенитно-ракетных войсках. Еще с тех пор знали о "Джусе", вспоминает.
- Был харизматичный и яркий, но подумали, что молодой. А потом поняли, что очень умный парень. Успел в Норвегии поучиться, побывать в США. Хотя никогда этого не освещал напоказ. Придирчивый, непростой в разговоре, но всегда мог подсказать, помочь. Патриот до глубины души.
Хобби "Джуса" были всегда связаны с пилотированием и самолетами. В свободное время я старался учиться и глубже погружаться в тему.
- Какие системы защиты для вертолетчиков, почему этот комбат горит, а тот нет, - говорит Андрей. - Летчики перед полетом репетируют на самолетиках маленьких. Так он сам в интернете искал, как сделать модельки оригинальных самолетов, чтобы максимально соответствовали оригиналу, были окрашены в пиксель. Ребята до сих пор на них тренируются. Он авиатор – а это судьба уже.
Двор собора обезлюдел. И только в ушах до сих пор слышен погребальный церковный звоїн.
Комментарии