В нескольких километрах от Полтавы "раскинулся" один очень интересный, монументальный дом. Когда-то туда на регулярной основе приезжал отдыхать российский генерал-лейтенант Валерий Капашин. Так что местные стали считать дом его дачей. А место, где он располагается по соседству с подобными поместьями, так и назвали "генеральскими дачами".
Валерий Капашин родом из Полтавщины. Но уже десятки лет живет в России, где и сделал военную карьеру. Он является начальником Федерального управления РФ по безопасному хранению и уничтожению химического оружия. Неоднократно докладывал о своей деятельности и награждался российским президентом Владимиром Путиным.
После начала полномасштабной российской агрессии в генеральском доме поселили эвакуированных из зоны боевых действий детей. Однако через некоторое время в дом вернулась охрана и переселенцы постепенно уехали в другие места. После этого информационный шум вокруг генеральского дома исчез.
Что сейчас происходит с домом генерала Капашина и действительно ли он принадлежит именно ему, разбиралась корреспондентка Gazeta.ua.
ИЗВЕСТНОЕ МЕСТО
– Я здесь живу с самого детского возраста. В эти места мы ходили купаться на реку. Раньше на этих участках было поле, лес. Потом начались все эти постройки, начали вырастать эти всякие коттеджи. В народе говорили, что это российский генерал, друг Кукобы (Анатолий Кукоба – первый мэр Полтавы. – Gazeta.ua). Это на заре нашей независимости было, когда начались эти стройки. Ну и люди как бы знают, где чей дом, – говорит житель села Терешки Полтавского района Игорь Погорелый, начальник отдела образования Терешковской ТГ.
Терешки – центральное село пригородной громады Полтавского района. Добраться сюда можно как на электричке, так и на автобусе. Их остановки рядом – вдоль железнодорожного пути тянется раздолбанная дорога со следами асфальта, соединяющая села громады.
Вы сразу поймете, какой дом вам надо
Дорогу спрашиваю у двух мужчин пенсионного возраста, которые разговаривали у автобусной остановки.
– Э, вы далеко заехали, вам нужно вернуться. Напротив магазина сворачивайте – там широкая асфальтовая дорога, не ошибетесь. И все время прямо – до упора. Там будет "лежачий полицейский", и вы сразу поймете, какой дом вам надо. Это и будет он, – седой высокий мужчина в темно-серой куртке смотрит на меня с любопытством.
Нужная мне улица оказывается дорогой с довольно приличным асфальтовым покрытием, хоть и без тротуаров. Вдоль нее – аккуратные домики, с одной стороны порой сменяющиеся на влажный приречный лесок. Здания без изысков: не то, чтобы старые сельские дома, но и не дворцы. Обычные частные загородные одно- и двухэтажные дома с небольшими дворами и огородиками.
Обещанный "лежачий полицейский" оказывается тонкой, уже заезженной асфальтовой полоской поперек дороги. Через несколько метров – неожиданная для такой улицы заасфальтированная автостоянка, ныне пустая. За ней асфальт понемногу становится хуже, а за поворотом через несколько сотен метров впереди вообще превращается практически в грунтовку.
Направо, где улица явно сужается, по бокам хорошего асфальта неожиданно появляются выбеленные бордюры. Дом – трехэтажный, монументальный, с крышами на разных уровнях, – возвышается за добротным кирпичным трехметровым забором.
Так его и называют: генеральский дом
С этим забором диссонирует противоположная сторона улицы – невысокий ржавый забор из сетки рабицы, густо покрытый сухими побегами хмеля, заросшие сорняками дворы, маленькие дачные дома с крошащимися от времени кирпичными стенами, ржавая цистерна для воды.
На повороте стоит небольшая будка с металлопластиковой дверью и окнами. Выглядит как пост охраны. Только внутри пусто – лишь старая деревянная скамья, а дверь без замка – вместо уплотнителя закрыта на красную пластиковую крышку от дешевого пива.
Со стороны дач дальше по дороге не спеша идет семья – мужчина, женщина и девочка лет 8, все в спортивных костюмах и куртках. Женщина ведет на поводке пса – палевого амстафа.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Залез шпындык: "Дядя, вы бандеровец?" - как сейчас живет поселок, где уничтожили элиту войск РФ
Спрашиваю у них, где можно найти дом, приписываемый в собственность русскому генералу.
– Так вы до него почти дошли. Вот он – за забором большим. Этот дом все таксисты Полтавы знают. Так его и называют: генеральский дом. Местная достопримечательность у нас. Но самого генерала здесь давно нет. А раньше, говорят, приезжал, – мужчина отпускает руку дочери и застегивает доверху молнию на своей черно-серой спортивной куртке. – Не знаю, живет ли кто-то здесь сейчас – мы на дачу приехали, не постоянно здесь живем. Вот вышли прогуляться. Если ищете, кто вам о доме расскажет, спросите у соседей.
На улицу направлены несколько видеокамер, которые внимательно следят за всем
Семья продолжает прогулку, а я смотрю вокруг. Здесь очень тихо – только ветер шумит в высоких соснах рощицы чуть дальше, где кончается асфальт. Кажется, что вокруг нет больше ни души. Но впечатление ошибочное: из трубы "генеральского" дома идет дым, а на улицу направлены несколько видеокамер, которые пристально следят за всем, что здесь происходит. И, наверное, уже и за мной.
О мерах безопасности владельцы позаботились: кроме камер – датчики движения, которые сообщат, если кто-нибудь попытается перелезть забор. Замечаю, что аналогичные есть и за соседним забором. На эти участки ведет своя выделенная линия электропитания – небольшая подстанция выдает ровное гудение.
ГЕНЕРАЛЬСКАЯ ДАЧА
Звонки на массивных воротах работают, но никто не отвечает. Так что иду осмотреть участок с другой стороны.
По адресу, указанному на заборе, выясняю, что владельцем участка, имеющего номер 15 по этой улице, является полтавский бизнесмен Лев Верига, а также на него зарегистрированный дом с соседним адресом №14.
Примечательно, что участок по адресу, соответствующему дому №13 на этой же улице, принадлежит Оксане Вериге, дочери Валерия Капашина – человека не просто известного, а даже одиозного. Родился в небольшой деревне Руновщина в 20 км от Полтавы в 1950-м, учился в России в военном вузе, служил в Советской Армии. И в конце концов стал российским генерал-полковником – заместителем командующего войсками радиохимбиозащиты РФ, начальником Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия.
Не был в отпуске нигде, кроме Полтавы
Валерию Капашину приписывали немало недвижимости в областном центре: наибольшие и известные рестораны, подземный переход с рестораном и магазинами в самом центре города, который построила громада на инвестиционные средства по инициативе тогдашнего мэра Анатолия Кукобы. С Капашиным в дружеских отношениях был один из городских голов Андрей Матковский – даже вручил российскому военному нагрудный знак территориальной общины "за особый вклад в сохранение культурных традиций и бережное отношение к историческим памятникам".
– Я не был в отпуске нигде, кроме Полтавы. Здесь моя родина, здесь похоронены мои родители, это мой родной город, – сказал Капашин на церемонии вручения награды, которую он собирался тогда забрать в Москву.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Начали стрелять. Один упал на колено – "паф, паф!" – как в Харькове художники творят шедевры и гоняют вражеские ДРГ
Очевидно, что он вполне мог построить поместье под Полтавой для комфортного отдыха. Возможно, российский генерал рассчитывал, что Украина снова станет провинцией РФ. По крайней мере, схожие мнения высказывал в публичном пространстве.
С удовольствием бы поехал в Киев, но принимать присягу второй раз для меня неприемлемо
– Теперь Полтавщина – другая страна… Я очень сожалею о развале Союза. И когда еду домой (здесь он имеет в виду, очевидно, Полтавщину. – Gazeta.ua) или возвращаюсь обратно, меня очень угнетает прохождение таможенного досмотра. Что запрещенное можно везти, когда едешь на родину или из дома? Думаю, когда-нибудь наши государства снова будут вместе… Меня приглашали возглавить войска химической защиты Министерства обороны Украины. Я бы с удовольствием поехал в Киев, но принимать присягу второй раз для меня неприемлемо, – сказал Капашин в интервью для российского открытого электронного журнала "Химическое разоружение" в ноябре 2005 года.
Официальными собственниками и распорядителями имущества являются супруги Вериги. И если подземный переход "Злато мисто" находится в собственности семьи, то с некоторыми ресторанами непонятна ситуация. Например, в последние годы закрыта "Европа", с прошлого года не работают "Рафинато", "Каштановая аллея" и "Казачка".
9 марта в российских телеграмм-каналах появилась информация о том, какие объекты в Полтаве в первую очередь "должны расстрелять российские танки" – названия, даже координаты указаны. Среди памятников Мазепе и павшим казакам есть и рестораны – преимущественно те, к покупке которых причастны капашинские капиталы. Земля под этими объектами находится в коммунальной собственности.
БЕРЕЗОВАЯ РОЩА
Часть небольшой рощи, сосны которой зеленеют в конце улицы, обнесена аккуратным секционным забором. Внутри участка – несколько уже зарастающих сорняками куч грунта, деревянный павильон, закрытый на замок.
Здесь явно кто-то вел хозяйственную деятельность, хотя, по данным геокадастра, это свободный участок леса. С противоположной стороны участка протекает река Ворскла, по берегу которой вьется пешеходная тропа. Приближаясь к имению, тропа пересекает зеленые насаждения – то есть белые. Ибо здесь кто-то высадил несколько десятков берез – примерно тогда, когда строили имение.
Со стороны реки владения выглядят еще более капитальными: здесь обустроили настоящую набережную: с укрепленным натуральным камнем склоном берега, невысоким решетчатым забором, несколькими лестничными спусками к воде.
Еще один павильончик охраны выглядит более серьезным: сбоку на стеле замечаю кондиционеры, металлопластиковые двери закрыты на замок, а окна изнутри прикрывают плотно закрытые жалюзи. Пока я осматриваю ворота и пытаюсь дозвониться в домофоны, из-за угла выглядывает высокий худощавый мужчина спортивного телосложения в черной одежде – куртке, брюках и трикотажной шапочке, закатанной на затылке. Когда понимает, что замечен – быстро исчезает, несмотря на мои попытки с ним поговорить.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Наши работают. "Градом" засевают орков" – как 66-я бригада ВСУ уничтожает оккупантов в Донецкой области
Из-за березок медленным прогулочным шагом выходит женщина лет 35 с девочкой младшего школьного возраста. Представляется Татьяной, объясняет, что в Терешках они не живут, имеют дачу рядом, приезжают присмотреть за домом и ходят вдоль реки.
Какой забор, разве можно разобрать, кто там живет?
– А не знаете, здесь переселенцы еще живут? – спрашиваю у Татьяны.
– В этом доме? Да вы видите, какой забор, разве можно разобрать, кто там живет? Раньше видела их, выходили женщины с детьми – эти ворота были открыты, они ходили туда-сюда. А сейчас, думаю, все уехали и здесь нет никого, – объясняет женщина и продолжает прогулку.
С этой стороны имение также не выглядит заброшенным: на подъездах к территории дорогу преграждает знак "Проезд запрещен" на треноге, на добротном асфальте чисто – ни грязи, ни пыли, ни прошлогодних листьев или веток с деревьев, только следы широких шин, что ведут за ворота. Следовательно, кто-то здесь регулярно бывает и поддерживает территорию в чистоте.
Поскольку на мои звонки в домофон так никто и не ответил, а любопытство берет свое, заглядываю во двор через забор с бордюра.
Во дворе нет машин. Аккуратно замощенные дорожки и площадки, упакованная прозрачным полиэтиленом деревянная садовая скамья, стильные садовые фонари. Здесь нет паркового дизайна и просторных газонов – с десяток невысоких плодовых деревьев по периметру, преимущественно чернеет голая земля – очевидно летом здесь высаживают клумбы.
Один из моих собеседников, земляк российского генерала, сообщил, что донедавна помогал ухаживать за имением брат Капашина – Виктор, живший неподалеку в селе Копылы. Но, говорят, умер перед новым годом – похоронен рядом с родителями на кладбище в Руновщине. Хотя семья давно не имеет на малой родине никакой недвижимости.
Якобы у него в России уже давно другая семья
Не удается увидеть за забором никаких следов жителей – не только переселенцев, но и бывшей жены российского генерала Капашина. Говорят, именно она живет в имении – "женщина глубоко пенсионного возраста", сказал о ней мой собеседник, попросивший его не называть. Описал как невысокую худощавую седую женщину, говорящую на русском языке. Хозяйка якобы о себе сама говорила, что разведена с Валерием Капашиным лет 20 – будто у него в России уже давно другая семья.
ОДИНОЧЕСТВО В ХОРОМАХ
Собственно, бывшая жена Капашина и стала тем человеком, который позволил год назад заселить в дом три семьи с маленькими детьми, убегавшими на Полтавщину от российского наступления.
– Тогда к нам массово ехали люди, мы их расселяли, где только могли. К примеру, у меня дома жили 18 человек. Понимая ситуацию, сложившуюся в нашем обществе, по моим знакомым расселил, как мог. Все было занято. Перед Полтавой был блокпост, многие ехали с востока страны, здесь их просто не пропускали. Они сворачивали перед блокпостом и ехали в ближайшие села, в том числе в нашу громаду, в Терешки. Их нужно было расселять. Когда школы и садики мы наполнили, насколько было можно, стали смотреть на частный сектор, – вспоминает Игорь Погорелый, руководитель отдела образования Терешковской общины.
Год назад Игорь Васильевич был начальником оперативного штаба общины. Подчеркивает, что тогда не поднималось никаких политических вопросов: "дом генерала" рассматривали с точки зрения целесообразности – большие жилые площади. Знали, конечно, что он принадлежит семье русского генерала. Но поехали туда не из-за этого.
Вот дом же пустой стоит, там одна старенькая женщина живет
– Повезли туда людей, которые сначала ночь переночевали в Головачанской школе, но там никаких условий вообще не было. Я как местный житель знаю, что у него там были гостевые домики. Мы повезли туда этих людей, им понравилось, и они решили остаться.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Кровавые малолетки, замученный антиквар и грузинские киллеры: какие ужасы в 1990-х пережила духовная столица Украины
Сначала в домофон на воротах звонили безрезультатно. Затем вышел охранник, но не разрешили найти внутрь. И согласился взять номер телефона и пообещал передать информацию владельцам недвижимости.
– Мы приехали в сельский совет, и со мной связался управляющий. А потом меня набрала какая-то женщина очень почтенного возраста, которая жила там одна в этих хоромах. Мы побеседовали и поехали туда. Управитель нам открыл, мы посмотрели гостевые помещения.
С краю посмотрел – там такие хоромы!
Искали приют для трех семей – женщины с детьми грудного возраста, оставшиеся на службе правоохранителей выполнять свой долг по защите страны, женщины выехали с оккупированных территорий.
– Людям понравилось, но потом еще наши побратимы приехали и сказали: "Вот дом же пустой стоит, там одна старенькая женщина живет. Давайте зайдем в дом, посмотрим что там внутри". Мне заходить туда не очень-то и хотелось, но я с краю посмотрел – там такие хоромы! Одну женщину с ребенком туда завели, спросили у нее, нравится ли. Ей понравилось, и ей разрешили жить там, – продолжает чиновник.
Эти семьи питались в доме, а также их поддерживал сельский совет: отвозили продукты, детское питание, пеленки и подгузники, подчеркивает Погорелый.
Там после войны неплохой бы детский дом получился
– Тогда как-то не думалось, генеральский дом, или не генеральский, надо было расселять людей. Просто знали, что помещение хорошее. Возможно, там после войны неплохой детский дом вышел бы, – рассуждает Погорелый.
Где сейчас находятся семьи, которых громада заселила в капашинское имение, и когда они уехали, если уехали – мне затруднились ответить и Игорь Погорелый, и глава громады Виталий Турпитько.
ОБЫСК
Когда в дом заселили переселенцев, в соцсетях появилось несколько фотографий и видео с сообщением, что в дом российского генерала заселили семьи с детьми. Тогда эту новость подхватили ведущие украинские СМИ.
Обнародовал информацию Виталий Сороковой – местный житель, активист, участник АТО. В настоящее время он снова защищает страну с оружием в руках в зоне боевых действий.
Он крышует дом генерала русских войск
На одной из фотографий из сообщения за его спиной видно интерьерное украшение – застекленный планшет из ценных пород дерева с серебряным изображением двуглавого орла – герба Российской Федерации, которая уже 9-й год ведет войну против Украины.
– Можете посмотреть, какие здесь условия. Думаю, деткам здесь будет очень здорово. Но что интересно, когда приехали первый раз заселять, то сказали, что сюда нельзя заводить людей переселенцев. Потому что решен этот вопрос с Козубом и господином Мамаем. Затем мы связались с господином Козубом и он говорит, что господин Мамай тоже в курсе. Так что, полтавчане, смотрите. Наверное, надо нам гнать нашего мэра… Когда он крышует дом генерала российских войск, – говорит Сороковой.
Среди выявленного имущества – гостиницы, рестораны, земельные участки
В следующем месяце, 18 апреля, прессслужба ГБР обнародовала сообщения об обысках в этом доме в рамках следственных действий: в Полтавской области разоблачили масштабное отмывание денег российским генералом из-за его родственников - дочери и зятя, Оксаны и Льва Вериг, которые были бизнес-партнерами экснардепа от ОПЗЖ Ильи Кивы.
В ходе расследования дела по измене экснардепа Кивы работники Государственного бюро расследований обнаружили имущество российского генерала сомнительного происхождения. Среди выявленного имущества – гостиницы, рестораны, земельные участки и т.д. ГБР установили, что через эти бизнесы Капашин отмывал деньги в Украине.
Судя по фото, обнародованным пресс-службой ГБР, в доме нашли немало следов присутствия российского генерала: его визитки, награды от правительства РФ, генеральский мундир.
Что будет с поместьем в Терешках, пока неизвестно. О состоянии расследования, или его завершении и передаче дела в суд ГБР не сообщало.
Комментарии