вторник, 27 августа 2013 15:26

"Предлагали стать начальником милиции за 350 тысяч долларов"

Автор: фото: Андрей Янович
 

Генерал-лейтенант милиции в отставке 58-летний Виталий Максимов назначает встречу возле магазина "Молоко" в центре Тернополя. Добирается пешком, разговаривая по телефону.

У меня здесь любимых мест нет, давайте сюда зайдем, — показывает на ближайшее кафе.

Максимов в сером костюме без галстука. Заказывает зеленый чай.

Полностью доверяют милиции менее процента граждан, по данным Национального института социологии. Что произошло?

Две основных проблемы милиции — заполитизированность и непрофессиональность кадров. Начальники управлений чуть ли не кровью должны расписаться, что будут поддерживать властную политсилу.

Бандюганы бьют журналистов, а милиция смотрит в другую сторону. Или берем микрорайон: у одного украли машину, у другого квартиру ограбили. Люди общаются: там милиция даже не выезжала, там приехала, но заявление не взяла. Простой мужик украл гуся — ему дали пять лет. Для статистики. А сын должностного лица привязал человека к батарее и бросил в реку — год условно. Какое доверие?

Вы работали в милиции при Союзе и всех президентах Украины. Как она менялась? Когда начала портиться?

Не хочу идеализировать Союз, чтобы не назвали коммунякой, но ностальгия по кадровой политике есть. Министром мог быть только тот, кто работал замминистра, прошел все ступени оперативной службы. При Кравчуке и Кучме эта традиция так-сяк сохранялась. А при Ющенко уволили всех, начиная чуть ли не с простого опера. Понимаю, если во Львове оппозиционерам наркоту подбрасывали, дела фабриковали — там нужно было увольнять. Но зачем всех? Меня и несколько руководителей УВД назначили для показухи, а начальниками других управлений становились случайные люди. Должности начали продавать. На те же грабли наступила действующая власть в 2010-м.

Сколько стоила должность начальника райотдела и областного управления?

Не могу сказать, потому что не платил. Но когда меня уволили при Януковиче, предлагали вернуться за 350-400 тысяч долларов. Можно было и должность губернатора решать. Но я при этой власти работать не хочу.

Как все это повлияло на работу рядового состава?

Все занимаются имитацией деятельности, задачи никто не ставит. Резонансные преступления — убийство харьковского судьи, мэров в Крыму — не раскрыты. Главное — принести руководителю деньги. Рядовой милиционер не боится начальника, потому что знает, что сможет откупиться.

Милиционеры рассказывают, что их вынуждают занижать показатели преступлений. Так власть показывает, что она дееспособна. Хотя этим грешили и при Союзе: кражу 100 рублей в заявлении исправляли на 10, чтобы уголовное дело не возбуждать и показатели не портить. Убеждали потерпевших не писать заявление. В моем Первомайском райотделе в Черновцах было одно нераскрытое преступление за год — это же нереально.

Мэра Феодосии якобы убили обрезом, который уничтожила тернопольская милиция. Так она подторговывает оружием?

Эта история — вообще, — Виталий Викторович разводит руками и на несколько секунд замирает. — Такого, чтобы уничтоженное по актам оружие где-то всплыло, я не помню.

Максимов в третий раз сбивает звонки на телефонах. У него смартфон и простая "Нокия". Пьет чай без сахара.

Кто сейчас идет в милицию?

"Мажоров" устраивают в прокуратуру, налоговую, таможню. Дело Петра Мельника (ректор Налоговой академии, экс-"регионал", который погорел на взятке в 40 и 80 тыс. грн. — "ГПУ") показало, какие ходят суммы за поступление. А простые ребята, которые после учебы не могут найти работу, думают: "Ну хоть куда-то. Ну хоть в милицию податься".

Среднее звено совестливых специалистов выпало —их или уволили, или сами ушли. Молодых некому учить. Они становятся частью системы или тоже увольняются.

Почему в милиции бьют?

Из-за атмосферы безнаказанности. Когда работники видят, что начальство их не покрывает, то и насилия, и преступлений намного меньше.

Честные люди там остались?

Они плачут от того, как вынуждены работать. Но приспосабливаются, чтобы сохранить работу. Думаю, 30-40 процентов в милиции ждут перемен и будут рады работать честно. Остальных нужно поменять. Особенно это касается руководителей.

Будет ли кем заменить 70 процентов недобросовестных работников, если взяться за это?

Если провести настоящее реформирование, найдутся. Конечно, зарплата 2200 гривен у молодого лейтенанта — это очень мало. Должно быть 6-7 тысяч. Тогда будут бояться потерять должность. Нужно обеспечить милицию условиями и в то же время спросить в десять раз за результат. Сразу провести переаттестацию при участии общественности. Каждый руководитель в МВД должен декларировать не только свои доходы, но и расходы. Я, например, могу отчитаться о каждом кирпиче на свой дом. До сих пор чеки лежат.

Основным критерием оценки деятельности милиции должно быть доверие населения. При этом наказание для стражей порядка за уголовные преступления должно быть двойное. Если обычному человеку за избиение светит четыре года, то милиционеру нужно давать восемь. Но руководители милиции должны быть и защищены контрактом на три-четыре года. Чтобы могли спокойно работать и знать, что их не уволит новый министр.

Можно ли добиться изменений в милиции протестами, как во Врадиевке на Николаевщине?

Понимаю людей, но проблему так не решишь. Министерство для показухи уволило в области 12 руководителей — всех без разбора. "Слетел" один заместитель, который и месяца не поработал.

Стыдно слушать оппозиционеров, которые призывают раздавать людям оружие и захватывать райотделы. Это — шаг к гражданской войне. В каждом райотделе есть комната вооружения и, по закону, стражи порядка в таких случаях могут его применять. Кто тогда пострадает? Точно не те, кто призывает с трибун.

Какие наилучший и наихудший варианты развития событий в правоохранительной системе?

Наилучший: при инициативе Кабмина и президента собирается круглый стол ученых и практиков. Нарабатывают программу реформирования МВД, которую воплощают за два-три месяца. При министерстве и областных управлениях создают общественные советы. При их участии проводят объективную переаттестацию работников. Честный штат милиции начинает работать для людей. Но этот сценарий нереален, потому что политической воли — нет.

Оптимальный вариант: оппозиция берется контролировать работу милиции и резонансные дела по всей стране, нарабатывает программу реформирования МВД и другие законы, показывает это людям и готовится вводить после смены власти.

Наихудший: все остается как есть — власть дерибанит деньги, оппозиция выкрикивает лозунги, терпение у людей заканчивается и они берутся за вилы. Думаю, если бы не разочарование после 2004-го, давно имели бы революцию.

Максимова зовет парковщик:

Свеженький анекдот о Луценко.

Ну давай, — здоровается за руку.

После Врадиевки созвал Янукович бывших начальников МВД. Говорит: "Захарченко недостоин, ищем другого". К Луценко: "Юра, на второй срок пойдешь?". Тот сразу: "На второй — нет".

Парковщик смеется. Максимов улыбается:

На второй срок — нет. А еще раз на должность пошел бы.

11,5 тысячи гривен должен Виталию Максимову бывший глава Тернопольской облгосадминистрации Юрий Чижмарь. Отсудил у губернатора 15 тыс. за то, что тот заявил, якобы Максимов сделал сыну липовый военный билет и диплом. Чижмарь оплатил 3,5 тыс.

В милицию пошел из-за квартиры

Виталий Максимов родился и начал службу в Черновцах, в уголовном розыске. С 1998-го живет в Тернополе. Трижды был начальником областной милиции — в 1998-м, 2001-м и в 2007 году. Также возглавлял областные управления на Закарпатье и Львовщине.

Пошел в милицию из-за квартиры, — рассказывает. — Наладчиком на заводе зарабатывал 600 рублей — больше, чем первый секретарь обкома. Но квартиру купить не мог. В милиции очереди не было.

Работает директором по безопасности отделения "Райффайзен банк Аваль" в Хмельницком. Живет в частном доме за городом с женой Валентиной Васильевной, преподавательницей медицинского университета, и тещей Христиной Франковной. У супругов есть дочь Ирина и сын Олег. Оба юристы. Олег работает в СБУ, Ирина — в декрете. Есть три внучки и два внука.

Ездит на внедорожнике "Тойота Ленд-крузер". Купил три года назад после увольнения из милиции. Деньги получил от продажи родительской квартиры в Черновцах. До того имел "жигули".

Каждое утро делает зарядку. Каждый вечер ходит час.

Сейчас вы читаете новость «"Предлагали стать начальником милиции за 350 тысяч долларов"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі