— Спать нереально. Лег — абажур трясется. Фуры всю ночь гоняют, покоя не дают, — говорит Сергей Мордвин, 54 года, из села Наконечное Второе Яворовского района.
Общаемся возле международной трассы Львов-Краковец. Она тянется через все село. Целый день сюда ездят машины - в нескольких километрах отсюда граница с Польшей, есть автомобильный переход. В населенном пункте ограничение скорости для машин до 60 км/ч. Но большинство водителей его не соблюдают. При въезде и возле сельсовета на асфальте есть "лежачие полицейские". Машины притормаживают возле них, а потом снова разгоняются.
В селе живет немного больше 1 тыс. человек. Жители ездят на работу в райцентр. У кого есть машина - перевозят через границу разный товар.
Мордвин гонит корову по дороге. Автомобили объезжают их, сигналят.
- Здесь вообще ехать быстрее 30 километров в час нельзя, - машет руками. - Тротуаров нет, люди жмутся к заборам, чтобы под машину не попасть. Не бывает и года, чтобы кого-то не сбили. Пару недель тому назад легковушка корову покалечила. С домами вообще беда. У кого новые, кирпичные, на высоких фундаментах, то еще нормально. А деревянные оседают, трещины дают. В прошлом году писали заявления в сельсовет, просили деньги на ремонты, всем дали по 200 гривен. Посмеялись разве. Здесь двух тысяч мало, чтобы все в порядок привести.
Трое мужчин несут возле дороги старый диван. 3 мин. ждут, когда не будет машин, чтобы перенести его на противоположную сторону. Становятся возле забора, закуривают.
— Здесь единственый выход — делать объездную дорогу, — говорит Сергей Сеймовский, 35 лет. - Но разве, кроме нас это кому-то нужно? Объезд еще при Кучме начали делать. Засыпали песком - на том все и кончилось. При Ющенко взялись с другой стороны села, лес вырубили. И снова заглохло. А тем временем родители детей боятся в школу отпускать, чтобы под машину не попали.
Два года тому назад машина сбила насмерть жителя Наконечного Второго 17-летнего Тараса Вахулу. Люди перекрыли дорогу. На асфальт вывезли стволы деревьев, заборы, разожгли костер. Требовали запретить движение машин через село. С тех пор ничего не изменилось.
Захожу в дом Ивана Антонишина, 68 лет. В апреле он попал под машину. Мужчина сидит на кровати с перемотанной ногой.
- Та я, йой! - отмахивается. - Уже и не помню, как это было. Час восьмой, темень. Свет над дорогой есть, но его то включают, то нет. Тот шофер и не видел, как я по обочине шел, зацепил меня. Сам всю жизнь на машине проработал. Понимаю, что он не хотел этого. Мы с ним все заладили. Отвез меня в больницу, полежал пару дней. Поставили аппарат Ализарова - те железяки. Да и забылось. А за людей страшно.
Начальник областной службы автомобильных дорог 59-летний Петр Шпитак говорит, что строительство объездной вокруг Наконечного Второго было прекращено из-за Евро-2012. Так как в рамках подготовки к чемпионату разработали альтернативный проект. Концессионная дорога Львов-Краковец должна была обойти все населенные пункты.
- От международной трассы страдают все села - и Куликов, и Ивано-Франко, - говорит. - Эта дорога решила бы и их проблемы. К сожалению, за неимением средств строительство так и не начали. Надеемся, проект будет реализован в ближайшие годы.
В последние годы объездные дороги в области сделали возле сел Олесьо Бусского района и Деревач Пустомитовского.
- Жалобы поступают от жителей всех сел, которые лежат на важных автомобильных направлениях, - продолжает Петр Теодорович. - Есть проект 16-километрового объезда вокруг Стрыя. Ориентировочная стоимость - 800 миллионов гривен. Строительство наземных переходов не всегда решит проблему. Это целесообразно делать в селах, где уже есть хорошее покрытие, широкая полоса движения. Например, община Солонки возле Львова обратилась с такой просьбой.
Комментарии