вторник, 30 августа 2011 06:45

"Министры смотрят на Азарова и думают: ты кто такой?"

Автор: фото: Андрей Шматов
 

— Мы беременны переменами. Общество перед выбором: или оставаться рабом, или противостоять, — говорит народный депутат от блока "Наша Украина — Народная самооборона" 45-летний Юрий Грымчак и добавляет: — Или сегодня выходим на улицу, или завтра из-за того, что просто будем стоять там молча, нас будут забирать в кутузку.

Юрий Николаевич подъезжает к Администрации президента на бежевом "лексусе". Он в джинсах и белой кофте. Предлагает поговорить в ресторане "Блинофф". Говорит, тот ему напоминает студенческое кафе. Заказывает двойной кофе и минералку "Боржоми".

— Не все понимают важность этого выбора. Катастрофическое количество людей боится — артисты, журналисты, чиновники. Певцы даже за деньги отказываются выступать на акциях оппозиции. Милиция, которая во времена министра Луценко никого не разгоняла, сегодня только и защищает власть от народа и помогает провокаторам.

Как дальше будут развиваться события?

— Наихудший вариант — беспорядки. События могут пойти независимо от власти или оппозиции. На центральной площади будут стоять идейные люди, а на соседней улице мародеры будут грабить магазины, подъезды. В Египте после такого наполовину упали туризм, уровень контактов с миром, имидж. А жить лучше люди не стали.

Что может послужить "спусковым крючком" для наихудшего сценария?

— Случайность. В Тунисе, например, парень вышел на площадь и сжег себя. Когда я увидел видео с экс-"регионалом" Романом Ландиком, который бьет девушку в ночном клубе, во мне что-то екнуло. Наши олигархи успеют улететь, а отвечать будут те, кто останется. Я официально владею оружием, придется защищать семью, друзей.

По опросам 2004 года, 7 процентов украинцев готовы были выйти на улицу. А сегодня — под 50. Идет накопление негатива. Сосед у подъезда встретил меня и говорит: "Слышал, наши миллиардеры заплатили миллион долларов Дженнифер Лопес (американская певица. — "ГПУ"), чтобы потанцевала для них? Вешать их нужно". Вот такие настроения.

Почему тогда люди не выходят на протесты?

— Мы осенью поедем рассказывать, что в действительности происходит в стране. Если бы это делали Тимошенко или Луценко, было бы эффективнее. Поэтому их и держат в СИЗО. Это сейчас наибольшая проблема оппозиции.

При каких условиях возможно объединение с Яценюком, Тягнибоком?

— С Тягнибоком — вряд ли. Мы сотрудничали на некоторых митингах, но он тянет одеяло на себя. Яценюк — это разрешенная оппозиция. Какой ты оппозиционер, если на тебя нет уголовного дела? Не знаю, что у него с людьми на местах. У меня такое впечатление, что "Фронт змин" немного виртуален.

Кто должен возглавить объединенную оппозицию?

— Лидер — Тимошенко. У нее самый высокий рейтинг и потенциал среди оппозиционных сил. Но если через год-два у Яценюка или Анатолия Гриценко будет рейтинг выше — будем идти к ним и просить возглавить движение.

Говорят, у "Батьківщини" на местах еще больше проблем с преданными людьми, чем в Верховной Раде. Почему у Тимошенко так много кадровых проколов?

— Она не может заглянуть в душу, и это ее слабая сторона. Но сильная преобладает. В 2008 году Тимошенко могла плюнуть и уйти с должности премьера в разгар кризиса. Тогда 100-процентно выиграла бы президентские выборы. Но она осталась. За это ей можно многое списать. Если бы действующая власть работала в тот кризис, сейчас у нас были бы уличные бои за продовольствие.

Что оппозиция должна предложить людям?

— В первую очередь нужно менять судебную систему. Мы это не сделали в 2006–2008 годах, потому что тогда суды были хоть и коррумпированными, но независимыми. Сейчас судебная система зависима от власти. Больше 300 судей уволили за нарушение присяги, многие не хотят работать на эту власть и уходят сами.

Любой гражданин Сингапура может обратиться в городской суд Лондона, чтобы обжаловать решение своего суда. Если судья трижды принял неправомерное решение, он несет уголовную ответственность. У нас почти под боком Прага. Давайте договоримся с ней.

В США кандидат на судью сдает экзамены. Но не Ивану Петровичу или квалификационной комиссии, а компьютеру. Есть психологические тесты, которые оценивают возможности претендента быть справедливым. Судью нужно автоматически обеспечивать жильем. Пришел — дали однокомнатную квартиру. Женился — двухкомнатную, появился ребенок — трехкомнатную. Это служебное жилье. Когда он выйдет на пенсию с судейской должности, станет его владельцем. Также должен получать высокую зарплату.

Судебную реформу можно провести за 5–10 лет.

За сколько сейчас покупают должность судьи?

— В Киеве раньше до 100 тысяч долларов доходило. В областном центре чуть дешевле.

Говорят, при министре Юрии Луценко должности также продавали. Почему ему не удалось побороть коррупцию в милиции?

— Во времена Луценко должности или звания не продавали. А хорошего сделал он немало. Первым ввел отдел по борьбе с торговлей людьми. Заложил основу для создания Антикоррупционного бюро.

Когда меня уволили с должности вице-губернатора Донецкой области, Луценко предложил стать внештатным советником. Я спрашиваю: "Ты мне генерала дашь?" А он: "Мне своих хватает". Ко мне иногда приходили люди, хотели порешать дела с Луценко. Я честно говорил: ребята, это невозможно. Кое-кто обижался, портились отношения.

Какие стратегические ошибки допустила действующая власть?

— Наибольшая — изменение Конституции. Теперь люди знают, если в доме перегорит лампочка — виноват президент. Вся полнота власти у него. Народ прекрасно понимает: дедушка Азаров уже старенький, плохо понимает, что происходит в стране. Он ни на что не влияет. Может только обещать "оторвать" голову министру. Но точно не оторвет, потому что назначает и увольняет правительственных чиновников президент.

В правительстве несколько центров влияния — Бойко, Клюев, Колесников, Ежель. Когда Азаров что-то им говорит, они на него смотрят и думают: ты кто такой? Намного влиятельнее премьера глава Администрации президента Сергей Левочкин. Все, что выходит с подписью Януковича, до этого проходит через Левочкина.

Легко ли повлиять на президента?

— Я видел Януковича в разных ситуациях. Когда он был губернатором Донетчины, всю черновую работу тянул его заместитель Анатолий Близнюк (теперь министр регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства. — "ГПУ"). А Янукович делал замечание: "Тишина в зале". Не любил длинные заседания. Часто уходил с них раньше времени. А Близнюк садился и с цифрами объяснял, что и как нужно делать.

Есть сферы деятельности, в которых Янукович неплохо разбирается: управление, экономика. В 2002 году благодаря ему в Донецкой области провели наилучшую и наибольшую приватизацию.

Минус Януковича — он почти не работал в большом мире. Виктор Федорович никак не поймет, что найти конкретных пацанов, с которыми можно решить все вопросы, нереально. Потому что там их нет.

"Я побил Ленина"

Юрий Грымчак вырос в цыганском районе Донецка.

— В школе был цыган с именем Ленин. Я побил его, а учительница записала в дневник: "Побил Ленина", — смеется.

В 1994 году вступил в Социалистическую партию. Был заместителем председателя Кировского райсовета Макеевки на Донбассе. Во время акции "Украина без Кучмы" водил по Донецку козла с табличкой "Кучма":

— Я взял его у какого-то деда и привез на машине в город, — вспоминает. — Он был такой вонючий, что мужчине, какый его вез, пришлось потом продать машину.

После оранжевой революции стал заместителем главы Донецкой облгосадминистрации. По списку партии Юрия Луценко "Народная самооборона" прошел в Верховную Раду и переехал в Киев.

В прошлом году подрался с Константином Стогнием, советником действующего министра внутренних дел. Грымчак требовал возбудить уголовное дело, но Генпрокуратура отказала.

Женат во второй раз. Жена Юлия младше на 12 лет. Воспитывают дочерей Светлану, Ирину и сына Артема. От первого брака у Грымчака есть дочь Алина.

 

Сейчас вы читаете новость «"Министры смотрят на Азарова и думают: ты кто такой?"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

81

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі