пятница, 25 ноября 2011 05:00

"Новый закон о выборах приближает новый Майдан"

Автор: фото: ТАРАС ПОДОЛЯН
 

— Говорят о преступном сговоре лидеров оппозиции, Партии регионов и ее сателлитов. Я сказал бы, это больше, чем преступление, — это преступная ошибка, — рассуждает о новом избирательном законе нардеп-"нунсовец" 59-летний Иван Заец. Он и пять депутатов проголосовали против него. — Оппозиция выступила в качестве фигового листка, которым прикрыли политический срам правящего режима.

Заец делит служебный кабинет с двумя работниками Комитета по вопросам экологической политики, природопользования и ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы. Его рабочий стол завален бумагами. Среди них распечатки статей из интернета, бланки для депутатских запросов.

— "Регионалы" были заинтересованы в поднятии проходного барьера для партий, возврате к мажоритарно-пропорциональной системе, отсутствии блоков, одновременном баллотировании кандидатов по спискам и в округах, — продолжает Заец. — Предлагают наихудший путь смешанной системы — закрытые партийные списки и мажоритарные округа. 50 процентов парламента сформируют лидеры партий, без прямой воли избирателя. Гражданин сможет лишь укоротить или продолжить список, составленный лидером.

Вы дважды избирались по мажоритарному округу.

— Я ничего не сказал бы, если бы ввели только мажоритарку. И предлагал это. Я избирался в округах в Киеве, где 80–90 тысяч избирателей. Можно было встретиться фактически с каждым. Но теперь округов будет не 450, а 225. На каждый — 200 тысяч людей. Огромная цифра. Провести нормальную кампанию физически невозможно. Будут действовать только административный ресурс власти и большие деньги.

Что плохого в повышении проходного барьера с 3 до 5 процентов?

— Его могут преодолеть только четыре-пять партий, которые сейчас в парламенте. Таким образом отрезается появление альтернативы. Увеличиваем количество избирателей, которые не будут иметь своего представительства в Раде. Смешанная система при высоком барьере — политическая технология консервирования власти. А нам нужен прилив новых людей и политических сил.

Ваш законопроект предусматривал открытые списки. Это помогло бы провести новых людей?

— Все политики соглашались, что нужны открытые списки. Четыре года только об этом и говорили. Казалось, полный консенсус. А теперь слова "открытые списки" исчезли, будто их и не было.

Пропорциональная система с открытыми списками изменила бы климат и действующие лица в пределах каждой партии. Когда говорим о новых силах, это не значит, что нужно отбросить одну партию и взять другую. Нам нужно новых людей в самой партии, новое виденье, динамика деятельности. И избиратель избирал бы тогда таких людей. Вы же слышите, сколько разговоров о массажистах и любовницах с депутатскими мандатами. Так оно и останется.

Почему оппозиция проголосовала за данный закон?

— С ними сыграли в подкидного дурака. Многие из депутатов думали, что Партия регионов поддержит законопроект большинства, который ухудшает правила выборов. Но это была просто страшилка, разменная монета для переговоров.

Какие еще негативные последствия нового закона о выборах?

— Нет перспективы изменить страну.

Звонит серебристая "нокия", он отклоняет и продолжает:

— Из власти сбежала политика, а из политики — идеология. Партийное строительство превратилось в оболочку для финансово-промышленных групп. Этот законопроект создает систему, которая позволяет кланам попеременно находиться во власти. В этом заинтересованы и отдельные люди от оппозиции.

Кто именно?

— Анализируем предложения по избирательной системе, и сразу станет ясно, — уклоняется. — Это или политическая необразованность, или склонность людей невысокого полета утверждаться в неконкурентной политической среде. Или у лидеров оппозиции сработало желание захватить поле мелких союзников. Недаром "Свобода", "Гражданская позиция", "Наша Украина" осуждают данный закон. Не нужно разбрасываться союзниками, даже мелкими.

Кто попадет в следующий парламент?

— Сейчас очень тяжело сказать. Отдельно будут идти БЮТ, "Фронт змін", "Свобода".

Вы принадлежите к Украинской народной партии. Как действовать мелким оппозиционным партиям?

— Национальная демократия — самое распыленное крыло политикума. Объединение этих сил — проблема номер один. И мы работаем над этим. Будут объединяться УНП, "Наша Украина", Конгресс украинских националистов, УРП "Собор", "За Украину!".

Кто из известных политиков может не пройти в Верховную Раду 2012 года?

— Нужно знать, кто будет идти по списку, кто — по округу. Сейчас этого никто не скажет. Человека известного и авторитетного нецелесообразно использовать на мажоритарном округе, потому что он замкнется на нем и его влияние на общий результат партии будет маленьким. Такого кандидата целесообразнее использовать по всей стране.

Говорят, что на следующих выборах не будет фальстфикаций.

— К сожалению, будут. Может, и большие и жестче, чем раньше.

За счет чего?

— Увеличение веса административного ресурса усиливает возможности фальсификации. В огромных округах трудно контролировать избирательный процесс. Власть будет использовать средства госбюджета, чтобы решить мелкие проблемы избирателей и сработать на имя определенного политика. Олигархи занимаются и прямым подкупом — дают деньги школам, больницам, тем, кто за них агитирует. И перебить большие деньги, когда нет возможности напрямую встречаться с людьми, очень трудно.

Из закона убрали графу "против всех". Зачем?

— Гражданина ставят в условия, когда нужно голосовать за меньшее из зол — выбирай того или того или вообще не приходи на участок. Как здесь говорить об объективной картине выборов? Это вопрос легитимности власти.

К чему это может привести?

— Недовольство людей выборами добавится к массовому недовольству своим социальным положением. То есть данный закон приближает новый Майдан. Но его возглавят не теперешние политические силы, а какая-то новая. На фоне общего кризиса нельзя играться с волей избирателя, презирать его права на свободу выдвигания и прямое участие в формировании состава органов власти. Оранжевая революция состоялась, потому что люди были оскорблены тем, что забрали их голоса. Так же и сейчас — украинцы надеялись на политическое обновление, а им сказали: нет, ребята, будем выбирать между тех, кто есть.

Какое будет большинство в новом парламенте — пропрезидентское или оппозиционное?

— Большинство оппозиционных депутатов-мажоритарников станут "тушками". В 2002 году "Наша Украина" победила по партийным спискам, но очень быстро в Раде сформировалось прокучмовское большинство "ЗаЕдУ". Думаю, конструкторы теперешнего закона на это и рассчитывают.

Пять раз становился депутатом Верховной Рады

Иван Заец родился в селе Лозница Народицкого района Житомирщины. Закончил сельскохозяйственную академию, экономист-математик. Был среди основателей Народного руха. 24 августа 1991 года заносил в зал парламента сине-желтый флаг.

В Верховную Раду избирался пять раз. Проиграл только на выборах 2006-го. Тогда баллотировался по списку блока Юрия Костенко — Ивана Плюща, который не преодолел 3-процентный барьер. Через год стал депутатом от блока "Наша Украина — Народная самооборона".

Жена Светлана — экономист. У них трое детей — дочери Олеся и Ярослава, сын Остап.

Кто проголосовал против нового избирательного закона

Дмитрий Ветвицкий — "БЮТ-"Батьківщина", член "Батьківщини"

Владимир Вязивский — НУ-НС, член партии "Наша Украина"

Анатолий Гриценко — НУ-НС, глава партии "Гражданская платформа"

Иван Заец — НУ-НС, член Украинской народной партии

Олег Ляшко — внефракционный, глава Радикальной партии

Андрей Парубий — НУ-НС, член партии "Наша Украина"

 

Сейчас вы читаете новость «"Новый закон о выборах приближает новый Майдан"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

8

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі