понедельник, 23 сентября 2024 22:37

У Олафа Шольца стало больше шансов на следующую каденцию канцлера, а Европа оказалась на пороге жесткой политической борьбы.

У Олафа Шольца стало больше шансов на следующую каденцию канцлера, а Европа оказалась на пороге жесткой политической борьбы.
Партія канцлера Німеччини здобула важливу перемогу на місцевих виборах. Фото: eastnews.ua

22 сентября в земле Бранденбург, расположенной в Германии, состоялись выборы в местный совет - ландтаг. После аналогичной гонки в Саксонии и Тюрингии, где победили ультраправые "Альтернатива для Германии" (АдГ) и "Союз Сары Вагенкнехт" (ССВ), гонки в Брандербурге должны были стать показательными для основной партии правящей коалиции - "Социал-демократической партии Германии" (СДПГ).

Именно от нее Олафа Шольца выдвинули на должность канцлера. Более того, Бранденбург – еще и родная земля политика (он живет в столице земли – городе Потсдам). Предыдущие опросы свидетельствовали о победе АдГ. Поэтому результатов волеизъявления бранденбуржцев ждали с таким нетерпением.

Утро понедельника, 23 сентября, принесло Олафу Шольцу утешительные новости: СДПГ с результатом в 30,9% обошла АдГ. Следовательно, у Шольца высокие шансы остаться на должности по итогам всеобщих выборов в Бундестаг в сентябре 2025 года. Впрочем, сдержав наступление ультраправых и правых, СДПГ не смогла окончательно отбросить их на низкие позиции. А это сигнал, заставляющий задуматься.

Коалиционные очерки

Земля Бранденбург является регионом социал-демократов, которые остаются правящей партией за рубежом с 1990 года, от воссоединения Германии. Там проживает более 2 миллионов человек, поэтому их настроения важны для общей гонки.

И вот 22 сентября, отдав победу родной СДПГ, избиратели земли вывели АдГ на второе место с небольшим отрывом (29,2%). Вдобавок, третью строчку занял ССВ с 13,5%. На четвёртой правоцентристские христианские демократы (12,1%). Суммарно ультраправые (без христианских демократов) имеют 42,7% голосов, что позволяет им участвовать в коалиционных переговорах. Тем более, вариантов у СДПГ маловато: партия "Союз 90/зеленые" не преодолела барьер в 5% и не попадает в ландтаг, как и "Левая партия".

Бранденбург – не Франция?

Премьер земли Бранденбург Дитмар Войдке перед выборами заявил, что покинет свой пост в случае лидерства ультраправых.

Поэтому сейчас он, без преувеличения, отмечает: "Это важная победа для меня, моей партии, земли Бранденбург, потому что с начала кампании нашей целью было обеспечение стабильности".

Но если Войдке хочет остаться премьером, ему придется формировать правительство меньшинства с христианскими демократами или рассматривать альянс с ССВ. Главный кандидат от ССС Роберт Крамбах уже заявил, что участие "Союза Сары Вагенкнехт" в коалиции возможно только при условии прекращения помощи Украине. Причем, не последним пунктом в этих требованиях поддержка украинских беженцев. Также есть требование отказа от размещения американских ракет на территории Германии. То есть, ССВ акцентирует внимание на традиционной для консерваторов тематике. В то же время лидер зеленых, проигравших выборы, призывает не прекращать поддержку нашей страны.

Обе политические сил будто забыли о номере 2 в гонке - АдГ. Сопредседатель партии Алиса Вайдель заявила, что ее политическая сила – "партия будущего". Другой сопредседатель, Тино Хрупалла, обвиняет другие партии в сознательной игре против АдГ, но обращает внимание – политсила получила блокирующий пакет меньшинства. Другими словами, она может застопорить любое решение в ландтаге и будет пользоваться этим, чтобы склонить другие политические силы к сотрудничеству. То есть, в Германии начинаются политические танцы, которые с июля являются главным номером программы во Франции.

С правыми не так ли страшно?

Премьер Франции Мишель Барнье, назначенный после длительных переговоров и политических договоренностей президента Макрона ради победы над правыми на выборах, вызвал возмущение левых вплоть до призывов об импичменте президенту и акциях гражданского неповиновения.

И вот в эти выходные в Париже снова митинговали через Барнье. На этот раз недовольство вызвал состав правительства, которое он сформировал. Сам премьер назвал команду молодой, так и есть. К примеру, министром финансов, экономики и промышленности стал Антуан Арман, а министерство иностранных дел возглавил бывший министр по делам Европы Жан Ноэль Барро. Оба – сторонники президента Макрона. Для Украины важно, что министр обороны Себастьен Лекорню сохранил свой пост, он тоже близок президенту. Министерство внутренних дел Барнье отдал правоцентристу Брюно Ретайо.

Таким образом, правительство вышло по формуле "центристы + правые".

Сработает ли амортизация

Премьер Барнье пообещал "поиск компромиссов" как ключевую составляющую дорожной карты правительства и "лишь практические шаги" без идеологии.

Однако левый "Новый народный фронт" (ННФ) настаивает на голосовании у парламента вотума недоверия. Французские левые заявляют о ревизии волеизъявления избирателей, их ведь в правительстве нет.

Но лидер левых Оливье Фор признает – голосов не хватает, придется искать их на правом политическом фланге. Показательный эпизод для социал-демократов в Бранденбурге! Тем более, что перспективы есть. Если Жан-Люк Меланшон от левой "Непокоренной Франции" призывает к немедленной отставке правительства, то и ультраправа Марин Ле Пен критикует правительство как "далекий от французов".

Что бывает, когда не "танцуешь", можно увидеть на примере Чехии, где в эти выходные состоялись региональные выборы и первый тур гонки в Сенат. Оппозиционная партия экс-премьера Андрея Бабыша ANO вышла на первые позиции в ряде регионов, потеснив Пиратскую партию, входящую в правящую коалицию. Экс-премьер Бабыш выступает за сворачивание помощи Украине.

Что противопоставить правому уклону

Следовательно, наблюдаем своеобразное продолжение "правого марша" как тренда, проявленного еще во время выборов в Европарламент. С тех пор центристы заключают самые невероятные альянсы, чтобы "отгородить" ультраконсерваторы от основных рычагов власти.

Это не мешает правым и ультраправым продолжать активную политическую деятельность, в частности, участвовать в гонке. Бранденбург – временная пауза для отдыха, даже там консерваторы дышат в спину. Так, 23 сентября крупнейший оппозиционный альянс Германии (Христианско-демократический союз (ХДС) + Христианско-социальный союз (ХСС)) избрал своим кандидатом в канцлеры на выборах в Бундестаг 2025 года Фридриха Мерца. Альянс консервативный, ему будет противостоять, как и на предыдущих выборах, кандидат от СДПГ. Но, кроме Олафа Шольца, у социал-демократов может появиться еще один претендент – Дитмар Войтке, благодаря авторитету которого СДПГ не потерпела поражение в Бранденбурге.

Если не консерваторы, то марксисты

Другими словами, правые силы набирают вес, несмотря на "санитарную границу" в ЕП, которая выдавила их во внепарламентское пространство.

На сегодняшний день единственной рабочей тактикой является та, которую применил Макрон. Однако дальнейшая ситуация будет зависеть от результативности работы правоцентристского правительства, находящегося под значительным давлением слева.

Для Украины важно то, что при любом маневрировании консерваторы будут настаивать на сокращении помощи или тормозить ее. К примеру, Макрон уже призвал к пересмотру отношений с РФ.

В странах условного Глобального Юга наблюдается другой тренд - левая политика. 23 сентября на Шри-Ланке завершили подсчет результатов второго тура президентских выборов и вступил в должность победитель. Им стал лидер левой коалиции "Национальная народная сила" Анура Кумар Диссанаяке, марксист. "Вместе мы перепишем историю", – пообещал победитель.

Сейчас вы читаете новость «У Олафа Шольца стало больше шансов на следующую каденцию канцлера, а Европа оказалась на пороге жесткой политической борьбы.». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі