четверг, 15 июля 2021 11:05

"Дороги делают не там, где они нужны. А по принципу - где можно больше накрутить"

15 июля исполняется 500 дней от запуска президентского проекта "Большое строительство". О его начале объявил 1 марта 2020-го тогдашний премьер-министр Алексей Гончарук. На дороги в прошлом году потратили 120 млрд грн. На объекты социальной инфраструктуры - 4,7 млрд.

Возвели 114 школ, 258 мостов и путепроводов, сделали или отремонтировали 4056 км дорог государственного значения и 2527 км - местного, сообщается на сайте проекта. Создали и восстановили 101 спортивный объект, 71 приемное отделение.

- "Большое строительство" - реально крутая реформа, которая сработала, - говорил президент 43-летний Владимир Зеленский в интервью каналу "1+1". - Этот проект дал почти 200 тысяч рабочих мест. Обидно звучит "большое крадивництво", но люди имеют право говорить. И под словами должны быть доказательства. В таком случае я никого не буду прикрывать.

Премьер сделал ошибку

В 2021-м запланировали строительство или реконструкцию 6,6 тыс. км дорог, 74 школ, 54 детских садов, 28 медицинских учреждений, более 140 приемных отделений и 340 медицинских сельских амбулаторий, 24 бассейнов и 78 других спортивных объектов. В государственном бюджете на социальную инфраструктуру заложили 89 млрд грн. На ремонт дорог - 132 млрд грн.

- Это большой пиар-проект, а потом уже государственная программа. Президент и его команда использовали "Большое строительство" во время местных выборов, - говорит 38-летняя Агия Загребельская, государственный уполномоченный Антимонопольного комитета в 2015-2019-х.

- Дороги строят не там, где они нужны. А по принципу - какому подрядчику лучше их отдать, где можно больше накрутить стоимость. Это видно в системе публичных закупок "Прозорро". Большую часть денег поделили между несколькими компаниями. Лидер среди дорожных подрядчиков "Автомагистраль-Юг" в этом году получил более 25 миллиардов гривен. Это больше, чем наш оборонный заказ или бюджет Министерства культуры (по государственному оборонному заказу в 2021-м выделили 22,4 млрд грн, а на Министерство культуры - 12,5 млрд. - ГПУ).

Деньги распределяют непрозрачно. Требования сформировали так, чтобы только определенные компании могли принять участие в тендерах. Эти фирмы-лидеры не конкурируют между собой, а договариваются, кто какой подряд получит, а кто будет техническим участником, чтобы создать видимость конкуренции. Только когда появляются международные компании, можем увидеть настоящую стоимость работ. Она бывает ниже на 10-20 процентов. На это должен реагировать Антимонопольный комитет. А правоохранители должны смотреть, чтобы деньги не воровали. Но этого нет.

 

В СМИ видим, что отдельные дороги уже имеют проблемы с ямами. Это только начало. Компании, которые получили больше всего подрядов, занимались дорогами во времена Кучмы, Януковича и Порошенко. Клали такие, что сходят со снегом. Ожидать от них другого не стоит, когда нет проверок и бездействует Антимонопольный комитет.

Команда Зеленского не воспринимает систему "Прозорро". Имеют такое представление об экономике, что могут сами определять, что этот хороший парень способен строить. Вообще не воспринимают конкуренции. Когда президент или люди из его окружения комментируют эту тему, то не чувствуют, что налоги - это наши деньги, а их обязанность - отчитываться перед нами, как тратят.

Из многих источников слышим, что "Большое строительство" - это проект, через который финансируют партийную кассу "слуг народа". "Прозорро" этому будет мешать. Поэтому руководитель государственного органа, который распоряжается бюджетными средствами, и подрядчик садятся в кабинете и договариваются о цене контракта (3 июня Верховная Рада под предлогом Дня Независимости позволила проводить ряд крупных строительных проектов на сумму 5,5 млрд грн по закрытой переговорной процедуре, без открытых торгов . - ГПУ).

В период пандемии все свободные деньги государство должно бросать на спасение людей. Здоровые граждане потом будут строить бизнес, платить налоги. Вместо этого ковидные средства пошли на дороги (35 млрд грн на дороги потратили из фонда борьбы с коронавирусом в 2020 году. Такое решение приняла Верховная Рада. - ГПУ). Падение рейтингов президента до 30 процентов вызвано и этими скандалами. Но Зеленский - прежде всего актер. У него хорошо получается создавать для части общества параллельную реальность, где президент не берет взятки, борется с олигархами, строит дороги, заботится об украинцах. Но доля людей, которые верят в это, уменьшается. Когда придут платежки осенью, начнут внимательнее смотреть, что есть на самом деле.

Зеленский может повторить судьбу Януковича, если будет обманывать граждан.

- Масштаб финансирования "Большого строительства" - колоссальный. В дороги вкладывают невиданные для Украины 3-4 миллиарда долларов в год. Из-за чего многие депутаты из "слуг" и не только собираются вокруг этого проекта, - говорит 52-летний Владимир Шульмейстер, основатель общественного объединения "Инфраструктурный совет".

- Дороги строят, и это чувствуется. Но важно инвестировать также в порты, аэропорты, железную дорогу. Говорил об этом Зеленскому. И запомнил он только дороги.

Есть картельный сговор между небольшим количеством компаний, которые делят тендеры. Это нехорошо для страны. Если бы существовала открытая конкуренция, то цена одного километра была бы значительно ниже. Сегодня она завышена. Стараются обходить систему "Прозорро" - в этом есть риск возвращения к коррупционным схемам. Жаль, что эта власть пошла по этому пути, как и предыдущая. Это преступно для страны.

Ситуации с привлечением ковидного фонда - это вопрос менеджмента. Когда денег недостаточно и на борьбу с короновирусом, и на дороги - управленец должен выбрать, что важнее для страны. В этом случае премьер совершил ошибку. Ее можно было легко исправить - вернуть средства с акцизуа при импорте нефтепродуктов. Или из дорожного фонда отправить обратно. Так не сделали.

Заказ получают шесть компаний

Заказ на строительство дорог в президентском проекте получают шесть компаний, пишет в фейсбуке бывший министр финансов Игорь Уманский, 46 лет:

"С начала "Большого строительства" изменили требования к тендерной документации. По странному "стечению обстоятельств" им соответствуют только шесть компаний - любимцы судьбы или картель, как их называют коллеги. Выигрывать вкусные проекты могут только они. Но если присмотреться - эти компании не всегда сами строят дороги, а перепродают субподрядчикам, те получают на 30-40 процентов меньше средств. Если сложить все тендеры этой "мерзкой шестерки" и их скидки - имеем около 36 миллиардов гривен. Именно такую сумму получил Укравтодор из ковидного фонда на "Большое строительство".

866 производств расследовали на 1 декабря 2020 года о нарушениях во время "Большого строительства".

Текущие ремонты делали всегда. Политтехнологи Зеленского придумали идею, чтобы объединить проекты в "Большое строительство". Некоторые проекты достраивают еще со времен предыдущих властей. И это хорошо - потому что нужно завершать то, во что вложили деньги. Команда Зеленского на этом будет делать свои избирательные кампании, в частности президентскую

Андрей ВИГИРИНСКИЙ, 34 года, политолог

Сейчас вы читаете новость «"Дороги делают не там, где они нужны. А по принципу - где можно больше накрутить"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі