"Самый первый рождественский хлеб делают для коровы, потому что она считалась кормилицей", — рассказывает 77-летняя Зоя Черная из села Стена Томашпольского района на Виннитчине.
Называют его "рожеством", "різдвяником" или просто "різдвом". Из дрожжевого пшеничного теста хозяйка лепит два валика, скручивает их в жгут и сгибает в форме подковы. А концы накладывает один на другой с запасом, чтобы вышли рожки. Испеченное "рожество" кладет на горшок с кутьей, а затем вешает на гвоздь под образами.
— Храним его, пока корова не отелится. Тогда первое, что ей даем есть — воду с кусочками "рожества". Чтобы она крепкой была, чтобы быстрее сил набралась.
К Рождественско-новогодним праздникам на Подолье до сих пор пекут несколько разновидностей праздничного хлеба. На Свят-вечер на покуте кладут "хозяина" — три праздничных хлеба один поверх другого.
— Ржаной хлеб — это "хозяин", он лежит внизу, на нем держится все, — объясняет Анастасия Мудла, 82 года, из села Уяринцы Тивровского района Виннитчины. — "Василий" — самый большой, это как будто туловище, а "иорданский калач", меньше "Василия", — голова.
"Василий" — это новогодний каравай, хотя его обычно пекут также в канун Рождества. Выпекают из сдобного дрожжевого теста, сверху вылепливают украшения из теста. В дохристианские времена они были магическими знаками.
— Обязательно должен быть вот такой закрутьон, как восьмерка. Это значит вечную жизнь. Чтобы урожай был хорошим, леплю колоски. А птицы — это души наших умерших, они охраняют урожай.
Выпекать "Василия" хозяйка должна в хорошем настроении — чтобы год удался урожайный. Чтобы в хозяйстве все водилось, припевает:
Ой, Василю, Василечку,
Ой, не гони кури по подвір"ячку.
А наші кури знесуть яєчко,
А ми спечемо тай Василечка.
В давние времена во время Святого ужина за хлебом прятался отец и спрашивал детей, видят ли они его. Дети должны были ответить "нет".
— Дай, Боже, чтобы и на тот год не видели, чтобы и на тот год хлеб уродил, — отвечал отец.
"Хозяина" едят на Рождество, 7 января. С него начинают праздничный завтрак. Хозяин снимает "иорданский калач" и "Василия", кладет их на рушнике рядом. Берет "хозяина", целует, крестит ножом и отрезает для каждого члена семьи.
"Василий" с "иорданским калачом" остаются на столе дожидаться своей очереди: на старый Новый год съедают "Василия", а на Крещение — "иорданский калач".
"Василием" также угощают засевальщиков. Хозяйка крестит ножом "подошву" хлеба, режет его на ломти и дает детям вместе с деньгами.
Среди 12 блюд на Сочельник на стол ставят пирожки с разной начинкой — капустой, горохом, сливами, вишнями, маком и тому подобным. Их раздают детям. Ребенок должен запомнить, с какой начинкой ему достался пирожок. Если в следующем году заблудится, то должен вспомнить, с чем был его пирожок на Святой вечер, и будто бы тогда сразу найдет дорогу домой.
Калачи носят крестным и родственникам
В подольских селах рождественские калачи из белой пшеничной муки называют "колачами". Дети с ними носят ужин на Святой вечер крестным, родственникам. Когда-то носили и бабам-повитухам.
Близкие по возрасту дети из одной семьи носят ужин по большей части вместе, поэтому и колач берут один. Но случается, что старшие не хотят идти с младшими, тогда мать должна испечь колач для каждого. Готовя детям ужин, насыпает в миску кутьи, сверху кладет несколько вареников, поверх колач и завязывает все в белый платок.
Крестные или родственники ужин кладут на стол, детей усаживают. Угощают своими блюдами, дают гостинцы и деньги. Потом развязывают принесенный ужин, пробуют кутью. Берут один вареник и колач, а вместо того досыпают своей кутьи. Кладут свой вареник и свой колач, завязывают платок. Дети идут к другим родственникам, меняя свой ужин в каждом жилище. Домой приносят колач из последнего дома.
Комментарии