понедельник, 25 июля 2011 05:00

"В областном совете оскорбления, грязь и цинизм. Иногда мне хочется выйти из зала"

Автор: фото: Игорь ХОМИЧ
 

- Если бы мне дали время, то за пять лет вы не узнали бы область, - уверяет 58-летний Александр Сендега. В 2003-2004-х он возглавлял Львовскую облгосадминистрацию. После оранжевой революции до сих пор руководит государственным предприятием "Львовгаздобыча". Является депутатом облсовета от Партии регионов.

Встречаемся в современном офис-центре предприятия. Сендега в белой рубашке с короткими рукавами, светлых брюках и туфлях. Стены кабинета увешаны картами области.

Сессию облсовета транслируют в интернете. Депутаты стали более открыты?

- Это политическая реклама. Депутатское большинство ("Свобода". - "ГПУ") хочет показать, как все плохо при сегодняшней власти. Здесь постоянные оскорбления. Обязательно очернит тебя. Все заявления, которые делают коллеги-депутаты, - с цинизмом, неуважением, грязью. Каждый вопрос рассматривают через призму политики, чтобы зарабатывать дивиденды на будущее. Иногда мне просто не хочется находиться в таком зале.

Моя фракция - малочисленная. Наши предложения проходят мимо. На последней сессии рассматривают вопрос Грибовицкой свалки. В проекте решения предлагают признать Грибовичи территорией экологического бедствия. Ну признаем, и что дальше? Где те инвесторы, которые хотели взяться за утилизацию? Послушали заместителя городского головы полчаса, покритиковали. На этом все и закончилось.

Пришло время административной реформы. Тот, кому мы доверили власть представительную, пусть формирует исполнительный орган. Пусть депутатский корпус не только критикует, а берет в свои руки дороги, школы, больницы. И покажет, как надо делать.

Вы всегда называли себя аполитичным хозяйственником. Почему баллотировались от "Регионов"?

- Ко мне обратились люди из этой политической силы как к беспартийному. Попросили быть в их списках, убедили, что настраиваются на перестройку. В 2003-2004 годах я работал с Януковичем, когда был губернатором, а он - премьер-министром. Также с Азаровым - он был тогда первым вице-премьером. Мне с ними очень много удалось сделать. Сиховский путепровод разные люди 15 лет обещали. Мы его построили за восемь месяцев со всеми развязками. Также отстроили центр Жовквы, завершили строительство львовского онкоцентра, первой очереди кардиоцентра во Львове.

Поехал тогда-то среди лета в Жовкву. Там меня встретили пикетом 40 семей, жившие в замке в ужасных условиях, без туалетов. Я еще не знал, как это сделаю, но пообещал, что в Сочельник вручу им ордера на новое жилье. Они говорят: "Лжец". Я нашел недострой в Жовкве. Подал свое предложение Азарову. Поехал к нему на прием, а он спрашивает: "Деньги не разворуют?". Потребовалось 5 миллионов. "Даю один, что-то сделаешь, приедешь за остальными", - говорит мне. Я приезжаю через пару месяцев. Азаров спрашивает: "КРУ посылать?". Говорю - посылайте. Поверил мне, остальные дал. Когда вручал ордера, люди плакали.

Что власть делает неправильно в подготовке к Евро-2012?

- В 1999 году с покойным Георгием Кирпой мы восстанавливали тогдашний аварийный стадион "Украина". Там сделано хорошее начало. Если бы всю прилегающую территорию привести в европейское состояние, то это обошлось бы в 500 миллионов гривен. Параллельно можно было бы еще и стадион СКА подтянуть. А вложили такие большие деньги (2,5 млрд грн. - "ГПУ") в арену, на которой сыграют несколько матчей. Люди, решившие ее строить, убегут и будут со стороны наблюдать. А обслуживание ляжет на чьи-то плечи.

А вот реконструированный аэропорт будет служить и служить, отобьет себя. Большой плюс - ремонт дорог. Такого объема работ, который выполняют сейчас, я не помню.

Какие ошибки вы совершали, будучи губернатором?

- Ни о чем не жалею. Всегда надо прогнозировать. С 2004 года президент Леонид Кучма лет пять не приезжал на Львовщину, потому что здесь ходили лозунги "Украина без Кучмы". Он уехал в Германию. Там его спросили о немецком завод в нашей области - "Леоне". Оттуда мне звонок, что Кучма едет на Львовщину. При организации визита мне поставили условия, что делегация должна проехаться на новом автобусе ЛАЗ. Но какой ЛАЗ - завод еле работал. Деваться некуда - делаем на конвейере новый автобус. Прокатили его 50 километров, служба безопасности проверила. Но тут я засомневался. Говорю помощнику: "Бери новый" Неоплан "и все время едь сзади и будь на связи". Кучма приземляется, заходим в автобус. Я сажусь с ним, сбоку - Кирпа. Говорит, что дымом тянет. "Это от шасси самолета занесло", - убеждаю их. "Да нет, - Кирпа срывается с кресла, - горим!". Дым стелется по полу. Выходим, а там еще и люди с транспарантами под аэропортом стоят. "Ну вот, началось", - говорит Кучма. Подумал, что начались диверсии. Я звоню, из-за угла выезжает другой автобус. Садимся. Под аэропортом, оказалось, стояла партия социал-демократов, приветствовала президента. Кучма успокоился. О задымленном автобусе никто не узнал. Все подумали, что президент новый ЛАЗ посмотреть хотел. Оказалось потом, это масло попало в печь для обогрева и начало дымить.

Сколько получают работники "Львовгаздобыча"?

- 3500 гривен. У нас работают 1180 человек. Сейчас будем праздновать столетие начала добычи газа на Львовщине. Пиком был 1960 год. Тогда в Западной Украине добывали 12 миллиардов "кубов". Сейчас - миллиард. Регион сам не может обеспечить себя газом, потребляет вдвое больше. Добыча и использование газа становятся невыгодными. Пробурить одну скважину обходится в несколько миллионов. Да и потребители сегодня переходят на другие источники энергии. Николаевский цементный завод использовал раньше полмиллиона "кубов" в сутки, сегодня - несколько десятков тысяч, перешел на уголь.



Односельчан устраивает на работу

Александр Сендега начинал карьеру сортировщиком на Львовском почтамте. Говорят, еще до губернаторства заручился поддержкой социал-демократов и покойного Георгия Кирпы, тогдашнего министра транспорта.

Он воспитал двух сыновей - Романа и Тараса. Оба женаты. Крестным отцом Тараса является народный депутат от Партии регионов, владелец рынка Южный во Львове - Петр Писарчук. Тарас работает в правоохранительных органах в Киеве. Жена 54-летняя Лариса Романовна - начальник управления казначейства в Галицком районе Львова.

О жене и о том, где живет семья, говорить отказывается.

- Это мое личное дело, - нервничает.

Экс-губернатор родился в селе Полтва Буского района.

- Сендегу у нас все уважают, - говорит жительница села Надежда, 54 года. - Он когда-то и дорогу сделал, и телефоны провел. Сейчас организует туристические поездки для людей по святым местам, сама недавно в Крехов ездила. Купил когда-то компьютеры в школу, их, правда, потом украли. В селе живет его мать 84-летняя Ольга. Хата ее невзрачная, простая. Многие крестьяне ездит к нему о работе просить. Всем помогает.

Сейчас вы читаете новость «"В областном совете оскорбления, грязь и цинизм. Иногда мне хочется выйти из зала"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

1

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі