За последний год украинское образование и политика памяти продолжали склоняться в сторону советского прошлого, считает доктор физико-математических наук, переводчик и общественный деятель Максим Стриха. В интервью Gazeta.ua он оценил политику украинского правительства в гуманитарной сфере за 2012 год.
Эксперт приводит примеры, когда украинским образованию и культуре приходилось выживать самостоятельно, без официальной поддержке:
"Бывали периоды, когда власть не поддерживала украинскую культуру, скажем в царские времена. И издание украинских книг, и театральные труппы финансировались исключительно людьми, которые хотели потреблять этот культурный продукт. Также их спонсировала украинская патриотическая община. У нас не много фамилий таких меценатов, прежде всего - Евгений Чикаленко, также Платон Семиренко, на средства которого вышел "Кобзарь" 1870 года. Также в определенные периоды украинская культура финансировалась хорошо, но ценой абсолютной идеологической повиновения".
Как можно охарактеризовать культурную политику украинской власти за последний год?
- В уходящем году, в сфере культуры политика была инерционной. Украинская культура как могла выживали и мы имели два слоя - достаточно развитую элитарную культуру, которая могла представлять Украину где угодно в мире, и процесс полного заполнения нашего массового рынка низкосортной продукцией, преимущественно руссийской. Показатели радио и каналов всем известны - видно, что большинство СМИ не имеют никакого отношения ни к украинскому, ни к культуре. Назову красноречивый пример: везде в европейских столицах на FM можно найти два-три канала с хорошей классической музыкой, а в Киеве нет ни одного. Есть только маломощное "Радио Культура", которое, к счастью, еще существует. Но оно транслируется на нижних диапазонах, который сегодня уже мало у кого есть. Украина - одно из немногих государств, не участвующее в международном проекте по трансляции опер из Метрополитенопера в кинотеатры. Вместе с тем мы охотно принимаем всевозможных московских звезд. В Киеве даже есть специальные фирмы, которые обзванивают людей и предлагают билеты на продажу, намекая, что "здесь будет сам Азаров, не упустите такую возможность". Поэтому регионалы за последний год ничего заметного не сделали. В отличие от сферы памяти и образования, где была предпринята попытка повернуть все на 180 градусов к советским временам.
Этот поворот связывают с именем одного человека - Дмитрия Табачника. Ему удалось достичь цели?
- Здесь власть также действовала фрагментарно. Институт национальной памяти, хотя и существует, но его деятельность не проявляется никак внешне. Превратился в коммунистический заповедник во главе с известным коммунистическим историком Солдатенко.
Активным, как обычно, было министерство образования, которое пыталось менять акценты в учебниках. И даже в практиках - к примеру, вместо ПЛАСТовских вещей пытались внедрить парамиллитарную игру "Зарница". Здесь Табачник был активным и последовательным. Наверное, ему достаточно многое удалось.
В дальнейшем Табачник не изменит свой курс?
- Я не вижу оснований менять ему политику. Вопреки всем протестам, президент его оставил. Почему вдруг он должен меняться? Он, очевидно, любит быть центром скандалов. Наверное, мы дальше будем наблюдать скандалы с участием с одной стороны Табачника, а с другой - условно говоря, Фарион. Как по мне, Янукович тут играет с огнем, он не осознает насколько эта фигура является контроверсионной в глазах широкого слоя людей, в том числе, большого количества проголосовавших за Партию регионов.
В научной среде его влияние является таким же сильным?
- Ученые по своей природе преимущественно люди не публичные. Пока идеологического диктата в сфере академической науки нет хотя бы потому что эту сферу, к счастью, контролирует не Табачник, а все еще самоуправляющаяся Академия наук. Там главной проблемой является колоссальное сокращение финансирования. На сегодняшний день, чтобы выполнить необходимые нормативы в финансировании, нужно было бы сократить треть ученых. А число работников Академии и так сократилось в 1,5 раза за время независимости.
Недостаток финансирования - это главная проблема украинской науки?
- Украинская наука имеет самую главную проблему - властные элиты вообще не знают зачем она нужна государству. И хотя научный бюджет Украины сегодня равен суммарному бюджету футбольных клубов "Динамо" и "Шахтер", наши элиты размышляют стоит ли платить эти деньги, а не сэкономить и пустить, условно говоря на очередное Межигорье. Поэтому процессы коллапса украинской науки могут скоро стать необратимыми. Ведь ученые, как и все люди, хотят есть, а кроме того, нуждаются в доступе к источникам и информации.
Комментарии
21