пятница, 22 июня 2012 00:00

"Если президент искренне борется с коррупцией, неужели чиновники будут красть?"

Автор: фото: Сергей Старостенко
 

Депутат крымского парламента 58-летняя Александра Кужель на полочку под столом прячет заполненную окурками пепельницу.

— Меня Вика ругает, что курю, — кивает на своего пресс-секретаря Викторию. — А я говорю, брошу, когда Юлю выпустят.

С Александрой Владимировной встречаемся в столице, где находится ее общественная организация "Гражданское сопротивление". Это — на третьем этаже офисного здания в районе метро Нивки. Туда Кужель перебралась два года назад после увольнения с должности главы Госкомпредпринимательства.

Президент Виктор Янукович заявил, что готов предстать перед судом, если будут доказательства его вины. Оппозиция имеет их?

— Доказательства есть, и их много. Например, конституционный переворот, харьковские соглашения, расстановка "смотрящих" по городам. Кто несет ответственность за рейдерство, коррупцию? Премьер, министры? Но назначает их президент. Если президент искренне борется с коррупцией, неужели чиновники будут красть?

Во что может вылиться озлобленность людей на власть?

— Не знаю. Вот в субботу была в Полтаве. Встречалась с обманутыми вкладчиками кредитных союзов. Они вышли со мной на улицу и говорят: "Почему Европа ничего с властью не делает?" Родные мои, а при чем тут Европа? Все европейские институции год вопят: в Украине нет правосудия, везде коррупция, рейдерство, политзаключенные, уровень жизни приближается к африканским странам. Тишина. Если мы все молчим, значит, мы этого заслуживаем.

Когда у людей может лопнуть терпение?

— Когда такое происходит, достается всем. Поэтому я против революций. Во время Октябрьской уничтожили интеллигенцию — цвет нации, убили царя и это привело к ужасным последствиям — террору, десятилетиям репрессий и отсутствию человеческого достоинства у нескольких следующих поколений.

Очень рассчитываю на цивилизованный путь решения теперешней ситуации — парламентские выборы. Большинство должно быть сформировано из оппозиционных к этой власти сил.

А если оппозиция проиграет?

— Другой вариант — бунт. Но тогда снесут всех. И придется опять ждать много лет, чтобы появился еще один шанс на демократическое развитие. А с победой оппозиции сформируют новое правительство, освободят политзаключенных, устранят преграды к евроинтеграции. Сейчас происходит то, во что я почти не верила, — в объединенную оппозицию вливаются партии Гриценко, Катеринчука. Это — огромный шанс на победу над этой властью.

Сейчас есть спрос на третью силу. Такой себя позиционирует Наталия Королевская. Что она делает правильно, а что нет?

— На лжи и измене ничего построить невозможно. Тимошенко впервые за решеткой заплакала, когда узнала, что Королевская провела съезд и возглавила партию. Куда не приезжает Королевская, везде рассказывает, что Юля ей чуть ли не сестра и она — проект, согласованный с Юлей. Это ложь. Поэтому Тимошенко и не хочет с ней встречаться.

Что Королевская способна привнести в украинскую политику?

— Так же, как и Тигипко — ничего.

А Виталий Кличко?

— Посмотрим его список. Пока что мы никого не знаем, кроме Кличко. И он недальновидно поступает, слепо доверяя растущим рейтингам. Создается впечатление, что он попал в плен политической манипуляции, цель которой — отстранить Виталия от выборов мэра в Киеве. А из-за того, что он держит паузу, мы теряем столицу. Один политик мне сказал: "Если бы киевляне узнали, как Партия регионов расписала каждый клочок земли, то их уже давно бы вынесли из кабинетов". Там ужасный дерибан. И идет огромный обман. Везде висят плакаты о референдуме. Страшнее всего, что там есть пункт об утверждении Генплана развития Киева до 2015 года. Первое: план может быть минимум до 2030-го. Второе: кто-нибудь его видел? Они узаконят тот план, в котором ни Киеву, ни киевлянам не останется места. Они рассматривают Киев, как и всю Украину, исключительно как территорию, на которой нужно собрать как можно больше материальных ресурсов. Они не думают о будущем, не способны мыслить на перспективу. Забрать все и сейчас — вот их метод.

Есть ли у оппозиции понятная программа превращений в стране?

— Все делают акцент на программах. Юлия Владимировна писала программу, у Тигипко над программой работали квалифицированные эксперты. Вопрос вот в чем: есть ли люди, которые способны реализовать эту программу? Упрощение процедур, пересмотр идеологии налоговой политики, развитие демократии, борьба с коррупцией, рейдерством. Если хотя бы это выполним, то будем жить, наконец, как нормальные люди.

Если бы вы стали президентом, какими были бы основные пять пунктов вашей программы?

— Уверена, что страна изменилась бы за месяц. Первое: жила бы не в "Межигорье", а в Администрации президента. Не было бы никаких кортежей, многочисленной охраны и дворни, перекрытия движения.

Второе: ввела бы жесткий публичный контроль за государственными средствами. И красть перестали бы через две недели. Потому что страшно красть, когда знаешь, что тебя посадят.

Третье: обязательное изменение системы госзакупок через введение электронной регистрации цены. Например, предприниматель производит анальгин и намеревается продать его государству. Государство обнародовало на сайте перечень лекарств, которые хочет закупить. Предприниматель заходит на сайт и указывает свою цену, например, 7 гривен 11 копеек. Другой участник предлагает те же лекарства, например, за 7,12, третий — за 7,09. Обязательное условие — участник получает только номер, никто из чиновников не знает, какое предприятие предлагает товар. Я — госслужащий и должна выбрать минимальную цену. Это стимулирует ее снижение и делает невозможным коррупционный заговор. Сегодня участие в любой закупке предусматривает минимум 30 процентов отката, а это увеличивает стоимость товара.

Настояла бы на принятии закона, который в Великобритании назывался "Налог на порыв ветра". Суть в том, что та собственность, которая принадлежала народу и ушла за копейки через банкротства, липовые аукционы, приватизационные сертификаты, оценивается, и государство предлагает владельцу доплатить. Все доплаты идут в бюджет.

То есть богатые делятся с народом?

— Когда встречаюсь с предпринимателями и спрашиваю: "Вы абсолютно честны перед государством и законами?" — все смеются. Никто в Украине не заработал большого состояния благодаря своему таланту, как Билл Гейтс (компьютерный гений, основатель компании "Майкрософт". — "ГПУ"). Вот на заседании Фонда эффективного управления Рината Ахметова выступал Игорь Мазепа (основатель и генеральный директор инвесткомпании "Конкорд Кепитал". — "ГПУ"). Говорили о налоге на роскошь. Он говорит: я не буду платить еще больше налогов, потому что не согласен, что в моей стране стадион строят вдвое дороже, чем в Европе, а дороги — втрое дороже. Очень хорошо, что людям, которые видят, как работают налоговая система и система распределения бюджетных средств за рубежом, становится гадко от нашей коррупции и казнокрадства. И они перестают с этим мириться. Дорогу в Полтаву из Киева строят пять лет. Если бы хоть одного вора повесили на обочине, то, может, достроили бы. А так эта дорога становится все хуже. Представляете, сколько денег там зарыли? И сколько еще зароют.

Не общается с Тигипко

Александра Кужель родилась в городе Константиновка на Донбассе. По образованию — инженер и экономист. Имела бизнес. Ее избирали народным депутатом в 1994 году по мажоритарному округу в Запорожье. Дважды возглавляла Государственный комитет по вопросам регуляторной политики и предпринимательства. Работала заместителем министра регионального развития. До октября прошлого года была заместителем лидера "Сильной Украины". Ушла оттуда, когда Сергей Тигипко заявил о роспуске партии и влитии в "Регионы".

— С тех пор я с ним не общаюсь, — рассказывает. — Даже в письмах к нему обращаюсь без имени, просто "Господин вице-премьер". Это же каким циником нужно быть, чтобы из бюджета выделить 400 миллионов на 12 тысяч будто бы социальных работников, которые будут агитировать за Партию регионов? Им будут платить по 2-2,5 тысячи гривен. А у социальных работников, которые уже по 10 лет трудятся, зарплата 1300 гривен. Они мне пишут и жалуются.

Александра Кужель — замужем. Муж Александр по специальности врач-терапевт. Имеют двух сыновей и трех внуков.

 

Сейчас вы читаете новость «"Если президент искренне борется с коррупцией, неужели чиновники будут красть?"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

45

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі