вторник, 11 ноября 2014 08:05

"Россия может развалиться в любой момент" - Чижов

 

— Пришел пораньше. А то напишете, что опоздал, — улыбается 41-летний Георгий Чижов, вице-президент Центра политических технологий.

За 15 минут до условленной встречи стоит на входе столичного ресторана "Соррі, бабцю". Садимся у окна. Заказываем черный чай с бергамотом и травяной. Георгий разливает по чашкам. Разговариваем на русском.

Какие настроения среди московских интеллектуалов?

— Многие понимают, что Россия идет в пике. Боятся за государство. Кремль объявил войну цивилизованному миру. А выиграть ее нет ресурсов. Кто-то подсчитал, что на 1 января 1945 года валовой внутренний продукт стран-союзниц, которые воевали против Гитлера, был в пять раз больше, чем у тех, которые были на его стороне. Сейчас ВВП Евросоюза и США превышает российский в 22 раза.

Говорят, есть запас прочности на два года.

— Весьма возможно. Процессы ускоряются. Недаром российский Центральный банк отказался от поддержки рубля, понимая, что так будет уничтожать свои запасы. Весной я прогнозировал, что через три года в России начнутся плохие процессы. Тогда еще не падала цена на нефть. Самое главное, что европейцы в июне приняли концепцию энергетической безопасности, которая предусматривает уменьшение закупки российского газа. Если это будет вдвое, бюджет не выдержит.

Что тогда будет с режимом Путина?

— Рухнет не сразу. Возможен бунт в элитах, смена власти и попытки наладить ситуацию. Или же будет попытка мобилизировать население и заверять, что мы одни против всего мира. Могут найти нового врага. Украина оказалась крепким орешком. Если бы все вышло здесь, то в зоне опасности оказались бы и Беларусь, и Казахстан. Сейчас они немного расслабились.

Какие настроения в элитах России? До бунта далеко?

— В окружении Путина — разные группы, и для них пока что все не так плохо. Основные — это силовики и нефтяники. Но я не вижу сценария, при котором Путин выиграет. Все проигрышно. Запад и хотел бы ему уступить, так он не дает.

Путин может опять атаковать?

— Трудно спрогнозировать. Видим риски под Мариуполем, Дебальцевым. Харьков — в 24 километрах от границы.

Путин воспринимает Порошенко как сильного переговорщика?

— Есть понимание, что с кем-то в Украине нужно разговаривать. Порошенко убедительно победил на президентских выборах. Хоть на парламентских фактически проиграл. Но здесь украинцы голосовали рационально, чтобы не было преимущества ни у президента, ни у премьера. Чтобы Порошенко не получил всю власть, но и мешать ему не хочется. Поэтому поддержали "Народный фронт" премьера Яценюка, который совместим с Порошенко. Мол: вот вам мандат, создавайте коалицию.

Думаю, Путин и Порошенко договариваются в первую очередь о торговле. Все равно нужно продавать газ, нефть.

На какие уступки может пойти каждая сторона?

— У Путина вариантов много. Может дистанционироваться от ДНР и ЛНР на силовом уровне. Не даст пропасть, будет оказывать "гуманитарную помощь" оружием, но уменьшит военное присутствие. Может сделать несколько шагов назад и не проиграть от этого. Украине сложнее. У Порошенко такой уступкой был закон о статусе оккупированных территорий, который сейчас изменят и заново примут.

В связи с захватом Крыма, войной на Донбассе поддержка Путина выросла?

— После Крыма выросла. Причиной стали настроения, которые среди россиян развивали: это — наше. Теперь поддержка очень медленно падает. Но у авторитарных лидеров ее измерять сложно. Где угодно накануне их свержения кажется, что поддержка колоссальная — больше 50, 60, 70 процентов. А потом оказывается, что нет. Если рейтинг авторитарного руководителя опускается до 30 процентов, он слетает. Так было с Януковичем.

Где критическая масса недовольных россиян?

— Общая поддержка Путина сейчас — где-то 75 процентов. Отдельные действия поддерживает в полтора раза меньше россиян. Потому что не очень хотят воевать. Особенно те, кто понимает: там могут оказаться их мужья и дети.

На сколько обеднел среднестатистический россиянин после присоединения Крыма?

— Процентов на 5. И процесс длится. Однако россияне готовы пожертвовать частью благосостояния ради имперского величия. Так было в советское время. При Ельцине это не культивировали. А Путин делал и продолжает делать это сознательно.

Весной вы говорили, что у Путина и его окружения есть политическое время. Сколько его осталось?

— Путин загнал себя в сложную ситуацию. По завершению срока полномочий (в марте 2018 года. — "ГПУ") добровольно не уйдет. Тем более, проиграв кому-то выборы. Сейчас на волне "патриотизма" падение уровня жизни можно объяснять коварными действиями Запада. Также можно говорить: еще немного продержимся — и всех победим. Едва лишь Путин начнет отступать, его сразу спросят: почему мы теперь хуже живем? Варианта, при котором он мог бы из этого выйти, опять стать популярным президентом и остаться лет на 10, нет.

Российский политолог Станислав Белковский говорит: когда Путин уйдет, страна станет европейской.

— Пока что не очень понятно, как уйдет Путин. Есть три варианта: естественная смерть, переворот в ближайшем окружении или полноценный революционный процесс. Если второй вариант — не факт, что те люди, которые его снимут, будут европейцами. Им нужно на кого-то опираться в обществе. Скорее всего, это будут российские националисты. Они не европейские ребята. Если революция — не факт, что ее возглавят демократические силы. Они слишком слабы. После Путина России нужно будет переварить еще одну сомнительную власть. Это как в Украине с Януковичем. Понадобится лет 10.

Россия распадется, когда уйдет Путин?

— Чем надольше затянутся нынешние события, тем тяжелее ее будет сохранить. Страна очень большая. Экономически быть единой нецелесообразно. Чтобы хранить ее в таком виде, нужно много средств. Россия может развалиться в любой момент и по любому поводу. Например, станет меньше денег, Москва прекратит отправлять их дальше Урала. Или ослабится политический контроль, тогда богатые ресурсами регионы не будут повиноваться столице. Или же из-за эмоциональных настроений, или как на Кавказе. Пока трудно представить, как все будет. В начале 2000-х в Владивостоке мне говорили: через 30 лет не представляем себя в составе России. Самые смелые говорили: чтобы не попасть под Китай, нужно идти "под крыло" Соединенных Штатов Америки.

Какие настроения преобладают в Татарстане, Башкирии, на Кавказе?

— Патриотические. Кавказцы вообще любят воевать. Но все может очень быстро измениться. Например, Чечня от России сейчас получает безумные средства. Там в каждом городе настроили небоскребов. Но когда этого денежного потока не будет, все изменится. Россия — в подвешенном состоянии.

Почему так безразлично к войне в Украине относятся в Москве?

— Есть частичный патриотический взрыв. Такие считают, что в Украине обижают россиян, нарушают права человека. Многие думают, что борются с США на украинской территории. Некоторые научились читать по-украински. Но все равно уверены, что киевская пресса врет.

Что делать Украине?

— Она выжала из себя вооруженное сопротивление и смогла уничтожить российский сценарий. Но закончить силовое противостояние на Донбассе Украина не способна. Для нее очень важными сейчас были бы инвестиции.

Конфликт на Донбассе заморозят?

— Это самый реалистичный сценарий. Хотя возможно и наступление "ополченцев". Мы не понимаем, чего хочет Кремль. Могла быть задача: определиться с административной границей ДНР и ЛНР. Тогда было бы проще создать псевдогосударство вроде Приднестровья. Но, по-видимому, это не нужно. Потому что Россия не очень хочет их кормить. Задумка была другой: захватить восточные и южные области. Но она не удалась. Днепропетровщина, Харьковщина, Полтавщина, которые обеспечивают наивысший валовой внутренний продукт, остались под контролем Украины.

После разговора Георгий Чижов предлагает подвезти к работе.

40 стран посетил Георгий Чижов. Путешествовал по Северной Америке, Европе. Хочет побывать в Южной Америке, Австралии и Новой Зеландии. Любит ездить по Украине.

Работал с Ельциным и Черномырдиным

Георгий Чижов родился в Москве. Родители — инженеры. После школы пошел в журналистику. Начинал в редакции газеты "Московский комсомолец". Параллельно учился в Российском химико-технологическом университете им. Менделеева. По специальности "химик-технолог" не работал. Писал в газету "Ступени". Здесь со студенческой тематики перешел на политическую.

— "Партия любителей пива" баллотировалась в Госдуму. Хотел поучиться, посмотреть, как делают избирательные кампании, — рассказывает. — Оказалось, учиться не у кого. Через две недели я уже формировал список кандидатов в депутаты. Кампанию вели почти без средств. Не прошли. Набрали меньше процента голосов — 440 тысяч.

Во время президентской кампании 1996 года был в команде Бориса Ельцина. Работал с премьер-министром Виктором Черномырдиным перед тем, как того назначили послом в Украине. Принимал участие более чем в 100 избирательных кампаниях разного уровня. В Украине в 2010-м вел в мэры Одессы Эдуарда Гурвица.

Четыре года живет в Киеве. Хочет получить вид на постоянное жительство, а затем гражданство Украины.

Разведен. Имеет 10-летнего сына Вячеслава, который живет в Москве.

Сейчас вы читаете новость «"Россия может развалиться в любой момент" - Чижов». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

5

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі