вторник, 20 мая 2014 09:41

"Янукович считал себя выше Путина"

 

- Президентские выборы в один тур провести не удастся. Тимошенко сделает все, чтобы этого не было, - говорит народный депутат от Партии регионов 55-летняя Анна Герман в интервью российскому изданию "Новая газета". При президенте Януковиче она работала заместителем главы его Администрации. - Ведь это будет полное фиаско. Порошенко мог бы победить в первом туре. У него и ресурс, и доверие со стороны населения. Но сейчас Тимошенко начнет такие дела делать под ковром - договариваться, интриговать, пугать - что неминуемо приведет ко второму туру

С кем будет договариваться?

- Со всеми. У нее есть очень мощные союзники.

Вы о Турчинове, Авакове, Яценюке?

- Они не настолько важны. Я об одной стране. Не буду называть ее вслух.

Россия?

-  Если Юля сумеет договориться, то в таком случае второй тур пройдет не через три недели, а отложат из-за кризиса, антитеррористической операции и т. п. Ровно на то время, что понадобится, чтобы выиграла Тимошенко. Но если Порошенко после первого тура сможет подобрать себя под уже переформатированное парламентское большинство, то, возможно, победа будет за ним.

Из этих двоих, кто вам ближе?

-  Порошенко. Хотя я всех их слишком хорошо знаю, чтобы голосовать без тревоги. Порошенко - хороший правильный мальчик, а я люблю плохих, потому что они сильнее, честнее.

В смысле?

-  Люблю тиранов. Потому что они могут сделать больше. У них есть сила и решительность. Как-то я заходила к Пете Порошенко в 2012 году. Он неожиданно стал тогда министром экономики, но уже знал, что будет президентом, и готовился. Это было в кабинете. Там, конечно, все прослушивалось. И я написала ему на листочке: "Вся надежда на вас". Как и много других, я уже тогда оглядывалась и искала: кто будет следующим президентом. Потому что было понятно, что Янукович, каким он стал, закончит плохо и очень скоро.

Вы понимали, что дело идет к беде, но продолжали оставаться с ним, даже когда в центре Киева в людей стреляли?

- Это не он отдавал приказ. Он не мог пойти на такое. А я не могла его предать.

Как в Партии регионов оценивают события на Востоке?

-  Как будто обвалилась стена, которая защищала Украину. Упала она в тот же день, когда Янукович уехал из страны. И нас стало обдувать сильными ветрами с разных сторон.

Янукович был стеной?

- Все-таки да. При том, что было сделано много ошибок.

Нынешний уровень коррупции катастрофический. При Януковиче он контролировался хоть как-то его же людьми. Коррупция была управляемой. Сегодня она безгранична, хаотическая, и до осени может быть новая революция с главной ссылкой - против воровства. Если недавно захват предприятий проходил с помощью юристов и бухгалтеров, то сейчас - полная свобода и разговор короткий. В компании врываются боевики и просто отбирают собственность. Эти люди, которые пришли к власти с демократическими лозунгами, на деле очень далеки от либеральных ценностей. Не все, конечно. Мне нравится тот же Яценюк, но он мало, что решает - страной руководит Юлия Тимошенко. И вы видите, что сейчас от Украины на глазах отваливаются куски. Крым ушел от нас мгновенно, хотя такие вещи по отделению продолжаются обычно годами.

Крым ушел - не забрали?

- Ну, забрали. Какая разница?

Полуостров для Украины потерян навсегда?

-  Думаю, да. Хотя мы никогда не смиримся с этим. Россия - это не та страна, где крымчанам опять дадут провести когда-нибудь референдум, если они захотят вернуться назад.

Поддерживаете связь с Виктором Януковичем?

-  Последний раз я с ним общалась в феврале, когда он был в Харькове. У нас не заведено было подчиненным инициировать контакт. Он всегда первый выходил на связь.

Почему вы не ушли тогда с ним?

- Я привыкла уходить от людей, от команд, но не бежать из своей страны.

Кто сейчас консультирует Януковича?

-  Кто-то из российских технологов. С ним уже давно работали россияне. Мое влияние в какой-то момент стало просто нулевым. Начиная где-то с 2012 года, что он уже живет другими идеями. Я знаю всю эту кухню и знала, кто ему вкладывает в голову новые мысли.

Самыми лучшими были первые сто дней президентства Януковича. Он очень быстро развивался, шел вверх. Мы планировали реформы. Но вдруг что-то случилось. Суть реформ начала сводиться к тому, чтобы на них могли заработать определенные бизнесмены. И наиболее болезненно для меня было то, что гуманитарная политика по объединению страны застопорилась. Мы ничего не делали, чтобы он стал президентом всей страны. Мои идеи не доходили до него. Мне сознательно мешали другие его приближенные. Я хотела сблизить Януковича с Западной и Центральной Украиной. В результате, он лишь отдалялся от них. Я говорила: "Виктор Федорович, вы стали президентом всей страны. Люди Запада должны быть вам так же близки, как и жители Донбасса". Но другие советники утверждали, что люди с запада никогда не будут голосовать за него. Но это не так. Доказательство этого, что вся страна поддержала его, когда мы были близки к подписанию ассоциации с Евросоюзом. Запад и Центр, наконец, почувствовали в нем своего лидера. Но тогда рядом с Януковичем уже работали параллельные структуры российских советников. Все вышло иначе.

Есть версия, что нынешний кризис на Востоке - дело рук людей Януковича и кремлевских технологов, которые намерены по меньшей мере подготовить для него место правителя Новороссии. А если удастся - то и в Киев вернуть.

- Если ему это надо, он пойдет на это. Но такой шаг будет недостойный . Лучше было бы погибнуть в своей стране со своим народом, чем оказаться в такой унизительной ситуации. Янукович - человек гордый. Ему сейчас трудно переживать такое унизительное положение, когда его страну насилуют, а он сидит где-то там тихонько и периодически что-то говорит.

После побега президента вы сказали, что Янукович - наибольшее разочарование в вашей жизни.

-  Я еще не умерла, может, кто-то разочарует больше. Но его побег меня поразил. Я верила, что этот человек имеет твердый фундамент. Что он скорее умрет, чем будет позориться. Когда в феврале стреляли в людей, мы сидели в четыре часа ночи в Администрации президента, в его кабинете. Он зашел бледный, без галстука и вдруг говорит: "Мне эта жизнь больше не нужна". Ему редко кто возражал, он очень жесткий человек. Но в тот момент впервые в жизни я позволила себе положить ладонь на его руку и сказала: "С тех пор, как вы поклялись на Евангелии, эта жизнь уже не вам принадлежат. Она принадлежит народу, и не вам ею распоряжаться". Он на меня закричал, хотя никогда не позволял себе этого. А я повторила ему опять. Через 2 часа он успокоился, и мы записали телеобращение, где он соглашался на реформы.

В ночь, когда на Майдане началась стрельба, Янукович встречался с западными дипломатами. Говорят, постоянно выходил звонить Путину. О чем он советовался?

- Он многим звонил. И вице-президенту США Байдену, и госсекретарю Керри. Но Путину - чаще.

Сейчас многие говорят, что между Тимошенко, Януковичем и Путиным наметился временный союз, чтобы сорвать выборы и дестабилизировать Украину.

-  Пока есть Янукович, будет и Тимошенко. Это два антипода. Если уходит один, теряет актуальность второй. Они сейчас ушли оба и ушли навсегда. Хотя оба отчаянно пытаются вернуться. Даже если допустить какую-то реставрацию, это будет лишь на несколько месяцев, на штыках - путинских или чьих-то еще. Но я не завидую им, потому что они все унизятся до самого дна.

Почему Янукович скрывал "Межигорье"? Зачем показывал "гостевой дом", в котором якобы живет?

-  У него никогда в детстве не было дома. А была тюрьма. И вот этот дом в "Межигорье" тоже был, как тюрьма. Когда впервые туда приехала, за каждым кустом сидел охранник. Все эти аллейки и дорожки были ни к чему. Как там гулять - только с надзирателями. Прошлое не давало ему покоя, он как-то неосознанно возвращался туда.

Вы о его тюремных ходках?

-  Да. Ведь когда парень, подросток лишается свободы, по мозгам дает так, что рубец остается на всю жизнь. И этот юношеский шок обусловил то, что по-настоящему свободным он так и не стал. В какой-то момент я начала понимать, что и мы строим не страну, а тюрьму.

Как у него складывались отношения с Путиным?

- Янукович считал себя выше. Не знаю, как сейчас.

Вы всегда вытягивали Януковича из нелепых историй. Эти его перлы: "поэт Чехов", "поэтесса Ахметова", профессор с двумя "ф".

-  Ну, а где и когда у него была возможность знакомиться с писателем Чеховым и читать стихи Ахматовой, если он постоянно думал об Ахметове? Эрудиция не обязательно сопровождает мудрость. Главное - мудрость, а Янукович и мудрый, и сильный. Если он захочет вернуться, то сможет это сделать. Но надеюсь, не будет.

Вам приписывают сотрудничество в советскую эпоху с КГБ. Агентурное имя якобы было "Тереза".

-  Я выиграла суд у журналистов. Опровержения, конечно, никто не напечатал. Они опубликовали якобы мою расписку для центра с моей сегодняшней подписью. Но там же на расписке стоит год. И я принесла на суд свои документы тех лет, где расписывалась фамилией Стецив - моя девичья фамилия. А вот это "А", Анна, появилась только в 1990-х, когда я вышла за Германа, изменила фамилию и подпись. И вот это мое главное доказательство.

Того, что вы - не агент КГБ?

- То была не моя расписка. Агент я, не агент - это уже не важно.

Носила часы за 50 тысяч долларов

Анна Герман родом из Львовщины. Выучилась на журналиста в местном университете. Работала в редакциях нескольких львовских газет. Впервые вышла замуж "не по любви, а из-за денег, потому что надо было поднимать на ноги сестер", - вспоминала о Владимире Коровицине. От него родила сына Николая.

В начале 2000-х возглавляет киевское бюро радио "Свобода". В 2004-ом работает пресс-секретарем премьера Виктора Януковича. Через два года ее избирают народным депутатом от "Регионов".

В 2010-ом после победы Виктора Януковича на выборах главы государства Анна Герман становится заместителем руководителя Администрации президента. Ее сына Николая назначают заместителем министра по чрезвычайным ситуациям. До тех пор он значился помощником нардепа -"регионала" Тараса Чорновила. Младший сын от второго брака Роман Герман погиб в автокатастрофе в июне 2009-го.

На последних парламентских выборах Анна Герман баллотируется в Раду под №13 Партии регионов. На работу ходит в одежде от французской марки "Шанель". Журналисты заметили на ее руке часы с бриллиантами за $50 тыс. Живет в доме на 300 "квадратов" в селе Гореничи под Киевом. Такой стоит около $1 млн.

Сейчас вы читаете новость «"Янукович считал себя выше Путина"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

5

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі