пятница, 18 апреля 2014 00:50

"Будем иметь проблемы не меньше пяти лет"

 

— События на Востоке страны — это не только российские спецслужбы. За деньги Кремля они к этому приобщили бывших наших работников СБУ из Крыма, Востока и даже Запада. Говорят о 5 тысячах долларов за атаку помещения, 500 долларов — за постоять рядом. Их нужно задерживать, а если необходимо, уничтожать, — говорит 49-летний Юрий Луценко, бывший министр внутренних дел.

Встречает возле кабинета в офисе своей гражданской инициативы "Третья украинская республика". Заводит внутрь и продолжает:

— Возле захваченных зданий выстраиваются сотни, а то и тысячи людей. Они обмануты пропагандой, искренне не любят украинскую власть и не связывают с ней свое будущее. Говорят: "Мы не за Россию, но и не за Киев". Вот с этими нужно говорить не силой, а умом. 20 лет независимости Украины стали для них тяжелым испытанием. При Советском Союзе они жили лучше. Сейчас донецкие горняки прекрасно знают, что в соседней Ростовской области все шахты закрыты, они не конкурентны. Присоединение к России ставит на них крест. Российский Кузбасс и казахский Екибазтуз уничтожат угольную отрасль. Колоссальные ресурсы, которые государство выделяло на горную отрасль, разворовывались. Если бы дотации на уголь шли шахтерам, каждый имел бы ежемесячную зарплату 7 тысяч долларов. Эти люди не умеют говорить и не хотят слышать. А посредников у них нет. Там есть несколько людей, которые научены очень точно формулировать мысль, но это агенты ФСБ (российская спецслужба. — "ГПУ").

Сейчас ситуация безвыходная?

— Нет. Восточные элиты хотят диалога. Слышал упреки, что во всем виноват Ахметов. Но его бизнес-империя внутри России обречена. Поэтому действует, но половинчато. Ведь 40 процентов бизнеса завязано на России. Его первый шаг сделал невозможным силовое развитие событий. После захвата областной администрации ночью посетил сепаратистов. А на следующий день получил от России иск на более чем миллиард долларов. Немногие заметили, что под Славянском обстреляли автомобиль, в котором ехал начальник областного управления внутренних дел Константин Пожидаев. Это бывший начальник охраны Ахметова. Россия показала ему черную метку. Нам четко дали понять: Ахметов не на стороне мордоров Кремля.

Вы рассказывали, что последние несколько лет стражи порядка Восточной Украины были на зарплате у Александра, старшего сына Януковича, поэтому сейчас саботируют. Почему новая власть не поменяла их?

— Сын Януковича лично проводил все назначения. По Украине речь шла о начальниках областных управлений и об их замах. На Востоке — вплоть до руководителей райотделов и заместителей. Они получали указания и конверты с доплатами. Сегодня суммы увеличены в разы. Тысячи долларов доплачивают каждому, кого до сих пор не сменили. Власть банально не успевает это сделать.

Аваков, Наливайченко, Махницкий, Парубий на своих местах?

— Их можно и нужно критиковать. Но не требовать отставки. Страна в состоянии войны. Последние четыре года милиция стояла на шухере у банды. Недавно звонил трем начальникам милиции восточных областей. Спрашивал, на кого опираются. Ответ: 20–50 человек из нескольких десятков тысяч. Говорят: "Они, суки, привыкли только на базарах собирать откаты и выполнять бизнес-задания "семьи". Не можем заставить работать".

С другой стороны, почему гаишники в Киеве? По меньшей мере пять тысяч экипажей должны стоять в прифронтовой зоне, построить блокпосты и с автоматами проверять каждую машину. Спецподразделение "Титан" — охранять все государственные учреждения. А они стоят в алкогольных отделах, ювелирных магазинах. Спецподразделение "Сокол" должно обезвредить вооруженные группы. Вперед — за три ночи наведите порядок.

В кабинет заглядывает бывший вице-премьер и посол Украины в Беларуси 48-летний Роман Бессмертный.

— Сейчас иду, — кивает Луценко. Выходит. Возвращается через 5 минут.

Мы прошли Майдан. Почему фаворитами выборов стали Порошенко и Тимошенко?

— Ничего нового во время правления Ющенко и Януковича родиться не могло. Единственным методом вхождения в политику оставалась принадлежность к определенному окружению, заточенному на бизнес-интерес.

Опять заглядывает Бессмертный:

— Я переговорил. Он сейчас соединится, тогда я тебе скажу.

Порошенко и Тимошенко способны сломать систему?

— Майдан показал, что сами политики не способны почти ни на что. Троица оппозиционеров некоторое время возглавляла Майдан. Он заставлял их делать, что нужно, а затем просто тянул за собой. Они сошли с забега. Сегодня имеем двух помощнее. Могут ли они исполнить роль лидера новой страны? Да, если учтут уроки провала 2005 года. Их три.

Первый: должны договориться между собой. Недопустима братоубийственная война демократов.

Второй: очистить свою коррумпированную среду. Позорные партийные брокеры на Верховной бирже Украины уже сегодня должны быть отстранены. Они торгуют должностями. В "Батьківщині" таких людей больше.

Третий урок: восточноукраинские элиты, которые не замараны кровью сотрудничества с Януковичем, должны быть допущенные к строительству новой страны.

Кто больше готов выполнять эти задания: Порошенко или Тимошенко?

— Я специально читал предвыборную программу обоих. Увидел кое-что интересное. Тимошенко не обещает досрочные парламентские выборы, а Порошенко — наоборот. Она против открытых партийных списков, а он за. Хочу узнать: вы за честный суд, но как этого добиться? Говорите о самоуправлении: а как?

Нужна штыковая лопата — Тимошенко, совковая — Порошенко. Здесь выбор между двумя: хотите воевать или строить? И война также требует от них плана действий. Мало говорить, что аннексия Крыма — это аннексия. Это очевидно. Скажите, как быть людям, которые оттуда выехали? Как налаживать отношения между Крымом и Украиной с перспективой его возвращения? Как будете общаться с Москвой после войны? К сожалению, целостной программы перемен нет.

Для страны лучше, если бы президентом был Порошенко, а премьером — Тимошенко?

— Это хороший вариант. Сегодня социология говорит в пользу Порошенко. Хочу, чтобы они работали вместе. Кто-то из них все равно победит. Если не договорятся, то другой будет в оппозиции, будет сокрушительно критиковать — и будет за что. При этом станет ситуативным союзником коммунистов и Партии регионов. Тот, кто выиграет, в лучшем случае в парламенте будет иметь где-то 230 мандатов. Оппозиция сможет в любую минуту сбросить правительство. Тогда никакие серьезные реформы не будут возможны. Они обречены договориться, если думают о стране.

Какие реформы нужно запускать немедленно?

— Наш плюс в том, что все страны, которые были в социалистическом лагере, пошли в побег раньше. Поэтому имеем примеры реформ от стран Балтии к Болгарии. У всех они проходили три-пять лет в зависимости от качества правительственных чиновников. Была определенная яма тяжелых социально-экономических изменений. После того жизнь резко улучшалась. Мы также будем иметь не меньше пяти лет проблем. Нужно запускать радикальные либеральные реформы. Правительство Яценюка начало это делать. Позитивным сигналом от Порошенко является то, что пообещал оставить Арсения Петровича на этом посту в случае победы.

Где тогда место Тимошенко?

— Иногда важна не должность, а что ты делаешь. Экономические реформы неизбежно будут нести и негатив. На пути к лучшему веры недостаточно. Необходима справедливость. Проведите глубокую реформу милиции, прокуратуры и судов — это то, что не нуждается в больших расходах и времени. Мало дать новые правила, нужны и новые люди в этих структурах.

Где их брать?

— Детектор лжи, открытый конкурс, право провокации взяткой относительно работников этих структур, декларирование доходов и расходов членов семьи ежегодно. Это можно сделать за год.

Как быть с олигархами?

— Их нужно использовать, чтобы потом победить. Мы сегодня в состоянии войны и должны сотрудничать с теми, кто за крепкую Украину. Сейчас мы в ситуативном союзе с Коломойским, Тарутой, Ахметовым, Пинчуком. Но он закончится после выборов президента.

Дальше что делать?

— Садиться за круглый стол и говорить о новых правилах игры. Когда олигархи превратятся в крупных промышленников. Поэтому нужна демонополизация. Во время лечения в Польше обнаружил, что там электроэнергия вдвое дешевле, чем у нас. Потому что у них нет человека, который это держит. Грузовые перевозки в Польше дешевле в три с половиной раза. Цены на все продукты, кроме хлеба, ниже наших. Страна конкурентной экономики дает людям более дешевые и более качественные товары и услуги, большую занятость.

Какую Украину увидим через пять лет?

— Все зависит от нас — построим нормальный дом или халтуру.

Какой будет реакция общества на "халтуру"?

— Майдан был не одноразовой акцией. Это украинский инструмент демократии. Не хотелось бы, чтобы до этого дошло опять. Потому что часто использовать такую тяжелую артиллерию опасно. Мы имели три Майдана. Они продемонстрировали готовность людей в критический момент исправлять или менять власть.

Майдан смог ставить цели. Сможет ли контролировать политиков?

— Сейчас реально это делать через журналистов, через интернет. А еще должны создать электронное правительство, электронное голосование. Если избрали депутата, а он не выполнил обещания, — отзывают. У нас нет времени, поэтому не можем переизбирать каждые пять лет. Тренировать политиков нужно чаще.

7 дней пролежал в больнице Юрий Луценко. 11 января этого года его избили "беркутовцы" под столичным Святошинским райотделом милиции. У Луценко было сотрясение мозга, закрытая черепно-мозговая травма и кровоподтеки.

Хотел стать мэром Киева

Юрий Луценко родился в Ровно. Мать Вера ветврач. Отец Виталий возглавлял местный обком Компартии, был народным депутатом второго и третьего созывов.

Один из организаторов акции "Украина без Кучмы" и лидеров оранжевой революции. Работал министром внутренних дел в правительствах Тимошенко, Еханурова и Януковича. Возглавлял список блока "Нашей Украины — Народной самообороны" на парламентских выборах 2007 года.

В 2010-м его арестовали за растрату государственных средств. Дали четыре года. Президент Виктор Янукович помиловал в апреле 2013-го. По решению Европейского суда по правам человека Луценко в январе 2014 года выплатили 15 тыс. евро.

Создал гражданскую инициативу "Третья украинская республика". Хотел баллотироваться в мэры Киева 25 мая. Перед тем просился у Юлии Тимошенко поработать главой столичной горгосадминистрации.

— Тимошенко согласилась. Потом оказалось, что ее окружение решило иначе, — говорит.

Будет создавать партию, которую поведет на парламентские выборы.

Жена Ирина — народный депутат от "Батьківщини". Воспитывают сыновей Александра и Виталия.

Сейчас вы читаете новость «"Будем иметь проблемы не меньше пяти лет"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

10

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі