— Сука, к народу выходи! — кричит во вторник утром около Верховной Рады мужчина в черной кожанке и фуражке. Он — один из ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС. Протестует против отмены льгот чернобыльцам. Согласно правительственному законопроекту, Кабмин вручную сможет регулировать выплаты льгот.
Около мужчины собираются другие чернобыльцы. Требуют, чтобы к ним вышел спикер Владимир Литвин. Стоят за металлическим 2-метровым забором. Протестующих около тысячи. Люди из первого ряда начинают расшатывать ограждение. С другой стороны его подпирают около сотни милиционеров и работников спецподразделения "Беркут".
— Позор! Верховную Раду в отставку! — кричат чернобыльцы.
— Не идите против нас! — выкрикивает женщина в светлой куртке. — Вы же такие, как мы. Вас бросают, как пушечное мясо, а завтра эти сволочи и вас задавят!
— Служи, как мы служили, — обращается к милиционеру мужчина. — Главное, людей не трогай, и мы тебя не тронем.
Стражи порядка наклоняют головы, молчат. Подпирают забор. Чернобыльцы берутся за черные прутья и расшатывают их. На площади перед Радой добавляется стражей порядка. Они выстраиваются в несколько рядов. "Беркутовцы" в шлемах, с резиновыми палками, наручниками и слезоточивым газом "Кобра".
В 10.15 на землю падают пять секций забора. Остальные пять — наклонены. Несколько сотен людей бегут ко второму подъезду, которым на заседание парламента заходят народные депутаты. Натыкаются на кордон "беркутовцев". Толкаются несколько минут у дверей.
— Ефремова на площадь! Тигипко — собаку, в отставку! — кричат.
Двери входа скреплены железными скобами. Там стоят несколько охранников. К митингующим выходит "бютовец" Михаил Волынец, 55 лет.
— Меня избили, — говорит ему 58-летний Иосиф Шлапак. Левую руку держит у груди. Она в синяках и крови. — Меня "беркутовцы" схватили и сдавили.
— Я вам дам свой телефон. Будем разбираться, — Волынец ищет по карманам визитку. Вытягивает листок и записывает номер мобилки. Отдает Шлапаку. — Мы заблокировали трибуну, чтобы они не приняли закон об отмене льгот.
Чернобыльцы кивают. Волынец протискивается к микрофону. Там выступает внефракционный 38-летний Олег Ляшко. Его со всех сторон окружают митингующие.
— Мы встретились с комендантом Верховной Рады, — выкрикивает он. — Попросили, чтобы дали возможность переговорить с руководством парламента. Мы будем отстаивать свои права. Да или нет?
— Да! — гудит толпа.
В толпе протискивается ликвидатор второй группы 46-летний Игорь Хрычев с Луганщины. У него забинтована левая рука.
— Старший лейтенант, "омоновец", вывернул мне руку, ударил в пах, еще и быдлом обозвал. Вызвали "скорую", я отказался от госпитализации, потому что непонятно, куда завезут. Сказали, что у меня подозрение на перелом.
В здание нардеп-"бютовка" Наталия Королевская заводит пять переговорщиков. Там как раз закончился согласительный совет лидеров фракций. Договорились отложить голосование относительно льгот.
— Это просто провокация. Многие эти люди впервые принимали участие в подобных мероприятиях. И нужно разобраться, какие конкретно требования они предъявляли, поскольку, по моей информации, основные из них согласованы в рамках рабочей группы, — говорит журналистам лидер фракции Партии регионов Александр Ефремов, 57 лет. — Поэтому я не понимаю, зачем совершать такие действия, если власть идет на уступки.
Вокруг Рады 18 автобусов стражей порядка, около Мариинского парка припаркована "скорая". Неподалеку два десятка людей обедают — едят яблоки, хлеб, колбасу, запивают минералкой. Другие стоят в нескольких метрах от Рады.
В 13.15 "беркутовцы" начинают оттеснять чернобыльцев. Те падают. Кое-кто бьет стражей порядка кулаками по лицу. Со стороны ул. Грушевского прибывают милиционеры. Чернобыльцы с ними дерутся.
— Позор! Позор! — еще громче кричат люди.
"Беркутовцам" удается оттеснить протестующих на несколько метров от здания.
— Вот увидите, что будет через два дня, когда сюда "афганцы" приедут! — выкрикивают чернобыльцы.
— Поздравляем с новой революцией! — кричат друг другу.
На 2 и 3 ноября запланированы акции протеста.
Комментарии
1