24 января директора львовского коммунального предприятия "Збиранка" Богдана Горбаля, 59 лет, оштрафовали на 850 грн. Предприятие вывозит отходы областного центра на Грибовицкую свалку без разрешений.
— Мы обязали Львовский горсовет обеспечить мониторинг состояния подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв и растений вокруг свалки. Но на сегодня эти требования не выполнены, — говорят в пресс-службе Государственной экологической инспекции области.
На полигон в ВеликиеГрибовичи Жовковского района55 лет свозят мусор из Львова. На площади 40 гектаров собралось около 50 млн т отходов. Слой хлама достигает 60 м.
Жители окрестных сел более 10 лет требуют закрыть свалку. Несколько раз перекрывали международную трассу Львов — Рава-Русская.
— Однако власть ничего не делает, — говорит Марк Шпикула, 36 лет, из Великих Грибовичей. — А мы ежедневно нюхаем вонь. Соседнее село Малехив больше всего страдает. Оно же в каком-то полукилометре от свалки. Фильтрат того мусора, токсичных отходов, стоки из гудронових озер текут прямо в реку Малеховку, отравляют воду в колодцах. Люди уже отчаялись. Рады хоть тому, что благодаря мусорнику провели водопровод. Многие из наших ходят на полигон сортировать мусор. Мешки сдают переработчикам. Те приезжают грузовиками, на месте рассчитываются с людьми. Ясно, что тот бизнес нелегален. Львовская власть об этом знает, но молчит. Вероятно, получает свою долю.
Едем на полигон утром 19 января. Он в 3 км от трассы. Над свалкой кружат сотни ворон. Полигон без ограждения, ветер разносит мусор на несколько километров. От вони тошнит. К входу от села идет группа людей. Мужчины и женщины одеты в грязные штаны, болоньевые куртки. Держат длинные палки и большие самодельные сетчатые мешки. На свалке расходятся, выворачивают из-под завалов пластиковые, стеклянные бутылки, бумагу, металлические вещи.
— Ты кто такой? — кричит полная женщина лет 40, вымахивает металлической мотыгой. — Ану вали отсюда. Нам рекламы не надо!
Спрашиваю мужчину пенсионного возраста, сколько зарабатывает в день.
— Думаете, приятно здесь рыться в мусоре? — отвечает неохотно. — Аж самому противно бывает. А что же поделаешь? Пенсия просто смешная. Уже бы умирал, но детей жаль. У них тоже работы нет. Тут вот немного пороюсь да и какую копейку заработаю.
Полгода назад областная санэпидемстанция проводила проверку в селах возле свалки. В воздухе, почвах и воде обнаружили превышение вредных веществ.
— В таком состоянии, как сейчас, свалка функционировать не может, — говорит главный санитарный врач области Роман Павлив. — Там срочно нужно построить очистительные сооружения — для переработки инфильтрата, который выходит оттуда.
Чиновники львовского горсовета от комментариев воздерживаются.
5 000 000
СТОЛЬКО кубометров твердых бытовых отходов ежедневно создают жители области и промышленно-хозяйственный комплекс. Централизованным сбором вывозят лишь 37% мусора. Остальные — стихийно.
В области действуют 357 свалок. Больше всего их в Золочевском, Сокальском, Самбирском и Мостиском районах. 75 не отвечают санитарным требованиям. Еще 46 нужно немедленно закрыть.
Комментарии