воскресенье, 03 марта 2024 23:39

Показали самый большой в мире макет Украины: как он выглядит и кто создавал
35

Крупнейший в Украине железнодорожный макет расположен в Киеве. В миниатюре мастера воспроизвели аутентичные украинские ландшафты, интересную архитектуру и уникальные модели в масштабе 1:87.

Miniland.UA начал создание макета в декабре 2019 года, и уже в марте 2020-го приступили к сбору первого из 37 модулей будущего макета. Завершили работу в ноябре 2022 года. Макет занимает площадь в 87 кв.м. На нем изображены села, города, промышленность, горная местность.

В мини-мире живет более 1465 персонажей, и их количество постоянно увеличивается. Здесь двигаются поезда, автомобили, работает даже угольная шахта и электростанция. Авторы воссоздали даже смену дня и ночи. Чтобы "оживить" макет, использовали десятки километров проводов, а над созданием миниатюры до февраля 2022 года работала команда из 40 мастеров.

Посетить выставку можно в развлекательном центре "Блокбастер".

Корреспондент Gazeta.ua побывала в мастерской и посмотрела, как создается уникальный проект.

МАШИНА ВРЕМЕНИ

В зале развлекательного центра на полу замечаем разноцветную ленту, указывающую направление движения. Она ведет к лестнице под стеной с панорамным окном и тянется вплоть до рецепции Miniland.UA. Именно отсюда посетители начинают путь в мир миниатюр.

Перед входом в зал стоят железные турникеты, а вход в музей только по билетам. Стоимость для взрослых - 250 грн, для детей - 200 грн, а льготный стоит 120 грн. За стеклянной перегородкой виден огромный макет, на вершине которого в центре возвышается Олеский замок.

Автор: Тарас ПОДОЛЯН
  В Miniland.UA железнодорожный вокзал Ивано-Франковска привлекает внимание посетителей
В Miniland.UA железнодорожный вокзал Ивано-Франковска привлекает внимание посетителей


В 14:50 работники Miniland суетятся перед открытием, проверяют детали и исправность объектов. На входе встречает руководитель проекта Павел Гущин, в белом свитшоте и серых брюках, с аккуратно зачесанными русыми волосами.

Начали работу над проектом еще в 2019-м, однако его реализация затянулась из-за пандемии, а затем начала полномасштабного вторжения. Макет имеет площадь 87 кв. м и занимает почти весь зал. Вокруг установили ограждение, одновременно являющееся и ступенькой для детей, и надежным барьером между активными зрителями и хрупкой миниатюрной вселенной. Макет состоит из 37 модулей, изготовленных из фанеры.

- Когда началось полномасштабное вторжение, все остановилось. И я не знал, будем ли продолжать проект, потому что он инвестиционный, - вспоминает Гущин и проводит за ограждение, чтобы показать макет вблизи. - 24 февраля никто на работу не вышел, потому что разъехались кто-куда. Я вообще попал в оккупацию под Макаровом в Новой Березовке, и едва оттуда уехал. В конце апреля вернулся в Киев и решили продолжать строительство. Заканчивали ремонт, но не смогли собрать всю команду. Некоторые из команды вступили в ряды ВСУ и терробороны. Кое-кто не смог вернуться к работе в новых условиях.

"Блокбастер" был законсервирован

Экспозиция была открыта 11 ноября 2022 года. Сейчас работают над открытием магазина, где будут продавать изготовленные миниатюры, макеты и свой мерч. Приобрести первые доступные товары можно уже в интернет-магазине.

- Как только вернулся в Киев - сразу поехал в мастерскую. Два месяца здесь никого не было, "Блокбастер" был законсервирован. Захожу внутрь - а на макете ни одной пылинки, все стоит, как оставили в феврале. Это было как путешествие на машине времени.

Под каркасом скрыт другой мир - десятки километров проводов, зарядные устройства, отсеки и механические системы, оживляющие и управляющие деталями на макете.

Над макетом работают разные бригады, каждая из которых занимается отдельным сектором работ и несет за него ответственность
Фото: Тарас ПОДОЛЯН
Ветряная мельница в селе Пустовиты
В столичном ТРЦ "Блокбастер" открыли уникальный интерактивный музей Miniland
В столичном ТРЦ "Блокбастер" открыли уникальный интерактивный музей Miniland
В столичном ТРЦ "Блокбастер" открыли уникальный интерактивный музей Miniland

- Когда открылись, то это была одна цифра. Когда начали эксплуатировать, добавлять новые объекты, освещение, нужно было добавлять новые блоки питания и линии электроснабжения, потому что не хватало мощности. Это неизменный процесс. До открытия музея для зрителей - мастера из-под макета не вылезают, потому что где-то нужно стрелку заменить, где-то прибор вышел из строя или что-то нуждается в модернизации. Это живой организм, нуждающийся в постоянном уходе.

ЛОШАДЬ НА БАЛКОНЕ И "ЭКРАН"

Когда смотришь на макет - время словно останавливается. Условно его разделили на несколько частей, каждая из которых воспроизводит жизнь в разных природных зонах. Здесь изобразили город, украинское село, горы, реки, промышленные заводы, железную дорогу, донбасскую шахту и даже тепловую электростанцию. Все объекты создавали в масштабе 1:87, правда несколько уменьшили Трипольскую ТЭС, которая даже в миниатюре заняла площадь всего зала.

- Мы сейчас с вами в городе, - начинает экскурсию Павел. - Здесь есть вокзал Ивано-Франковска, с Черниговщины - локомотивное депо "Сновск", а здесь электровозное депо "Гребинка" Полтавской области. Из Киева есть церковь Николая Набережного, дом по ул. Большая Житомирская, 38 с муралом, который художница воспроизвела один в один.

Автор: Тарас ПОДОЛЯН
  Больше всего завораживает детализация на макете. Над каждой фигурой мастера усердно работают, чтобы создать неповторимый сюжет
Больше всего завораживает детализация на макете. Над каждой фигурой мастера усердно работают, чтобы создать неповторимый сюжет


Большинство домов в городе - старинного образца. Авторы вдохновлялись историческими улицами Черновцов, Львова, Тернополя, Ивано-Франковска. Среди других заметно здание, которое только начали реконструировать - установили металлические конструкции и закрыли сеткой фасад. Впоследствии здесь будет стоять ремонтный кран.

- В городе преимущественно не привязывались к конкретным зданиям, потому что их очень много, - признается руководитель. - Установили бювет, потому что они когда-то совершили революцию водоснабжения в Киеве. Наша визитка - советская девятиэтажка, несмотря на типичность и советскость этого объекта, все фотографии с ним набирают невероятное количество лайков в соцсетях.

Автор: Тарас ПОДОЛЯН
  На макете двигаются все автомобили и поезда
На макете двигаются все автомобили и поезда

На одном из балконов стоит лошадь. Сквозь окна можно увидеть обои в полоску и цветочный принт. Есть пожарная лестница и вход в подвал, а во дворе припаркованы машины и стоит аварийка.

- Это работа Юры, который сейчас на фронте. У него еще в проекте одна пятиэтажка, но не хотим, чтобы кто-то, кроме него, ее доделывал, - говорит Гущин. - Временно на ее месте установили площадку для выгула животных и ожиданием, когда он вернется. Еще сделаем дома в разрезе, где будут видны интерьеры.

Почти все объекты созданы вручную, 3D-принтер использовался для некоторых мелких деталей, фигурок людей и животных. Самое дорогое сооружение на макете - Ивано-Франковский вокзал, ведь на его создание потратили больше времени, около четырех месяцев. Мастера смогли воспроизвести даже архитектурную подсветку. На путь приехал поезд, перрон украшают сине-желтые флаги, а пассажиры ждут, когда начнется посадка.

Автор: Тарас ПОДОЛЯН
  Павел Гущин - руководитель проекта
Павел Гущин - руководитель проекта

- Кинотеатр "Экран", - Павел показывает здание в разрезе. - Это один из старейших кинотеатров Киева, работал с 1911-го по 2010-й, а сейчас он, к сожалению, в заброшенном состоянии. Мы решили его воспроизвести. На нашем макете он работает, на большом экране транслируем культовые фильмы и кино о создании макета Miniland.UA. Еще один из знаковых объектов - главный фонтан Ивано-Франковска с подсветкой.

УЗКОКОЛЕЙКА

Город кипит жизнью. На площади проходит свадебная церемония - гости сидят за круглыми столами, а жених под аркой держит любимую в белом платье на руках. Работают рестораны, аптеки и продуктовые магазины. Горожане выгуливают собак или пьют кофе на скамейках.

На дорогах ездят легковые автомобили, пожарные машины и грузовики, курсируют автобусы и трамваи. Движение транспорта регулируют светофоры. Гудят пассажирские поезда, электрички, а их колеса громко хлопают на рельсах.

Автор: Тарас ПОДОЛЯН
  Команда мастеров создала крупнейший железнодорожный макет в Украине и Восточной Европе
Команда мастеров создала крупнейший железнодорожный макет в Украине и Восточной Европе

- Автомобильное движение - это отдельная история. Оно построено на магнитах, которые являются ключевым элементом движения дорожного транспорта. Это запатентованная немецкая технология. Меня больше всего завораживает воссозданный мир украинской железной дороги, потому что такой коллекции подвижного состава "Укрзалізниці" в одном месте нет нигде.

Мимо проходит поезд "Киев-Симферополь". На синих вагонах изображены белые чайки с расправленными крыльями. Также есть узкоколейная железная дорога. Она начинается с городка Гайворон в Кировоградской области, проходит сквозь весь макет и заканчивается на станции "Владимирец", что на Ровенщине.

Приобрести локомотивы можно на сайте от 2 тыс. грн, наборы фигурок людей - от 760 грн. Железнодорожные вагоны стоят от 799 грн.

Автор: Тарас ПОДОЛЯН
  На макете время от времени происходит смена дня и ночи
На макете время от времени происходит смена дня и ночи

- Здесь у нас озеро, - проходим к горным ландшафтам, где стоит замок между высокими хвойными деревьями.

Среди движущихся объектов особое место занимают водоемы. На макете разместили настоящее озеро, напоминающее Синевир, и горную реку с водяной мельницей, протекающей через Букский каньон.

- Воду постоянно надо очищать. Заливаем специальную химию, стоят фильтры, насосы, специальные кварцевые лампы, добавляем перекись водорода, чтобы вода в озере не начинала цвести, - объясняет Павел.

Автор: Тарас ПОДОЛЯН
  Сейчас над макетом трудятся около 45 специалистов
Сейчас над макетом трудятся около 45 специалистов

В планах команды - расширить макет. Основной идеей проекта было создание макета всей Украины в миниатюре, потому после победы в войне экспозицию планируют расширять.

- К нашему проекту приобщаются подписчики. Вот на макете пакгауз (закрытое складское помещение на железнодорожных станциях. - Gazeta.ua) "Славута", - возле состава мужчины в оранжевых жилетках со световозвращателями перевозят на тачках коробки. - Его предложил наш подписчик - Валерий из Хмельницкой области, который занимается восстановлением в цифровом виде памятников местного значения. Восстанавливает в 3D заброшенные или разрушенные здания. Прислал нам каталог построек и придал чертеж. И все свободные участки были заняты, поэтому мы выбрали именно пакгауз, поскольку на тот момент уже макет был спроектирован. Мы собрали этот пакгауз и он добавил непревзойденный колорит железнодорожных объектов.

Автор: Тарас ПОДОЛЯН
  Из шахты уголь перевозят грузовыми вагонами
Из шахты уголь перевозят грузовыми вагонами

В небольшом городке также курсирует общественный транспорт. Вечером на большой сцене проходит музыкальный концерт, а публика весело аплодирует и радуется мирной жизни. Рядом стоят киоски с шаурмой и газетами.

ДОНБАСС И БУНКЕР С УГЛЕМ

Больше всего завораживает смена дня и ночи на макете. Чтобы иметь соответствующее освещение, используют лампы разного белого, красного и синего цветов. Как только опускается тьма, в окнах квартир начинает гореть свет - холодный, теплый, с розовинкой. На улицах включают фонари, рекламные щиты и вывески.

В селе установили дома-мазанки. Хозяева возятся на огородах, ремонтируют кровлю и отдыхают у реки. Под арочным мостом стоят палатки и трейлеры, на озере обустроили пляж, где на белом песке загорают отдыхающие. Возле мельницы, прообраз которой находится в селе Квитневе Житомирской области, тихо хлюпает вода. Возле него сидит рыбак с удочкой. Река стремительно течет, омывая гладкие большие камни.

Автор: Тарас ПОДОЛЯН
  Водяная мельница в селе Квитневое
Водяная мельница в селе Квитневое

На берегу озера пишет картину женщины в розовом платье. На дне водоема виден затопленный розовый ровер. У железной дороги и на полях пасутся коровы, бегают цыплята. На зеленом склоне присматривает за стадом овец пастух с палкой в шляпе.

На Донбассе стоит шахта. В поезд медленно загружают мелкие угли, отсюда его доставляют до электростанции.

- Была сначала одна конструкция, которая не заработала. Потом упростили, изменили уклон, - говорит Гущин. - Под макетом есть большой бункер, откуда черпается уголь. А дальше у нас асфальтный завод.

Как классно, что у вас можно забыть весь негатив

Чтобы обслуживать макет, есть специальные ревизионные люки. Управляют всеми объектами с помощью пульта управления в специальной комнате. Там на больших экранах транслируют изображения макета в реальном времени, и если где-то есть неисправность, говорят об этом операторам в зале.

Автор: Тарас ПОДОЛЯН
  Для освещения использовали тысячи светодиодных лампочек
Для освещения использовали тысячи светодиодных лампочек

- За этот год открыли новый смысл проекта, - рассказывает Павел. - Эта атмосфера, которую здесь удалось создать, отвлекает людей от стресса. Военные приезжают из передка и говорят: "Как классно, что у вас можно забыть весь негатив, посмотреть на что-то милое". Когда люди живут в эмоциональном истощении или не знают, как разговаривать с приезжающими с фронта, то классно, что есть место, где можно отдохнуть без слов.

В соседнем зале, где когда-то была мастерская, была сделана отдельная музейная выставка. Здесь разместили макеты, с которых начинали создание проекта. Также экспонируют художественные и фотовыставки на железнодорожную тематику. В выходные проводят мастер-классы по изготовлению миниатюр.

Ближе к вечеру в музей сходится больше посетителей. Приходят целыми семьями, а детей поднимают выше и ставят на ограждение, чтобы лучше разглядели миниатюры. На лицах заметно удивление от масштабов макета. Выставка работает со среды по пятницу с 15:00 до 20:00. В субботу и воскресенье посетить музей можно с 11:00 до 20:00.

Сейчас вы читаете новость «Показали самый большой в мире макет Украины: как он выглядит и кто создавал». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі