Почетный глава Партии зеленых бывший народный депутат 61-летний Виталий Кононов приходит на встречу в темных очках и кроссовках на толстой платформе. Говорит, "хиппует" — работает в общественных организациях, Восточноевропейском институте по правам человека.
— В Украине нет политики, — сразу заявляет Виталий Николаевич. — Группа, которая сейчас зашла в парламент, формировалась в Кремле. Она не работает на украинский народ. И эти люди, и их избиратели могут даже не осознавать, что ими манипулируют из Москвы.
По чему видно, что наша политика управляется извне?
— Я не такой наивный говорить, что руководителям государства дают прямые указания. Можно действовать по-другому. Сказать определенному олигарху поддержать такую-то политическую силу. Она может и не догадываться, кто за этим стоит. Революцию так спровоцировать не удастся, а направить выборы — вполне.
Люди все время ожидали повышения благосостояния. Это было и в 1991 году, и во время оранжевой революции. Но за 20 лет мы так и не выстроили систему, которая повышает уровень жизни граждан. Нам то вбрасывают "проблему" красных флагов, то ОУН-УПА. Это выгодно Москве.
Сейчас кошмарно поднимаются цены на еду. Украина может накормить полмира. Но наши дипломаты не получают правильных указаний. Наша внешняя политика неэффективна. И опять же это на руку Москве.
Вы знали Януковича еще во времена его губернаторства. Как охарактеризуете президента и его команду?
— Я был в парламентском большинстве и часто ездил в Донецк, — Кононов задумывается, поворачивает голову и говорит в сторону. — Янукович очень гостеприимный. Если что-то обещает, то выполняет. Он взялся за страну и хочет довести дело. Но не думаю, что ему удастся. Окружение его одиозно. Да и сам он со временаем устанет.
Вряд ли премьер Николай Азаров самостоятельный игрок, — Кононов снова задумывается, а затем веселеет. — Юлия Владимировна при Ющенко была абсолютно независимой. Делала все, чтобы поднять престиж премьера в парламентском государстве. Но эффективность главы правительства оценивается улучшением жизни простого человека. Сегодня его нет, значит, эффективность нулевая. У Тимошенко она была минусовой.
Самое свежее мышление в правительстве у Бориса Колесникова, — Кононов пытается вспомнить его должность: вице-премьер-министр — министр инфраструктуры. — Он думает стратегически. В момент разогнал в Бориспольском аэропорту такси-мафию. Но Колесников — бизнесмен, и не понятно, хочет ли сделать это для себя, или для страны.
Бизнесмены по крайней мере показывают управленческие навыки. Возможно, Януковичу стоит делать ставку в первую очередь на них?
— Политики могут ссориться, а затем пить кофе в буфете. В бизнесе же компромиссов нет. Предприниматель на государственной должности думает лишь, как заработать деньги.
В какой точке сейчас находится Украина?
— Мы застряли между прошлым миром и новым. В этом и беда. Вот Азаров говорит: "Украина будет с урожаем". Кто будет? Игорь Коломойский и Богдан Губский будут с хлебом, потому что имеют землю. Все же другие должны платить за хлеб, и им по барабану, из казахского или канадского зерна его смололи. То есть у Азарова советский способ мышления, он не понимает, что такое открытая экономика. Думает, что способен диктовать бизнесменам, по чем продавать гречку.
Никто не показал Януковича, который, например, на велосипеде едет на работу. Люди попадали бы от восторга. Потому что народ — это маленький ребенок. Дети должны уважать, любить и верить в отца. А этого нет. Напротив, Янукович едет на лимузине, дороги перекрывает. Будут люди такого президента любить? Нет.
Украина не задается вопросом: что будет делать, когда в 2050 году в мире будет 35 миллиардов людей. Когда будут войны за еду, воду, как сейчас в Чаде. В парламенте у нас преимущественно пожилые. 60-летний депутат не задумывается о проблемах будущего. У него впереди только болезни, старость и зависть к молодым. Молодые же думают наперед, потому что имеют перед собой 50 лет жизни. Рано или поздно эти ребята придут к власти. Тот же Николай Катеринчук, Арсений Яценюк. Это поколение прагматичное, циничное. Понимает, что все можно купить и продать.
Как эти люди придут к власти, если нынешняя команда пишет избирательные законы под себя и обещает сидеть минимум 10 лет?
— Единственное, что может привести к власти новую элит, — электронные выборы. Это уже действует в Индии. Нужно иметь лишь волю молодых, список избирателей и мощный сервер. Люди будут заходить в систему для голосования с помощью карточки избирателя и будут голосовать электронной подписью. Могут голосовать из дома или из участка. Потом самостоятельно проверить, за какого кандидата зачтен их голос.
Вы говорили, что новые лидеры должны вырасти снизу, создать партию, получить электорат. Таким является лидер "Свободы" Олег Тягнибок. Сможет ли националистическая сила построить современную страну?
— Олег мне нравится. Он осознает, куда идет и что будет делать. У него есть опыт сидения в парламенте. Дай Бог, чтобы в его команде не нашлось "казачков", которые будут переходить в другие лагеря. Потому что это будет удар не по Тягнибоку и "Свободе", а по вере людей во что-то хорошее.
Националистов в стране достаточно, чтобы иметь свою фракцию в парламенте. Но их чрезвычайно мало для того, чтобы преодолеть "советскость" нашей системы.
Чего боится власть?
— И власть, и оппозиция боятся говорить, что мы стоим на пороге социального взрыва. Как объяснить людям, почему картошка в селе стоит 3 гривни, а в Киеве — 8? Потому что представители и власти, и оппозиции являются владельцами земли, складов, базаров. Они сами завышают аренду, цены на товары. Вот настоящий враг.
Что сейчас нужно делать каждому конкретному человеку?
— Быть грамотным и качать свои права. Мы платим налоги, из которых формируется бюджет и получают зарплаты чиновники. Они должны делать то, что нужно, а не то, что им хочется.
Фракция Партии зеленых в парламенте распалась, а сама политсила выпала из политической жизни. Почему так произошло?
— Наши депутаты пошли искать "улучшения жизни уже сегодня". Объяснение одно: человек приспосабливается и не хочет покидать власть. Ему все равно — "зеленные", "регионы", коммунисты.
Зачем же брали в партийные списки бизнесменов?
— Нужны были деньги, чтобы пустили на телевидение. Хотя в рассказах о владельцах заводов среди "зеленых" было много преувеличений. Никто из тех людей не был таким уж вредителем для окружающей среды.
Написал о доме Леонида Глебова
Детство Виталия Кононова прошло в селе Соколец Немировского района Виннитчины — на берегах Южного Буга. Он издал — на украинском и русском языках — книжку "Украина моя радянская", в которой описывает сплав по реке на рыбацкой резиновой лодке, то, что истоки Буга загажены свалками.
— В местечке Черный Остров показали дом баснописца Леонида Глебова, — пишет. — Дом запущенный. Совсем недавно в нем еще жили люди. Сейчас то ли выехали, то ли умерли. Окрашен синькой, длинный, в четыре окна, он смотрит на заросший и захламленный двор с тоской и печалью: "Скорее бы умереть, чтобы не мучали. Не били окна и не растаскивали шифер".
Дважды баллотировался в президенты
Виталий Кононов по специальности технолог органического и нефтехимического синтеза. В 1990-м был активистом общественной организации "Зеленый мир", стал депутатом Киеврады. Один из основателей Партии зеленых. В 1998-м прошел в парламент по партийному списку. Выдвигался в президенты в 1999 и 2004 годах.
— Последние два года, которые я руководил "зелеными", каждый день думал, где достать деньги на финансирование партийного аппарата. Более сильного стресса в жизни не испытывал. Нужно 100–120 тысяч долларов на месяц. Люди сидят — ждут. Я куда-то шел, просил. Это — худшее, что может быть. Успокаивало — не для себя же просил.
Женат, есть дочь Мария.
Комментарии
16