четверг, 28 декабря 2023 10:00

Спецтема: Война России против Украины

Подводя итогги: важнейшие события года и перспективы войны на 2024-й

Конец года всегда был периодом, когда подводят итоги и готовят планы на будущее. К сожалению, Украина уже десятый год пылает в огне войны, поэтому сейчас мы можем говорить исключительно о ситуации на фронте и пытаться сделать какой-то прогноз на 2024 год.

Горячий 2023-й

В 2023 году на фронте состоялось три мощных операции стратегического уровня: российское зимнее наступление, сконцентрированное вокруг Бахмута и окрестностей, украинское летнее наступление на Запорожском и условно Херсонском направлениях и российское осеннее наступление, которое продолжается до сих пор и сконцентрировано прежде всего на Авдеевском, Бахмутском и Купьянском направлениях. Попробую рассказать о каждом из них, не прибегая к детальному анализу.

Наступление под Бахмутом, которое началось еще летом 2022 года, но активизировалось с началом 2023-го, было логическим продолжением Херсонской операции - судя по всему, российское военное командование пообещало Владимиру Путину, что если оставить Херсон, то сил будет достаточно для того, чтобы достичь успехов на Донбассе. Однако это не сработало - хотя россияне в мае взяли Бахмут (точнее то, что осталось от города), но украинская оборона на других участках удержалась.

На украинское летнее наступление военно-политическим руководством страны и западными партнерами были возложены большие надежды - с большой долей вероятности планировалось, что ВСУ нанесут удары на Запорожском и Южно-Донецком направлениях с перерезанием сухопутного транспортного коридора в оккупированный Крым со стороны Мариуполя. Параллельно планировалось уничтожение мостовых переходов в Крым в районе Чаплинки в Херсонской области с одновременной высадкой морского десанта в районе Кинбургской косы и ударом в направлении трассы Скадовск – Голая Пристань. Это должно было привести к блокаде запорожской группировки российской армии и крушению обороны херсонского левобережья. Однако результаты оказались скромнее - взята под контроль небольшая полоса на левом берегу Днепра в Херсонской области и несколько населенных пунктов (далее Урожайного и Старомайорского продвинуться не удалось).

Причиной неудачного наступления стало, в частности, то, что украинские генералы и советники США недооценили способность российских войск обороняться

О причинах в целом неудачного наступления наши военные лидеры предпочитают не говорить, зато вслух об этом говорят западные журналисты и военные аналитики. Особо резонансной стала статья в газете The Washington Post от 4 декабря 2023 года. Если кратко подытожить весь изложенный материал, то речь идет о том, что как украинские генералы, так и американские советники недооценили способность российских войск обороняться, в том числе с использованием большого количества противотанковых и противопехотных мин и задействованных противником беспилотников.

После того, как россиянам стало ясно, что наступательный потенциал ВСУ полностью исчерпан, они перебросили все имеющиеся резервы, которые держали на всякий случай, на восток, активизировав боевые действия сразу на трех направлениях - Авдеевском, Купьянском и Бахмутском. Очевидно, что причина этого наступления лежит в политической плоскости - нынешний обладатель Кремля хочет показать положительные для себя результаты перед своими перевыборами весны 2024 года. В то же время российские медиа сейчас пытаются как можно меньше говорить о войне - они говорят об "активной обороне". В случае, если армия ничего не сможет предъявить обществу, Путин будет просто замалчивать эту тему.

По состоянию на середину декабря 2023 года ситуация на фронте для украинской армии не выглядит катастрофической, хотя россиянам и удалось достичь определенных тактических успехов.

В целом ситуацию на фронте на конец 2023 года прекрасно охарактеризовал главнокомандующий ВСУ Валерий Залужный в статье для другого западного издания - The Economist. Главком признал, что на фронте сейчас позиционный тупик.

Автор: Владимир КАЗАНЕВСКИЙ
 

Перспективы 2024 года

Судя по всему, следующий год в плане ведения боевых действий будет очень и очень сложным для Украины. Собственно, президент Владимир Зеленский в одном из своих видеообращений в декабре заявил буквально следующее: "Наши цели на 2024 год четкие - защита наших людей, усиление ПВО, лишение террористов преимущества в воздухе, совместное производство оружия, дальнейшая изоляция России и использование замороженных российских активов". Очевидно, что о каких-то наступательных действиях нашей армии пока речь не может идти в принципе. И это связано прежде всего с неопределенностью поставок вооружений от наших западных партнеров, особенно от США. Украинское командование не будет рисковать уже имеющимся вооружением для новых атак, когда получение новых вовсе не гарантировано. Причин для уменьшения поставок достаточно много - они как объективные (элементарное исчерпание оружия на складах), так и субъективные (США входят в год президентских выборов, когда на повестку выходят внутренние проблемы, превосходящие внешние).

В ближайшем будущем следует ожидать продолжения российских атак по всем направлениям, интенсивность которых в зимний период будет повышаться или снижаться в зависимости от погодных условий

С другой стороны, в ближайшем будущем следует ожидать продолжения российских атак по всем направлениям, интенсивность которых в зимний период будет повышаться или снижаться в зависимости от погодных условий.

Причем вряд ли стоит ожидать масштабного российского наступления раньше лета. Очевидно, что к середине весны при текущем количестве войск и уровнем их пополнения (а, к сожалению, кампания по найму новых солдат оказалась успешнее, чем многие ожидали) российские военные смогут продолжать боевые действия. Практически гарантировано, что до перевыборов Путина в марте 2024 года масштабной волны мобилизации в РФ не будет, а даже если будет позже, то в любом случае потребуется время для элементарной подготовки мобилизованных и боевого согласования подразделений.

Мысли о будущем

На сегодняшний день очевидно, что российско-украинская война приобретает затяжной характер. Мало того, западный мир оказался не готов к военным действиям такого масштаба в XXI веке, поэтому именно сейчас у Украины есть определенный дефицит 155-мм снарядов и боеприпасов вообще. И дальнейший вектор развития для Украины - это максимальная ставка на налаживание производства всего необходимого для фронта внутри страны. Именно это является предохранителем, который позволит смягчить внешние риски в долгосрочной перспективе. И в этом смысле сейчас очень важна техническая помощь со стороны партнеров - например, помощь в производстве боеприпасов, развертывание производства бронетехники, техническое обслуживание транспортных средств.

Другое направление - это инновационное развитие. В нашем случае это прежде всего акцент на создание и серийное производство средств радиоэлектронной борьбы в очень широком спектре - от условно "окопных РЭБ" до мощных станций для прикрытия стратегических объектов.

Тактика "размена людей на территории", которую пытается навязать нам Россия, является для нас неприемлемой

Что касается невоенной составляющей, то требуют также изменения и подходы к мобилизации - очевидно, что человеческий потенциал по сравнению с агрессором у нас меньший, поэтому та тактика "размена людей на территории", которую пытается навязать нам Россия, для нас неприемлема.

И, наконец, нужно что-то делать с политическими дрязгами внутри страны - тем более что есть пример Израиля, где сразу после начала очередного обострения было сформировано Правительство национального единства. Более того, попытка вовлечь в политическую борьбу и армию (то есть военных лидеров) очень негативно влияет на моральную составляющую борьбы и косвенно на ситуацию на фронте.

Сейчас вы читаете новость «Подводя итогги: важнейшие события года и перспективы войны на 2024-й». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі