среда, 12 марта 2014 10:25

"Если будет штурм — вся Евпатория взлетит к чертям"

— Александр Анатольевич, мы подъезжаем. Как у вас обстановка? Все КПП заблокированы? Тайный выход? Ага, понял. Через 15 минут будем. Встречайте, — командиру 55-го зенитно-ракетного полка в крымском городе Евпатория звонит правозащитник Андрей. Вечером 9 марта едем в часть.

За рулем новой белой "Мазды" симферополец Алексей. Бесплатно возит журналистов и правозащитников по военным частям Крыма. В салоне четверо пассажиров.

Около 20.00 подъезжаем к военному городку зенитно-ракетного полка. Он в черте Евпатории. Алексей паркует машину в нескольких сотнях метров от въезда.

— Ребята, берегите себя. Надеюсь, еще увидимся, — говорит. Словами "берегите себя" здесь провожают каждого.

С правозащитниками Андреем, Александром и Григорием пробираемся к военным по закоулкам. Фонари не горят, небо в облаках. Дальше 20 м ничего не видно.

— Стой, кто идет? — слышно четкий вопрос часового. Через минуту из темноты выходит майор. Дает приказ солдату, достает мобильный. Каждому из четырех гостей светит экраном в лицо.

— Помню, вы у нас уже были. Заходите, — проводит в часть через тайный вход. Просит никому о нем не рассказывать. — Идите за мной, фонари не включайте. За минуту глаза привыкнут.

В штаб части добираемся через ангары с военной техникой. На земле колючая проволока. Военные натянули ее, чтобы задерживать нападающих в случае штурма.

На входе в штаб встречает часовой с автоматом.

— Майор Гончаренко, — не останавливаясь проводит в помещение. За дверью стоит еще один автоматчик. Поднимаемся на второй этаж в кабинет командира.

— Позвольте доложить: прибыли журналисты, — говорит майор.

Комната площадью около 30 кв. м. Командир, чернявый крепкий подполковник, ростом под 2 м, в камуфляже. Встает из-за стола, здоровается за руку. Над головой висит Герб Украины, на полу лежит штанга.

— Ситуация такая, — объясняет на русском. — Днем "зеленые" (люди в военной форме без опознавательных знаков. Российский президент Владимир Путин отрицал, что в Крыму находятся его войска, назвал их "крымской самообороной". С тех пор их иронически называют "зелеными человечками". — "ГПУ") поставили нам ультиматум: до 20.00 должны сдаться. Мы попросили письменное обращение от официального представителя. Предупредили их, что у нас куча взрывчатки. Если будет штурм — вся Евпатория взлетит к чертям. Я в мэрию позвонил, попросил эвакуировать гражданское население. Тогда "зеленые" принесли мне письмо, напечатанное на бланке Совета Министров Крыма. Там написано, что мы должны сдаться до завтра до 22.00. Мы будем советоваться. Вас поселим в гостевой корпус. Вы, главное, не ходите и не светитесь. Не провоцируйте их, а то х...р его знает, что в тех головах.

10 марта в 9.00 идем на контрольно-пропускной пункт части. Закрытые ворота изнутри подперты грузовиком с железобетонными плитами в кузове. Вокруг дежурят пять вооруженных солдат. С другой стороны суетятся несколько десятков оккупантов, у них тоже смена стражи.

— Вот что оно дальше будет? — спрашивает майор, который называется Дмитрием. Встречает на КПП. — Майдан победил, а что теперь делать с этим всем? — показывает на военных с той стороны.

— Идет борьба между ценностями независимого человека и диктатурой, бандитизмом, — объясняет Григорий. Он киевлянин, работает юристом. — Майдан был не против Януковича, а против коррупции, своеволия чиновников.

— Это ясно. А как нам быть? Что сейчас делать? У меня здесь семья, — продолжает майор.

— А зарплаты нам поднимут? — в разговор вмешивается сержант.

— Я тебе щас как дам зарплату! — рявкает майор. — Иди, смени тех, кто на улице. Суть не в зарплатах. Что с нами будет? Мы не хотим лезть в политику, мы должны защищать от внешнего врага. Я дал присягу народу Украины, а тут приходят какие-то чудаки и говорят: сдавай оружие. Это нормально? Эти "зеленые" не скрывают, что из России. Но сами не понимают, что здесь делают. У них такой же приказ.

— Всем освободить помещение! Будет совещание, — слышать крик из коридора. В комнату отдыха на КПП заходят несколько полковников и подполковников. За ними люди в гражданском, мужчина с нашивкой "Ветеран "Беркут" на рукаве. Просят всех выйти.

— Нам позвонил Аксенов, предложил переговоры, — говорит через минуту командир Олег Анатольевич. — Эти люди пообещали не трогать нас до референдума 16 марта. Но за это требуют, чтобы на территории не было журналистов. Простите, но должны пойти на такую уступку. Выйдите, пожалуйста, через центральный вход. Пусть видят. Нам, конечно, спокойнее, когда вы здесь. Они не провоцируют, не хулиганят. Особенно это касается так называемой "крымской самообороны". Понабирали гопоты, раздали всем оружие.

Командир обещает сообщить о результатах переговоров по телефону.

— Не нравятся мне эти переговоры, — добавляет. — Спасибо вам, ребята, берегите себя.

Сейчас вы читаете новость «"Если будет штурм — вся Евпатория взлетит к чертям"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі